Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим : "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Содержание

1. Психология человеческих взаимоотношений
2. Восприятие при общении
3. Содержание межличностного восприятия
4. Роль межличностного общения в развитии личности
5. Общение и психологические средства общения
6. Психология эффективного влияния
7. Общение и проблемы его изучения
8. Барьеры общения
9. Техника общения
10. Приемы повышения эффективности общения

Работа состоит из  1 файл

Психология общения.docx

— 40.69 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ПСИХОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО  ВЛИЯНИЯ

Влияние в межличностном  общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или  через их посредство. Когда руководитель добивается от подчиненных решения  важной задачи или достижения цели, он не только достигает какого-то социально  значимого результата, но реализует  собственную потребность добиваться успеха (избегать неудачи, избегать неопределенности). Во многих случаях влияние может  быть направлено прежде всего на удовлетворение личных потребностей, хотя оно совершается  под видом пользы для дела, для  общества, для других людей и т.п. Например, учитель может использовать предоставленную ему возможность  влияния для того, чтобы удовлетворить  потребность в ощущении собственной  силы, самоутвердиться за счет своих  учеников, испытать чувство удовлетворения от того, что они вынуждены подчиняться  его требованиям, возможно, даже справедливым. Руководитель может удовлетворять  свою потребность добиться одобрения  вышестоящего начальника или потребность  выместить на других свою неудовлетворенность, озлобление жизнью, поэтому под маской критики или непосильных требований будет унижать или оскорблять подчиненных. Родители могут стремиться удовлетворить свою потребность  в отдыхе и покое, когда требуют  от своих детей самостоятельности  или выдержки и т.д.

Каждый из нас может  пытаться влиять на других, чтобы удовлетворить  потребности, никак прямо не связанные  с учебными, воспитательными или  профессиональными задачами. Однако для многих людей свойственно  считать цели своего влияния на других благородными, т.е. продиктованными  интересами дела, общества, развития творчества. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно  скрываются. Они могут быть связаны  со вполне оправданными человеческими  потребностями в сочувствии, внимании, принятии другими людьми, одобрении, психологическом комфорте, одиночестве, безопасности, подтверждении собственной  значимости и силы. Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы  не пытаться воздействовать на других неконструктивными способами, прикрываясь  интересами дела или общества. Осознав  свои цели, можно решить, насколько  они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти  конструктивные способы получения  помощи и поддержки других людей  для их осуществления.

 

7. ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ  ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.

Общение - проявление фундаментальных  свойств психики. Человек общается всегда. Многие ученые, работающие в  области изучения этого вопроса, большое внимание уделяют разработкам  различных техник и видов слушания, чтобы облегчить и сделать  оптимально комфортным общение людей.

Процесс слушания. Иногда слушание понимают как пассивное поведение  в разговоре. В таком случае в  диалоге, пока один из партнеров говорит, другой лишь в лучшем случае молча  ожидает перерыва в его речи и, как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах, а  в худшем случае перебивает партнера. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по такой схеме, и вспомните. какое  чувство у вас возникало в  этих случаях. Хотелось ли вам продолжить разговор о своих проблемах, особенно если эти проблемы были важны для  вас? Возникало ли у вас чувство  доверительности общения и что  вы нужны своему партнеру? Наверное, ответ будет отрицательным. Вспомните  и другие случаи, когда вас слушали  таким образом, что вам хотелось говорить с этим человеком снова  и снова, когда у вас после  разговора с ним возникало  чувство своей значимости, нужности, облегчения. Таким образом, исследователи, работающие над проблемами общения  считают, что одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а  с живым человеком, который слушает  и понимает его. Исследователи отмечают следующие приемы слушания:

1.Глухое молчание (видимое  отсутствие реакции).

2. Поддакивание (ага, угу, да-да, ну, кивание).

3. Эхо-реакция - повторение  последнего слова собеседника.

4. Побуждение (Ну и... И  что дальше).

5. Уточняющие вопросы  (Что ты имел в виду?).

6. Наводящие вопросы (Что?  где? когда? почему? зачем?).

7. Продолжение (когда слушатель  вклинивается в речь и пытается  завершить фразу, подсказывает  слова).

8. Эмоции (ух, здорово, ах, смех, скорбная мимика).

9. Невежливые реакции  (Глупость, Ерунда все это...).

10. Расспрашивание (задает  вопрос за вопросом, не объясняя  цели).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия  или отсутствия в процессе общения  коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный  смысл. А в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации. И отсюда ее искажение, эти варианты обозначаются как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие  ясно слышат передаваемые слова. Но придают  им иное значение. Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере.

Значительно большая возможность  искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это  происходит. Когда люди. Получив  какую-либо информацию. Более заняты своими чувствами. Предположениями. Чем  реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом. Слова имеют первичное буквальное значение и вторичное эмоциональное.

Возникает барьер непонимания  из-за погрешностей в самом канале передачи информации, это так называемое фонетическое непонимание (диалекты, жаргон, сленг, слова-паразиты и т. д.).

Семантический барьер непонимания  связан с различиями в системах значений участников общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

Техника общения – это  способы преднастройки человека на общение с людьми. Его поведение  в процессе общения, а приемы –  предпочтительные средства общения, включая  вербальные и невербальные.

Прежде чем вступить в  общение с другим человеком. Необходимо определить свои интересы. Соотнести  их с интересами партнера по общению. Оценить его как личность, выбрать  наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения  необходимо контролировать его ход  и результаты. Уметь правильно  завершить акт общения. Оставив  у партнера благоприятное и неблагоприятное  впечатление о себе и сделать  так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе  общения его техника включает такие элементы. Как принятие определенного  выражения лица, позы, выбор начальных  слов,. тона высказывания, движений и  жестов, привлекающих партнера действий. Направленных на его преднастройку. В процессе общения применяются  различные виды техники и приемы разговора, основанные на использовании  обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ОБЩЕНИЯ

Прием «имя собственное» –  основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым он общается. Это показывает внимание к личности. способствует утверждению личности. вызывает у него чувство удовлетворения.

Прием «зеркало отношений» – состоит в доброй улыбке и  приятном выражении лица. Возникает  чувство защищенности, что образует положительные эмоции и формирует  аттракцию.

Прием «золотые слова» –  заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Это ведет к  образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность  к собеседнику.

Прием «терпеливый слушатель» - вытекает из терпеливого и внимательного  выслушивания проблем. Это приводит к удовлетворению одной из самых  важных потребностей – потребности  в самоутверждении. Ее удовлетворение. Естественно, ведет к образованию  положительных эмоций и обусловливает  расположенность к партнеру по общению.

Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимании к хобби, увлечениям людей, что также повышает его вербальную активность.

 

 

 

Заключение

Изучив данный реферат  мы узнали, что формы межличностного  общения, во многом зависят от чувств, которые человек испытывает по отношению к своим близким, товарищам по работе, незнакомым людям и т. д. На основе этих чувств он вырабатывает стратегию поведения и общения, которая может соответствовать или не соответствовать интересам личности, помогать или мешать достижению поставленных ею целей. Говорят же в обиходе: "Мне чувство подсказывало не делать этого" или "Я поступил, как мне подсказало чувство". Эти чувства и основываются на экспектациях – взаимных ожиданиях, требованиях, которые могут сложиться как между двумя индивидами, так и между индивидом и группой.

Отношения, нарушенные из-за обманутых ожиданий, могут, конечно, быть восстановлены, но могут быть настолько  осложнены, что серьезно изменят  всю систему экспектаций, т. е. сложившихся  и ставших привычными взаимоожиданий и требований. Большая практическая важность проблемы взаимодействия людей  вызвала к жизни многочисленные экспериментальные исследования социально-психологических  механизмов общения. Изучались, в частности, ожидания школьников и студентов  относительно различных аспектов взаимоотношений  в коллективах. Было установлено, например, что около 70% обследованных старших  школьников имеют высокий уровень  притязаний относительно занимаемого  ими положения в неформальных группах (товарищи по двору, по любительским занятиям и др.) . В целом для  всех возрастных групп (кроме младших  школьников) Обнаруживается тенденция  к переоценке своего положения в  группе. Это говорит о том значении, которое имеет для индивида мнение неформального коллектива, и об его  стремлении  к повышению своего собственного статуса в группе, а  также о неосознаваемом переносе желаемого (ожидаемого) на действительное. Анализ совпадения ожидаемого с реальным показал, что с возрастом "коэффициент  осознанности" возрастает.

Причина неосознаваемости экспектаций  коренится в устойчивости тех  норм, которым мы постоянно подчиняем  свое поведение. Привычка соблюдать, например, нормы общественной морали настолько  широко вошла в жизнь, что начинает осознаваться нами только н случае каких-либо отклонений или нарушений. Человек, нарушивший общественные требования – экспектации, как правило, пытается оправдаться, большинство же людей, экспектации которых обмануты, выражают свое недовольство, возмущение. Если же все идет нормально, то о них никто  не вспоминает. Они образуют как бы сам собой разумеющийся фон нашей повседневной жизни и оказываются в нашем поле зрения лишь тогда, когда гладкое течение событий в группе, коллективе, в личной жизни наталкивается на какое-нибудь препятствие. Люди, у которых близки культурные интересы и потребности, общий культурный опыт, легко сходятся и объединяются для совместной деятельности. Других же они находят странными и непонятными – обычная реакция на людей, чье поведение противоречит определенным экспектациям, которые, как известно, находятся в прямой зависимости от уровня культуры.

Практика показывает, что несовпадение экспектаций по непринципиальным вопросам супружеских отношений не представляет угрозы брачному союзу. Это своеобразная "болезнь роста", ибо на протяжении совместной супружеской жизни такие  несовпадения снимаются благодаря  сближению личностных особенностей, ценностей, вкусов, привычек и настроений супругов, тесно связанных друг с  другом достаточно длительное время. Жизненные  наблюдения говорят о том, что  супруги сближаются не только в тех  или иных оценках и мнениях, но и становятся как бы похожими друг на друга, что проявляется в их поведении и поступках. Все это  требует взаимного внимания, согласованности, взаимопонимания.

Вопрос об отклонениях, допускаемых  социальными (личностными и ролевыми) экспектациями , очень важен. Естественно, что ожидания и требования одного человека к другому иди к группе, их взаимопонимание имеют определенные рамки и пределы. Поэтому здесь  играет определенную роль    взаимное    приспособление   партнеров       с       учетом        их         установок         и       ценностей, особенностей характеров, конкретных ситуаций и  т. д. Например, инженер конструкторского бюро может обратиться за помощью  к своему товарищу, коллеге по работе, но вряд ли станет просить товарища, чтобы тот выполнял всю его  работу. Оба прекрасно оценивают  не только возможности и способности  друг друга, но и пределы, ограничивающие объем оказания помощи.

Как уже отмечалось, при  наличии устойчивых экспектаций  многие формы общения становятся сами собой разумеющимися. При этом легче осуществляются совместные действия, люди правильнее представляют себе, как  следует относиться к находящемуся рядом человеку, на что можно и  на что нельзя рассчитывать и т. д. Ясное представление о возможностях вклада каждого в общее дело положительно влияет на формирование коллективистских отношений, на со здание благоприятного социально-психологического климата.

Информация о работе Психология общения