Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:10, контрольная работа
Общение – это, прежде всего, коммуникация - обмен информацией, значимой для участников беседы.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
Все средства общения делятся на две следующих группы: 1) вербальные (словесные) и 2) невербальные.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации:
1.1 Вербальные средства общения…………………………………………….. 4
1.2 Сущность и принципы коммуникации……………………………………. 5
2. Барьеры коммуникации. Умение слушать:………………………………… 7
2.1 Барьеры коммуникации……………………………………………………. 9
2.2 Умение слушать……………………………………………………………. 11
3. Привести конкретные примеры следующих видов коммуникационных барьеров: информационно – дефицитный, стилистический, социально – культурных различий………………………………………………………….. 14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………….. 18
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального
«ФИНАНСОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология»
Вариант № 20
на тему: «Психология общения»
группы
Курск 2012
Введение…………………………………………………………
1. Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации:
1.1 Вербальные средства общения…………………………………………….. 4
1.2 Сущность и принципы коммуникации……………………………………. 5
2. Барьеры коммуникации. Умение слушать:………………………………… 7
2.1 Барьеры коммуникации…………………………
2.2 Умение слушать…………………………………………
3. Привести конкретные
примеры следующих видов коммуникационных барьеров: информационно
– дефицитный, стилистический, социально
– культурных различий…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….. 18
Введение
Общение – это, прежде всего, коммуникация - обмен информацией, значимой для участников беседы.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
Все средства общения делятся на две следующих группы: 1) вербальные (словесные) и 2) невербальные.
Коммуникация состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два вида информации: побудительную и констатирующую. Именно речь как проявление активности воли и сознания говорящего является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального в план общечеловеческий [8, с. 68].
В настоящей контрольной работе рассмотрена вербальная коммуникация, так как каждый человек нуждается в общении, потому что без общения он чувствует себя одиноким, удрученным.
1. Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации.
1.1 Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства
и эмоции в отношениях между
людьми, но общение предполагает
не только и не столько
Содержание информации передаётся при помощи языка - принимает вербальную или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит её потеря.
При передаче информации необходимо возникшую мысль, идею сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю - высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.
На каждом этапе происходят потери информации и её искажение. Величина этих потерь определяется общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно осуществить мысли в словесные формы, а так же наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и совпадением или несовпадением словарного запаса, и многим другим.
И всё же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, потому что общение - это не просто передача информации, а, прежде всего, обмен информацией, предполагающей обратную связь [1, с. 111].Процесс обмена информацией может быть схематично представлен как система с обратной связью и шумом.
Обмен сообщениями осуществляется ради достижения целей общения, поэтому необходимо учитывать личностный смысл, вкладываемый в сообщение. В общении мы не просто передаём конкретную информацию, а, прежде всего, информируем, обмениваемся знаниями о трудностях решения проблемы, жалуемся. Следовательно, успешная коммуникация возможна только с учётом личностного фона, на котором передаётся сообщение.
Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель сообщения правильно расшифрует все его четыре стороны. Если же получатель не способен расшифровать все стороны сообщения или реагирует не на ту его сторону, то возникает непонимание [1, с. 113].
Речь в общении направлена на убеждение собеседника в своей точке зрения. Убедительность обуславливается следующими факторами: психологическими факторами, атмосферой беседы, которая бывает неблагоприятной или благоприятной, доброжелательной или наоборот, недоброжелательной; культурой речи.
Культура речевого общения включает в себя, прежде всего, свободное владение языком. Любой естественный язык имеет сложную структуру, составными частями которой являются: литературный язык, в котором выражена языковая норма; просторечье; профессиональная лексика; ненормативная лексика.
Речевая культура в общении выражена в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке. Если в общении мы ориентированы не на собеседника, а на себя, то мы: не организуем, свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно; из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность; говорим слишком длинно, так что слушатель к концу нашего высказывания уже не помнит, что было вначале; продолжаем говорить, не замечая, реагирует слушатель или нет.
Высказывания без ориентации
на собеседника носят форму
Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.
Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы типа[1, с.115]: каково ваше мнение? каким образом? сколько ещё? почему? как?
Информационный опрос относится к вопросам открытого типа и его следует построить так, чтобы он вызвал к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные утверждения. Если вопрос рассчитан на ответ «да» или «нет», он закрывает диалог и нельзя его считать информационным, например, вопрос типа «что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?», относится к информационным, а вопрос «вы действительно думаете, что сделали все, чтобы изменить ситуацию?» к данным видам не относится.
Закрытые вопросы, ответами на которые будут «да» или «нет», рекомендуются не для получения информации, а для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией.
Для обеспечения непрерывности открытого диалога, можно применять зеркальный вопрос. Технически он состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесённой собеседником для того, чтобы заставить его увидеть своё утверждение как бы со стороны: Я дочитал эту книгу! дочитал? Сейчас у меня нет для этого времени! нет времени? Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл. Он даёт значительно лучшие результаты, чем круговорот вопросов типа «почему?», которые обычно вызывают защитные реакции, отговорки, поиски причинности могут привести к конфликту.
Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: при их помощи стремятся опережать высказывания партнёра, не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос требует способности слушать и схватывать налету реплики партнёра и провоцировать его сказать ещё больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.
2. Барьеры коммуникации. Умение слушать
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, интересами, настроениями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Однако в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.
Характер обмена информацией между людьми, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.
Барьеры социально-культурного различия являются причиной непонимания партнёров друг друга. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глаза реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации [7, с. 85-86].
Коммуникативные барьеры не связаны с уязвимыми местами, в каком либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодикорования, а носят социальный или психологический характер.
Существуют следующие виды коммуникативных барьеров:
а). Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей.
б). Логический барьер очень мешает общению. Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.
в). Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению.
г). Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова.