Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим : "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Содержание

1. Психология человеческих взаимоотношений
2. Восприятие при общении
3. Содержание межличностного восприятия
4. Роль межличностного общения в развитии личности
5. Общение и психологические средства общения
6. Психология эффективного влияния
7. Общение и проблемы его изучения
8. Барьеры общения
9. Техника общения
10. Приемы повышения эффективности общения

Работа состоит из  1 файл

Психология общения.docx

— 40.69 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Курсовая  работа по психологии

на тему:

«Психология общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Котова Н.В.

Брянск 2012

Содержание:

1. Психология человеческих  взаимоотношений

2. Восприятие при общении

3. Содержание межличностного  восприятия

4. Роль межличностного  общения в развитии личности

5. Общение и психологические  средства общения

6. Психология эффективного  влияния

7. Общение и проблемы  его изучения

8. Барьеры общения

9. Техника общения

10. Приемы повышения эффективности  общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Невозможно себе представить  развитие человека, само существование  индивида как личности, его связь  с обществом вне общения с  другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс  отмечали в связи с этим : "...действительное духовное богатство индивида всецело  зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и  повседневная практика свидетельствуют  о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения  с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и  является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные  отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая  притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери : "Единственная настоящая роскошь - это роскошь  человеческого общения". Но часто  ли мы задумываемся о необходимости  анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость  общения обусловливается в конечном счете необходимостью совместного  участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы  духовной жизни, то здесь центральное  место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами  поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения  уходит своими корнями в далекое  прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими  людьми, всегда привлекали к себе пристальное  внимание. Психолог и социолог И.С. Кон  пишет, что "люди неизменно считают  подлинную дружбу редкой и расцвет  ее, как правило, относят к прошлому". Эта своего рода тоска по настоящей  дружбе, по искренности общения в  прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать  множество проявлений подлинной  дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить  проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить  человека, не испытывающего дружеских  чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с  понятием общения, хорошо известным  каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления  о контактах и отношениях людей  друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве  профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция  общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного  жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы  трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играет важную роль в общении.

Межличностные отношения  в реальной системе жизнедеятельности  людей занимают важное место. Существование  межличностных отношений есть как  бы реализация безличных отношений  в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для каждого участника межличностных  отношений эти отношения могут  представляться единственной реальностью  вообще каких бы то ни было отношений. Но взаимодействие и коммуникация с  другими людьми бывают затруднены потому, что мы редко воспринимаем людей  объективно. Чаще всего наше восприятие других людей основывается лишь на впечатлениях, а также на истолковании и оценке мотивов их поведения  в зависимости от того, какие качества мы в них предполагаем и в какой  ситуации они находятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ

Обычно наше восприятие другого  человека базируется на поиске впечатлений, отражающих основные характеристики его  личности. Раз проявившись, эти характеристики позволяют нам объяснить разные поступки человека и приводить их в соответствие с впечатлением о  нем. Очень часто наше первое впечатление  оказывается и самым прочным  Речь идет об эффекте первичности. У  школьников, получавших в начале года отличные отметки, а затем переставших  работать, больше шансов оставить у  преподавателя благоприятное впечатление, чем у учеников, посредственные результаты которых в начале года сменились  неуклонным прогрессом, продолжавшимся до его конца.

Эффект первичности проявляется  в том, что первая услышанная или  увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение  к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая  будет опровергать первичную, все  равно помнить и учитывать  вы будете больше первичную. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное, в первом впечатлении о человеке могут  преобладать негативные чувства. Чтобы  первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно  положительно настроиться на него.

Эффект ореола проявляется  в том, что первоначальное отношение  к какой-то одной частной стороне  личности переносится на весь образ  человека, а затем общее впечатление  о человеке - на оценку его отдельных  качеств. Если общее впечатление  о человеке благоприятно, то его  положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее  впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются  превратно.

Эффект проецирования  проявляется в том, что другому  человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен  логически предположить: Все люди подобны мне или Другие противоположны мне. Упрямый подозрительный человек  склонен видеть эти качества характера  у партнера по общению, даже если они  объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может  воспринять незнакомого через розовые  очки и ошибиться.

Эффект последней информации проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о  человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО  ВОСПРИЯТИЯ

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик  как субъекта, так и объекта  восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее  две стороны: оценивание друг друга  и изменение каких-то характеристик  друг друга благодаря самому факту  своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация  поведения другого человека может  основываться на знании причин этого  поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной  жизни люди сплошь и рядом не знают  действительных причин поведения другого  человека или знают их недостаточно.

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти  процессы. Пытаясь определить черты  личности другого человека на основании  своих первых впечатлений, мы часто  ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого  человека, либо, наоборот, в элементах  той ситуации, в которой он оказался.

Если нет доводов, позволяющих  говорить о внутренних причинах, поведение  обычно связывают с ситуацией. В  других случаях, при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным, отличающимся и обычным или нет.

Наше восприятие других людей  зависит и от того, как мы их классифицируем - подростки, преподаватели, женщины, политические деятели и т.д. Подобно тому, как  восприятие отдельных разных предметов  или событий со сходными особенностями  позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той  или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи).

Создающиеся таким образом  стереотипы часто порождают у  нас слишком условное и упрощенное представление о людях, если мы затем  устанавливаем с этими людьми контакт, заранее зная, чего от них  можно ожидать, такое представление  нередко лишает нас выгод, связанных  с познанием отдельной личности.

 

4. РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО  ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет  расставить правильные акценты в  вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Оба ряда отношений  человека - общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в  общении. Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности  индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения  человека к окружающему его предметному  миру всегда определены его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение. В реальном общении  даны не только межличностные отношения  людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные  привязанности, неприязнь и прочее, но в кань общения воплощаются  и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения. Многообразные  отношения человека не охватываются только межличностным контактом. Его  поведение определяется также построением  системы его связей, а этот процесс  может быть реализован тоже только в общении. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает  в нем как способ цементирования индивидов, и в месте с тем  выступает в нем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существования  общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения  как единственной роскоши, которая  есть у человека.

Посредством общения деятельность человека организуется и обогащается. Построение плана, например, совместной деятельности требует от каждого  участника оптимального понимания  задач, уяснения специфики ее объекта  и даже возможностей каждого ее участника. Согласование деятельности отдельных  участников возможно осуществить благодаря  такой характеристике общения, как  присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется обратное влияние общения на деятельность. Важно понимать, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают  новые связи и отношения между  людьми.

 

 

 

 

5. ОБЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Одна из главных особенностей человека - это наша способность  передавать друг другу посредством  речи информацию о событиях, подчас очень далеких во времени и  пространстве. Коммуникация, однако, может  происходить и без участия  нашего сознания - посредством всего  нашего невербального поведения, включающего  взгляды, выражение лица, позы, межличностную  дистанцию, интонацию голоса. Исключит коммуникацию невозможно, поскольку  всякое поведение в присутствии  другого человека уже есть коммуникация.

Общение, будучи сложным  социально-психологическим процессом  взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от лат. устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. В структуру речевого общения  входят:

– значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность, доступность, правильность построения фразы и  ее доходчивость.

– речевые звуковые явления: темп речи, тональность голоса, дикция речи.

– выразительные качества голоса (смех, хмыкание, плач, шепот).

Невербальный язык. Выражение  лица сильнее всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей и сморщивание лба. Эти  элементы мимики позволяют выразить всю гамму эмоций и чувств - от приятного удивления до разочарования. Взгляд - ключевой элемент невербальной коммуникации. Как правило, именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит  о скуке. Пристальный взгляд, устремленный прямо в глаза собеседника, часто  воспринимается как признак агрессивности. Большое значение придается и  жестам. Свои чувства мы выражаем и  телодвижениями. Прикосновение у  представителей разных культур имеет  разное значение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке и в большинстве  стран с латинской культурой. Голос тоже выражает чувства. Так, спокойный  и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а взвинченный - воспринимается как признак агрессивности. Вербальный означает словесный паралингвистический означает связанный с речью. Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут. Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать. По известной формуле Меграбяна, при первой встрече каждый из нас на 55 процентов верит невербальным сигналам другого человека, на 38 процентов - паралингвистическим и лишь на семь - содержанию речи. При последующих встречах это соотношение может измениться, однако значение невербальных и паралингвистических сигналов не стоит недооценивать.

Информация о работе Психология общения