Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (формули­ровка мысли, идеи). Итогом общения становится вза­имное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рас­сматривать как взаимо­связанные стороны развивающей человека социальной активности. В реаль­ной жизнедеятельности человека общение и деятельность как спе­цифические формы социальной активности выступают в единстве, но в опре­делённой си­туации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Со­держание ка­тегории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельно­сти, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен инфор­мацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Содержание

1. Понятие, виды и функции общения ………………………………….….. 3
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия ……….… 8
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, соци­альных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к дру­гой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискрими­национной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участво­вать …………………………………………………………………………..….. 14
Литература …………………………………………………………………….. 15

Работа состоит из  1 файл

Психология общения .doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

     Помимо восприятия человеком окружающего мира, предметов, других людей, важная роль отводится и восприятию самого себя. Самовосприятие - это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в ре­зультате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Самовосприятие контролирует всё, что человек может сделать и что не может, то, что явля­ется для него трудным и что лёгким и даже то, как другие реагируют на него. Необходимо управление самовосприятием. Человек всегда ведёт себя только так, как себя воспринимает, и его воспринимают в полном соответствии с восприятием себя. Действия, чувства, мотивы, способности, мнения других людей изменить нельзя. Можно изменить самовосприятие и автоматически изменится вся жизнь, люди вокруг, даже способности и таланты. Адекватное самовосприятие – это всегда самое положительное восприятие себя. Подсоз­нание чутко отзывается на мнение человека о себе и срабатывает автомати­чески только на то, на что он его настроили, либо на достижение успеха и счастья, либо поражения и несчастья. А настройка – это самовосприятие.

     Что касается изучения биологической обратной связи, то этот процесс уходит корнями в учение И. П. Павлова об условных рефлексах. П. К. Ано­хин показал, что принципу обрат­ной связи принадлежит решающая роль в регулировании как высших приспособительных реакций человека, так и его внутренней среды. Н. Винер определил "обратную связь" как способ регулиро­вания на основе непрерывного поступления новой информации о функционировании сис­темы. Л.С. Миллер и его соавтор обратили внимание на существование двух типов телесного самовосприятия: личного (ощуще­ние себя изнутри) и пуб­личного (ощущение "извне" своего физического об­лика), и предположили, что успешность обратной связи должна быть связана главным образом с соб­ственным внутренним телесным самовосприятием.

     Обратная связь – это сообщение, адресованное человеку о том, как другой человек его воспринимает, что чувствует при общении с ним. Существуют следующие правила обратной связи:

      говорить о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают какие-либо чувства;

      если говорить о том, что не нравиться в данном человеке, то отмечать то, что он сможет при желании в себе изменить;

      не давать оценку.

     Важной сферой исследования межличностной перцепции является изу­че­ние процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Оха­рактеризуем следующие перцептивные барьеры делового обще­ния:

  1. Фактор превосходства - когда наблюдатель ощущает превос­ход­ство парт­нера по какому-то важному для него параметру - уму, ма­те­риаль­ному поло­жению и т.п. Суть происходящего заключается в том, что чело­век, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному пара­метру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Т.е. происходит его общая личностная переоценка. Так, в экстре­мальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слу­шать в спокойной обстановке.

  2. Фактор привлекательности - восприятие партнера по общению как привле­кательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне при­влека­тельного человека люди также склонны переоценивать по другим важ­ным для них социально-психологиче­ским параметрам. Существует так назы­вае­мый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваи­вают этот стереотип очень рано. Зо­лушка и Белоснежка красивые - и хоро­шие. Сводные сестры и колдунья без­образ­ные - и плохие.

  3. Фактор отношения к наблюдателю - вос­при­ятие партнера, в основе кото­рой лежит характер отношения к наблюда­телю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разде­ляют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

     Таким образом, общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Мно­жество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечат­ления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуни­кацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологи­ческие особенности участников обще­ния. Укажем на некоторые из них.

     Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зави­сят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, при­су­щее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уве­рен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздей­ствие первого впечатления может оказаться решающим. Возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что делает или говорит один чело­век, дру­гой человек не реа­гирует на его поведение, поскольку уже сделал свое заключение, на которое невозможно повлиять.

     Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнару­жили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложен­ных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

     Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать одно­родность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатле­ние об одном качестве человека на все его другие качества. Действует не­сколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематиче­ски переоцени­вать различные психологические качества тех, кто превосхо­дит их по ка­кому-то существенному для них параметру. В одном остроумном экспери­менте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В од­ной группе его представляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора. После того как гость уходил, участ­ников эксперимента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного муж­чины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.

     При формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного че­ловека. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недо­оценка) происхо­дит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть дейст­вием фактора превосходства.

     Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нравится внешне, то другой человек склонен считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его психологические характеристики.

     Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «от­ношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто отно­сится к нам плохо.

     Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа формирования пер­вого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы; привычное представление о группе людей, о которой существует скудная информация. Любой стереотип является порождением опреде­ленной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том слу­чае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что ви­димым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете сте­реотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, невеже­ства. Стерео­типизация предполагает определенную оценку неиз­вестных вос­принимаю­щему свойств и качеств его партнера, что может при­вести к неаде­кватному общению в дальнейшем, за пределами ситуации пер­вой встречи.

     Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, более точно в отношении главных в данный мо­мент характеристик и менее точно в отношении остальных. Вот почему тре­буются дополнительные уси­лия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми. Важно отме­тить, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт об­щения, вполне способен точно определить наиболее значимые харак­тери­стики партнера — его социально-демографическую, профессиональную при­надлежность, психологические черты. Однако эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах. Чем менее нейтральны отношения, чем бо­лее люди заинтересованы друг в друге, тем выше вероятность ошибок. Поведе­ние человека во многом зави­сит от того, как он вос­принимает ситуа­цию, в которой находится. Воспри­ятие является важ­ным источником объяс­нения поведения. К тому же, изме­няя восприятие той жиз­ненной ситуа­ции, в кото­рой находится человек, можно изменить его поведе­ние. Следовательно, изу­чение восприятия — одна из основных задач психоло­гии.

 

3. Соотнесите предлагаемые  социально-психологические понятия и их определения:

 

     На мой взгляд, правильным будет следующее соотношение:

     Стереотип – это личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискри­минаци­онной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участ­вовать; Предубеждение – это односторонний, искаженный и, как правило, предубеж­денный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрас­тных, социальных, этнических групп или классов.

     Другими словами, предубеждение – это отрицательное отношение к той или иной группе (категории) людей или к культурной практике, чаще всего безосновательное; ложное, предвзятое, отрицательное мнение о ком-чем-либо, предрассудок. Например, вообразите, что кто-то старается убедить о полезности употребления в пищу вареных насекомых. Можно ответить: - Они отвратительные.- Но крабы тоже отвратительные, тем не менее многие любят их. - Да, но в насекомых нет питательной пользы, - продол­жаете вы. - На самом деле в них очень много белков, - отвечает оппонент. Он может использовать и другие аргументы, но дело в том, что не есть насеко­мых – это результат пищевого предубеждения, которое существует в некото­рых культурах. Некоторые предубеждения происходят от единичного лич­ного опыта (пришлось пережить неприятную встречу с представите­лем какой-то этнической, социальной, религиозной или другой группы, и эта встреча породила предубеждение относительно всей группы). Другие преду­беждения происходят от родительских поучений типа «мы не имеем ничего общего с такими людьми». Люди, которые чувствуют себя в опасности, мо­гут использовать другую группу как козла отпущения, т.е. как социально признанную цель, которую обстреливают из-за этой опасности. Так фашисты поступали с евреями, большевики с помещиками и капиталистами.

     Стереотипы - это психологические связи, либо врожденные, либо образо­вавшиеся в далеком прошлом, и ставшие настолько автоматическими, что человек их даже не осознает. Стереотипы определяют и регулируют львиную долю мышления и поведения человека. Они отвечают за походку, почерк, ак­цент, привычки, характер, способы обработки информации, поведение в по­хожих ситуациях, и т.д. Благодаря тому, что стереотипы практически не осознаются, они почти не поддаются контролю со стороны сознания, зачас­тую заставляя человека поступать определенным образом даже вопреки его воле. Так, на набережной города Сочи один предприимчивый молодой чело­век зарабатывает неплохие деньги на одном из стереотипов нашей культуры. Все мы в детстве учились ездить на велосипеде, и со временем этот процесс стал автоматическим и превратился в стереотип. Наблюдательный предпри­ниматель соединил руль велосипеда с колесом зубчатой передачей, и теперь, когда ездок поворачивает руль влево, колесо поворачивается вправо, и на­оборот. За определенную плату любому желающему предлагается с трех по­пыток (для женщин - с пяти), проехать на этой необычной конструкции всего шесть метров в любую сторону, не касаясь ногами земли. Приз - десятикрат­ная сумма первоначального взноса. Многим это предложение кажется легкой возможностью заработать, тем более, что они видят, как лихо разъезжают на этом велосипеде сам хозяин и его помощник. На моих глазах десятки же­лающих проверить свою ловкость объезжали непокорного железного коня. Результат - разбитые об асфальт локти, колени и носы, и ни одного справив­шегося с такой простой, казалось бы, задачей. Человек садится в седло, на­страивается, хорошо понимая, что ему нужно всего лишь поворачивать руль в обратном направлении, при этом смещая центр тяжести в другую сторону. Но - его стереотип настроен иначе, а подсознание охотнее подчиняется сте­реотипу, чем разуму. Итог: велосипед летит в одну сторону, человек, вместе с непокорённым стереотипом, - в другую.

     Таким образом, предубеждение непосредственно связано со стереотипом, а именно оно часто основывается на отрицательном стереотипе.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001г.

2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаи­модействий. СПб.: Нева, 2003г.

3. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005г.

4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002г.

5. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред. Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.

7. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.

8. http:// www.rb.ru

9. http:// www.encyclopedia.ru

 

 

 



Информация о работе Психология общения