Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (формули­ровка мысли, идеи). Итогом общения становится вза­имное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рас­сматривать как взаимо­связанные стороны развивающей человека социальной активности. В реаль­ной жизнедеятельности человека общение и деятельность как спе­цифические формы социальной активности выступают в единстве, но в опре­делённой си­туации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Со­держание ка­тегории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельно­сти, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен инфор­мацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Содержание

1. Понятие, виды и функции общения ………………………………….….. 3
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия ……….… 8
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, соци­альных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к дру­гой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискрими­национной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участво­вать …………………………………………………………………………..….. 14
Литература …………………………………………………………………….. 15

Работа состоит из  1 файл

Психология общения .doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)


2

 

Содержание

 

1. Понятие, виды и  функции общения ………………………………….….. 3

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия ……….… 8

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, соци­альных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к дру­гой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискрими­национной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участво­вать …………………………………………………………………………..….. 14

Литература …………………………………………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, виды и функции общения

 

     Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (формули­ровка мысли, идеи). Итогом общения становится вза­имное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рас­сматривать как взаимо­связанные стороны развивающей человека социальной активности. В реаль­ной жизнедеятельности человека общение и деятельность как спе­цифические формы социальной активности выступают в единстве, но в опре­делённой си­туации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Со­держание ка­тегории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельно­сти, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен инфор­мацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

     Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне чело­века оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжи­тельного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. Поэтому общение стало объектом социально-психоло­гического анализа в 20 веке.

     Содержание в общении - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения мо­гут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоя­нии живого существа, информация о со­стоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у жи­вотных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижиз­ненно приобретенный опыт, знания, способ­ности и навыки. Челове­ческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внут­реннему содержанию. По содержанию обще­ние может быть представлено как:

      Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые слу­жат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

      Когнитивное - обмен знаниями.

      Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

     Иллю­страцией когнитивного и деятельного общения может служить об­щение, свя­занное с различными видами познавательной или учебной дея­тельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяю­щая круго­зор, совершенствующая и развивающая способности.

      Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состоя­ниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчи­танное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать опре­делён­ное воздействие на самочувствие друг друга.

      Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами. Та­кое общение имеет своим содержанием пере­дачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к дей­ствиям в определённом направ­лении. Например, один человек желает до­биться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.

     Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид актив­ности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необхо­димо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения биологических потребностей, то у чело­века они представ­ляют собой средство удовлетворения многих разнообраз­ных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, по­требностей интеллектуального роста, нравственного разви­тия и ряда других.

     По целям общение делится на:

      Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органиче­ских потребностей.

      Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межлич­ностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

     Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо со­вместную продуктивную деятельность людей и служит средством повыше­ния качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Сущест­вует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребно­стей, например:

      Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психо­логических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глу­боко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, опре­деление своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит во­круг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

      Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимули­руется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

      Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетво­рения специфической потребности, а именно – потребности в обще­нии.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или са­мостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

     Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помо­щью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого, вос­приятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, ко­торые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие зна­ковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тек­сты, схемы, рисунки), технические средства записи, передачи и хранения инфор­мации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная и др.). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные живые существа, обитающие на планете Земля.

     Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают про­цессам общения конкретную специфику в конкретных формах:

1) Инструментальная функция характеризует общение как социальный ме­ха­низм управления и передачи информации, необходимой для исполнения дей­ствия. 2) Интегративная - раскрывает общение как средство объединения лю­дей. 3) Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопони­ма­ния психологического контекста. 4) Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

     Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельно­сти), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в со­ответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

     Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, мас­совом и межличностном. При этом под прямым общением понимается есте­ственный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и не­вербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Косвенное общение характери­зуется включением в процесс общения "до­полнительного" участника как по­средника, через которого происходит пере­дача информации.

     Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных орга­нов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голо­совые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой фор­мой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного об­щения. Опосредствованное (т.е. посредством чего-либо) общение может рас­сматриваться как неполный психологический контакт при помощи письмен­ных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Такое общение свя­зано с использованием специальных средств и орудий для орга­низации об­щения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, бро­шенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевиде­ние и т.д.).

     Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными ви­дами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понима­ния, совместного опыта деятель­ности.

     Общаясь, люди стремятся понять друг друга; чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова.

2. Роль восприятия в про­цессе общения. Ошибки восприятия

 

     Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств; отражение в сознании человека непосредственно воз­действующих на его органы чувств предметов, явлений в целом, а не от­дельных их свойств, как это происходит при ощущении.

     Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:

     Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Пер­вич­ный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной анали­тико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отли­чие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целост­ного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Од­нако об­раз восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и вклю­чает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определен­ное обобщенное значение. Обобщенность является высшим проявлением осознанности челове­ческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием инфор­мации, посту­пающей прямо из внешней среды. При этом формируются об­разы, с кото­рыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В за­висимости от анализаторов различают следующие виды воспри­ятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус.

     Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его ин­тере­сам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целена­прав­ленно и само является активной деятельностью. Помимо ощущений в про­цессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс воспри­ятия включаются психиче­ские процессы еще более высокого уровня, такие как память, внимание, на­правленность, т.е. желание (т.к. огромную роль в восприятии играет желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанно­сти воспринять его, волевые усилия) и мышление. Поэтому восприятие часто называют пер­цептивной (воспринимающей) системой человека. В свою оче­редь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес и т.д.) основных признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Предмет может быть интересен или безразличен, т.е. он может вызывать у человека различные чувства. Естественно, что интересный предмет воспринимается более активно, и наоборот, безразличный человек может даже не заметить.

Информация о работе Психология общения