Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 19:45, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение психологии общения.
Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
Раскрытие понятия, видов и функций общения, делового общения, восприятия в процессе общения.
Изучение понятий стереотип и предубеждение, с приведенными примерами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Понятие, виды и функции общения 4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 10
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 17
Заключение 19
Список литературы …………………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 48.33 Кб (Скачать документ)

         Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2

1. Понятие, виды и функции общения 4

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 10

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 17

Заключение 19

Список  литературы …………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение.

     Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и  осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет  потребности, трудится) не иначе как  через взаимодействие, общение с  другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.

      Психология  общения встречается в любой  сфере деятельности, где работает больше двух людей.

     В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями. В общении происходит обмен информацией  и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения". 
 
 
 

      Целью данной работы является изучение психологии общения.

      Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

      Раскрытие понятия, видов и функций общения, делового общения, восприятия в процессе общения.

      Изучение  понятий стереотип и предубеждение, с приведенными примерами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.Понятие,  виды и функции  общения.

      Общение – необходимое условие нормального  развития человека как члена общества и как личности, условие его  духовного и физического здоровья. Подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку, мы нуждаемся друг в друге. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

     Общение — это сложный многоплановый  процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку  единой стратегии взаимодействия. Главными средствами общения являются язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки (любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида:

     1) интенциональные – специально используемые для передачи информации;

     2) неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент и т.д.).

Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения  между представителями различных  этнических общностей (см. Культура общения). 
Функции общения - его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет основных шесть функций:

1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

     В зависимости от используемой техники  общения и его целей можно  выделить следующие виды общения:

  • «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
  • Формально-ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
  • Светское общениеопределяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
  • Манипулятивное общение – направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личности собеседника.
  • Деловое общение, направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания отношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов.

     Все многообразие видов общения можно  разделить на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) – определяется служебными и социальными статусами  людей; 2) неформальное общение (личностное) – определяется их личными статусами  и личными целями. Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:

     

     При этом в качестве субъектов общения  может выступать как индивидуум, так и группа. [1]

      Деловое общение – это процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение  конкретной проблемы или реализацию определенной цели.[2]

      Деловое общение можно условно разделить  на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно – временная дистанция).

     В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение может проявляться  в различных формах:

  • деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения);
  • деловые встречи (групповые и с глазу на глаз);
  • публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.);
  • собрания;
  • пресс-конференции (брифинги);
  • деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты;
  • собеседования (например, при приеме на работу);
  • общение через средства массовой коммуникации (по телефону, через Интернет, по обычной и электронной почте) и др.

          Деловое общение  принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора. Умение общаться в неофициальной обстановке - важный компонент профессиональной культуры любого специалиста. Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.

    Предметом делового общения является дело:

     Содержание  делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

     Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения.[1]

     Особенности делового общения:

    1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

    2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

    3. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.[1]

    Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, что бы строить  совместную деятельность, слтрудничество.[3] 
     
     

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия.

     Восприятие  - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

     В процессе приема и переработки человеком  различной информации, поступающей  в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

     Перцептивные действия - основные, структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. Перцептивный - относящийся к восприятию. Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.

Информация о работе Психология общения