Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим : "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
1. Психология человеческих взаимоотношений
2. Восприятие при общении
3. Содержание межличностного восприятия
4. Роль межличностного общения в развитии личности
5. Общение и психологические средства общения
6. Психология эффективного влияния
7. Общение и проблемы его изучения
8. Барьеры общения
9. Техника общения
10. Приемы повышения эффективности общения
Курсовая работа по психологии
на тему:
«Психология общения»
Выполнила: Котова Н.В.
Брянск 2012
Содержание:
1. Психология человеческих взаимоотношений
2. Восприятие при общении
3. Содержание межличностного восприятия
4. Роль межличностного общения в развитии личности
5. Общение и психологические средства общения
6. Психология эффективного влияния
7. Общение и проблемы его изучения
8. Барьеры общения
9. Техника общения
10. Приемы повышения
Введение
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим : "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Общение включает в себя
все многообразие духовных и материальных
форм жизнедеятельности человека и
является его насущной потребностью.
Ни для кого не секрет, пишет польский
психолог Е. Мелибруда, что "межличностные
отношения имеют для нас
Как известно, необходимость
общения обусловливается в
Интерес к проблеме общения
уходит своими корнями в далекое
прошлое. Общение, процессы взаимодействия
между людьми, их взаимоотношения, те
вопросы, с которыми сталкивается человек,
вступая в контакт с другими
людьми, всегда привлекали к себе пристальное
внимание. Психолог и социолог И.С. Кон
пишет, что "люди неизменно считают
подлинную дружбу редкой и расцвет
ее, как правило, относят к прошлому".
Эта своего рода тоска по настоящей
дружбе, по искренности общения в
прошлом является преувеличенной. Ведь
в наше время можно наблюдать
множество проявлений подлинной
дружбы людей, их искренности и
Может показаться, что с
понятием общения, хорошо известным
каждому, особых проблем не возникает.
Вроде бы все прекрасно знают,
что такое общение. С этим словом
связываются привычные
Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.
1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играет важную роль в общении.
Межличностные отношения
в реальной системе жизнедеятельности
людей занимают важное место. Существование
межличностных отношений есть как
бы реализация безличных отношений
в деятельности конкретных личностей,
в актах их общения и взаимодействия.
Для каждого участника
2. ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ
Обычно наше восприятие другого
человека базируется на поиске впечатлений,
отражающих основные характеристики его
личности. Раз проявившись, эти характеристики
позволяют нам объяснить разные
поступки человека и приводить их
в соответствие с впечатлением о
нем. Очень часто наше первое впечатление
оказывается и самым прочным
Речь идет об эффекте первичности. У
школьников, получавших в начале года
отличные отметки, а затем переставших
работать, больше шансов оставить у
преподавателя благоприятное
Эффект первичности
Эффект ореола проявляется
в том, что первоначальное отношение
к какой-то одной частной стороне
личности переносится на весь образ
человека, а затем общее впечатление
о человеке - на оценку его отдельных
качеств. Если общее впечатление
о человеке благоприятно, то его
положительные черты
Эффект проецирования проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: Все люди подобны мне или Другие противоположны мне. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через розовые очки и ошибиться.
Эффект последней информации проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
3. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Содержание межличностного
восприятия зависит от характеристик
как субъекта, так и объекта
восприятия потому, что они включены
в определенное взаимодействие, имеющее
две стороны: оценивание друг друга
и изменение каких-то характеристик
друг друга благодаря самому факту
своего присутствия. В первом случае
взаимодействие можно констатировать
по тому, что каждый из участников, оценивая
другого, стремится построить
Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы. Пытаясь определить черты личности другого человека на основании своих первых впечатлений, мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо, наоборот, в элементах той ситуации, в которой он оказался.
Если нет доводов, позволяющих
говорить о внутренних причинах, поведение
обычно связывают с ситуацией. В
других случаях, при попытках понять
причину поведения другого
Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их классифицируем - подростки, преподаватели, женщины, политические деятели и т.д. Подобно тому, как восприятие отдельных разных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи).
Создающиеся таким образом
стереотипы часто порождают у
нас слишком условное и упрощенное
представление о людях, если мы затем
устанавливаем с этими людьми
контакт, заранее зная, чего от них
можно ожидать, такое представление
нередко лишает нас выгод, связанных
с познанием отдельной
4. РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Анализ связи общественных
и межличностных отношений
Посредством общения деятельность
человека организуется и обогащается.
Построение плана, например, совместной
деятельности требует от каждого
участника оптимального понимания
задач, уяснения специфики ее объекта
и даже возможностей каждого ее участника.
Согласование деятельности отдельных
участников возможно осуществить благодаря
такой характеристике общения, как
присущая ему функция воздействия,
в которой и проявляется
5. ОБЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Одна из главных особенностей человека - это наша способность передавать друг другу посредством речи информацию о событиях, подчас очень далеких во времени и пространстве. Коммуникация, однако, может происходить и без участия нашего сознания - посредством всего нашего невербального поведения, включающего взгляды, выражение лица, позы, межличностную дистанцию, интонацию голоса. Исключит коммуникацию невозможно, поскольку всякое поведение в присутствии другого человека уже есть коммуникация.
Общение, будучи сложным
социально-психологическим
– значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность, доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость.
– речевые звуковые явления: темп речи, тональность голоса, дикция речи.
– выразительные качества голоса (смех, хмыкание, плач, шепот).
Невербальный язык. Выражение
лица сильнее всего подчеркивают
уголки губ, нахмуривание или поднимание
бровей и сморщивание лба. Эти
элементы мимики позволяют выразить
всю гамму эмоций и чувств - от
приятного удивления до разочарования.
Взгляд - ключевой элемент невербальной
коммуникации. Как правило, именно взглядом
собеседник выражает интерес к разговору.
Бегающий взгляд чаще всего говорит
о скуке. Пристальный взгляд, устремленный
прямо в глаза собеседника, часто
воспринимается как признак агрессивности.
Большое значение придается и
жестам. Свои чувства мы выражаем и
телодвижениями. Прикосновение у
представителей разных культур имеет
разное значение. Оно является неотъемлемым
элементом коммуникации в Африке,
на Среднем Востоке и в