Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа
Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (формулировка мысли, идеи). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
1. Понятие, виды и функции общения ………………………………….….. 3
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия ……….… 8
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать …………………………………………………………………………..….. 14
Литература …………………………………………………………………….. 15
Помимо восприятия человеком окружающего мира, предметов, других людей, важная роль отводится и восприятию самого себя. Самовосприятие - это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Самовосприятие контролирует всё, что человек может сделать и что не может, то, что является для него трудным и что лёгким и даже то, как другие реагируют на него. Необходимо управление самовосприятием. Человек всегда ведёт себя только так, как себя воспринимает, и его воспринимают в полном соответствии с восприятием себя. Действия, чувства, мотивы, способности, мнения других людей изменить нельзя. Можно изменить самовосприятие и автоматически изменится вся жизнь, люди вокруг, даже способности и таланты. Адекватное самовосприятие – это всегда самое положительное восприятие себя. Подсознание чутко отзывается на мнение человека о себе и срабатывает автоматически только на то, на что он его настроили, либо на достижение успеха и счастья, либо поражения и несчастья. А настройка – это самовосприятие.
Что касается изучения биологической обратной связи, то этот процесс уходит корнями в учение И. П. Павлова об условных рефлексах. П. К. Анохин показал, что принципу обратной связи принадлежит решающая роль в регулировании как высших приспособительных реакций человека, так и его внутренней среды. Н. Винер определил "обратную связь" как способ регулирования на основе непрерывного поступления новой информации о функционировании системы. Л.С. Миллер и его соавтор обратили внимание на существование двух типов телесного самовосприятия: личного (ощущение себя изнутри) и публичного (ощущение "извне" своего физического облика), и предположили, что успешность обратной связи должна быть связана главным образом с собственным внутренним телесным самовосприятием.
Обратная связь – это сообщение, адресованное человеку о том, как другой человек его воспринимает, что чувствует при общении с ним. Существуют следующие правила обратной связи:
говорить о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают какие-либо чувства;
если говорить о том, что не нравиться в данном человеке, то отмечать то, что он сможет при желании в себе изменить;
не давать оценку.
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Охарактеризуем следующие перцептивные барьеры делового общения:
1. Фактор превосходства - когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному положению и т.п. Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Т.е. происходит его общая личностная переоценка. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
2. Фактор привлекательности - восприятие партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие.
3. Фактор отношения к наблюдателю - восприятие партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
Таким образом, общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.
Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что делает или говорит один человек, другой человек не реагирует на его поведение, поскольку уже сделал свое заключение, на которое невозможно повлиять.
Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.
Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. В одном остроумном эксперименте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В одной группе его представляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора. После того как гость уходил, участников эксперимента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного мужчины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.
При формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного человека. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.
Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нравится внешне, то другой человек склонен считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его психологические характеристики.
Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.
Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы; привычное представление о группе людей, о которой существует скудная информация. Любой стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, невежества. Стереотипизация предполагает определенную оценку неизвестных воспринимающему свойств и качеств его партнера, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем, за пределами ситуации первой встречи.
Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик и менее точно в отношении остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми. Важно отметить, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить наиболее значимые характеристики партнера — его социально-демографическую, профессиональную принадлежность, психологические черты. Однако эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем выше вероятность ошибок. Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Следовательно, изучение восприятия — одна из основных задач психологии.
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
На мой взгляд, правильным будет следующее соотношение:
Стереотип – это личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать; Предубеждение – это односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.
Другими словами, предубеждение – это отрицательное отношение к той или иной группе (категории) людей или к культурной практике, чаще всего безосновательное; ложное, предвзятое, отрицательное мнение о ком-чем-либо, предрассудок. Например, вообразите, что кто-то старается убедить о полезности употребления в пищу вареных насекомых. Можно ответить: - Они отвратительные.- Но крабы тоже отвратительные, тем не менее многие любят их. - Да, но в насекомых нет питательной пользы, - продолжаете вы. - На самом деле в них очень много белков, - отвечает оппонент. Он может использовать и другие аргументы, но дело в том, что не есть насекомых – это результат пищевого предубеждения, которое существует в некоторых культурах. Некоторые предубеждения происходят от единичного личного опыта (пришлось пережить неприятную встречу с представителем какой-то этнической, социальной, религиозной или другой группы, и эта встреча породила предубеждение относительно всей группы). Другие предубеждения происходят от родительских поучений типа «мы не имеем ничего общего с такими людьми». Люди, которые чувствуют себя в опасности, могут использовать другую группу как козла отпущения, т.е. как социально признанную цель, которую обстреливают из-за этой опасности. Так фашисты поступали с евреями, большевики с помещиками и капиталистами.
Стереотипы - это психологические связи, либо врожденные, либо образовавшиеся в далеком прошлом, и ставшие настолько автоматическими, что человек их даже не осознает. Стереотипы определяют и регулируют львиную долю мышления и поведения человека. Они отвечают за походку, почерк, акцент, привычки, характер, способы обработки информации, поведение в похожих ситуациях, и т.д. Благодаря тому, что стереотипы практически не осознаются, они почти не поддаются контролю со стороны сознания, зачастую заставляя человека поступать определенным образом даже вопреки его воле. Так, на набережной города Сочи один предприимчивый молодой человек зарабатывает неплохие деньги на одном из стереотипов нашей культуры. Все мы в детстве учились ездить на велосипеде, и со временем этот процесс стал автоматическим и превратился в стереотип. Наблюдательный предприниматель соединил руль велосипеда с колесом зубчатой передачей, и теперь, когда ездок поворачивает руль влево, колесо поворачивается вправо, и наоборот. За определенную плату любому желающему предлагается с трех попыток (для женщин - с пяти), проехать на этой необычной конструкции всего шесть метров в любую сторону, не касаясь ногами земли. Приз - десятикратная сумма первоначального взноса. Многим это предложение кажется легкой возможностью заработать, тем более, что они видят, как лихо разъезжают на этом велосипеде сам хозяин и его помощник. На моих глазах десятки желающих проверить свою ловкость объезжали непокорного железного коня. Результат - разбитые об асфальт локти, колени и носы, и ни одного справившегося с такой простой, казалось бы, задачей. Человек садится в седло, настраивается, хорошо понимая, что ему нужно всего лишь поворачивать руль в обратном направлении, при этом смещая центр тяжести в другую сторону. Но - его стереотип настроен иначе, а подсознание охотнее подчиняется стереотипу, чем разуму. Итог: велосипед летит в одну сторону, человек, вместе с непокорённым стереотипом, - в другую.
Таким образом, предубеждение непосредственно связано со стереотипом, а именно оно часто основывается на отрицательном стереотипе.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001г.
2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003г.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005г.
4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002г.
5. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред. Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.
7. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.
8. http:// www.rb.ru
9. http:// www.encyclopedia.ru