Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:10, контрольная работа
Общение – это, прежде всего, коммуникация - обмен информацией, значимой для участников беседы.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
Все средства общения делятся на две следующих группы: 1) вербальные (словесные) и 2) невербальные.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации:
1.1 Вербальные средства общения…………………………………………….. 4
1.2 Сущность и принципы коммуникации……………………………………. 5
2. Барьеры коммуникации. Умение слушать:………………………………… 7
2.1 Барьеры коммуникации……………………………………………………. 9
2.2 Умение слушать……………………………………………………………. 11
3. Привести конкретные примеры следующих видов коммуникационных барьеров: информационно – дефицитный, стилистический, социально – культурных различий………………………………………………………….. 14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………….. 18
д). Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации.
е). Барьер характера тоже создает сложности в общении.
ж). Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним.
2.1 Барьеры коммуникации
Эффективность общения могут снижать ряд факторов, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций". К ним относятся:
Барьер восприятия
Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:
Семантический барьер
Семантический барьер возникает
при вербальной форме общения (устной
и письменной речи). Этот язык выработан
человеком при общественно-
Невербальные барьеры
Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.
Плохое слушание (неумение слушать)
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Правила эффективного слушания:
Некачественная обратная связь – это реакция на ту или иную информацию.
Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения.
Успешность делового общения во многом зависит также и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что «слушать» и «слышать» - это не одно и тоже.
Неумение слушать собеседника – основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте слушание – сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определённых навыков общей коммуникативной культуры[1, с. 116].
Рефлексивное слушание - это процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «я не понял», «что вы имеете в виду?», «пожалуйста, уточним это».
Перефразирование – это собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые слова: «как я понял вас …», «вы думаете, что …», «по вашему мнению …» [5,65].
При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «вашими основными идеями, как я понял, являются …», «если теперь подытожить сказанное вами, то …». Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.
Необходимо избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие: Перебивание собеседника во время его сообщения. Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения. Поспешные возражения возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждёт очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое. Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь.
Формулирование коммуникативных навыков требует времени и терпения [1, с. 118].
Обратная связь даётся
в речевой форме через
В случае возможности обратной связи процесс коммуникации упрощается. Обратная связь – это проясняющий и очищающий от помех элемент коммуникации. Она выполняет следующие функции:
Умение использовать
обратную связь в общении является
одним из важнейших моментов, входящих
в процесс коммуникации и в
структуру коммуникативных
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приём общения с этим человеком.
3. Примеры коммуникативных барьеров
Коммуникативными помехами
Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации играет стилистический барьер, который возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.
Причиной психологического барьера могут также служить барьер социально-культурных различий между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.
В качестве барьера может служить и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера имеет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. [8, с. 79-82].
Деловая коммуникация направлена на взаимодействие деловых партнеров, по организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д. Важно понимать общие закономерности делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, устранять возникающие коммуникативные барьеры, говорить на общем языке. Умение понять другого человека, попасть ему в тон, тонко уловить его слабости и промахи, а также достоинства позиции, — все это во многом предопределяет успех в общении.
В деловом общении важную роль играет речевое воздействие.
Речевое воздействие – воздействие на индивидуальное или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.
Потребность в языковом общении между людьми возникает в том случае, если они должны в дальнейшем каким-то образом взаимодействовать друг с другом. Язык выступает как инструмент координации совместной деятельности людей. Любой речевой акт, тем самым, оказывается особой формой оказания воздействия на его адресата.
Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Существует много речевых приемов, позволяющих, например, подчеркнуть общность интересов. Задача общения – посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение. О чем бы ни шла беседа, важно добиваться профессионального языка и логичности развития темы разговора.
В зависимости от целей, собеседник выбирает разные коммуникативно-речевые тактики. Ими необходимо не только пользоваться самому, но и понимать, какие тактики выбирает ваш собеседник (без этого невозможно подстроиться).
Весьма полезны речевые тактики, используемые в сфере делового общения: «Неожиданность». Использование в речи неожиданной или неизвестной информации.«Провокация». На короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информации. Слушатель за этот период готовится к конструктивным выводам для более четкого определения собственной позиции.«Апелляция к авторитету». Ссылка на авторитет дается для подтверждения правильности излагаемой информации.«Внесение элемента неформальности». Коммуникатор рассказывает собеседнику о своих заблуждениях, ошибках, чтобы избежать предвзятости и изменить мнение собеседника в свою пользу.«Юмор». Приводятся смешные, парадоксальные примеры, используются шутки, забавные истории. «Да-да-да». Собеседнику задается несколько вопросов, на которые он обязательно должен ответить «да». После этого, вероятнее всего, на следующий ключевой вопрос он с большей вероятностью ответит «да».
К эффективным приемам воздействия на собеседника относят следующие:
Программируемое мышление — не давать возможности адресату вспомнить противоречивые аргументы и факты. Создание ситуации мнимого выбора — внушается только одно, определенное отношение к предмету.Введение заведомо ложного абсурдного убеждения — создавать впечатление нелепости аргументов противника. Использование имплицитной информации для приватизации знаний. Важная информация передается как нечто само собой разумеющееся, не обсуждаемое и не оспариваемое, общеизвестное, подаются только те сведения, которые легче аргументировать. Апелляция к высшим ценностям. Средством создания коммуникативного контакта может быть авторизация — способ проявления «Я» говорящего.
Вовлекая собеседника в диалог, нужно заинтересовать его, побуждая двигаться от простого к сложному, но, не принуждая к ответам, которые могут вызвать смущение (если это не запрограммировано заранее и это не цель…). Существуют различные способы, помогающие исправить положение, когда отсутствует или следует неуместный, неточный ответ. Важны формулировка вопроса и контроль сведений, поступающих во время беседы (сопоставление фактов). Существуют внешние и внутренние способы контроля. Внешние способы контроля — это работа после беседы по сопоставлению полученной информации с имеющимися документами и свидетельствами. Анализ последовательности фактов также не помешает. Внутренние способы контроля — анализ последовательности сообщения, связанный с изменением ситуации, переоценка или недооценка фактов (хотя в продолжение беседы одна и та же оценка часто сохраняется) [5, 60].
Общение, в том виде как оно
возможно у людей, является
одной из важнейших функций
существования человеческого