Психология поведения толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:20, реферат

Описание

Цель данной работы изучить психологические особенности толпы.
Задачи – определить, как формируется толпа, какие ее виды можно выделить, каковы у толпы особенности и характеристики и что влияет на поведение толпы.

Содержание

Введение
Основная часть
Понятие толпы, механизм ее формирования
Классификация толпы
Психологические свойства толпы
Основные характеристики толпы
Поведение толпы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психология пов.толпы.docx

— 40.45 Кб (Скачать документ)

Высокая чувственность. Чувства  и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают  одно и то же направление. Рождается  коллективная душа, имеющая, правда, временный  характер. Толпе знакомы только простые  и крайние чувства. Сила чувств толпы  ещё более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность  в безнаказанности и сознание значительного могущества дают возможность  скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. У толпы отсутствует  критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» - «мы» безупречны, во всём виноваты «они». «Они»  отливаются в образ врага. Толпа  считается только с силой, и доброта  её мало трогает, для толпы доброта  – одна из форм слабости.

Мотивация и безответственность. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Безответственность позволяет толпе  топтать слабых и преклоняться перед сильными.

В темпераментальной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности.

Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушённые  идеи – характерный признак толпы.

Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу весьма разнообразны – этим объясняется её чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно рождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы – её лёгкую превращаемость из одного вида (или подвида) в другой.

В моральной сфере психологические  особенности толпы чаще всего  обнаруживаются в моральности и  религиозности.

Моральность. Толпа может  иногда демонстрировать очень высокую  нравственность, очень возвышенные  проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство  справедливости и т.д.

Религиозность. Все убеждения  толпа имеют черты слепого  подчинения, свирепой нетерпимости, потребности  в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.

Толпа нуждается в религии, так как все верования удваиваются  ею лишь в том случае, если они  обличены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верование  толпы почти всегда имеют религиозную  форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные характеристики толпы

Изучая работы Гюстава  Лебона («Психология масс и народов», 1998г. и «Толпотворение», 1999г.) можно выделить некоторые характеристики толпы. Во многом можно найти сходство с мнениями такого Австрийского психолога, как Зигмунд Фрейд и Французского социолога Габриеля Тарда.

Импульсивность.

Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они и настолько  сильны, что, что их не может подавить, как мы уже говорили, даже инстинкт самосохранения. Толпе свойственно  внезапно переходить от кровожадности  к великодушию и наоборот, поскольку  она слишком зависима от смены  «возбудителей» и влечений. Лебон отмечает, что данные свойства толпы наблюдаются у «…существ, принадлежащих к низшим формам эволюции…». Руководить толпой из-за её ветрености трудно, ещё труднее, если часть власти находится у самой толпы.

Однако существует всё  же и естественный регулятор желаний  массы: обыденные нужды, которые  хотя бы несколько стабилизируют  толпу. Поскольку она не может  сдерживать свои инстинкты, и численность  индивидов рождают в них ощущение могущества, для толпы отсутствуют  представления о преградах, о  чём-то невозможном. Изолированный  индивид (за исключения преступника) сам  не пойдёт грабить магазин, даже если почувствует стремление это сделать. В толпе же, достаточно внушить  эту мысль, чтобы она реализовалась  сравнительно быстро. Объективные препятствия  приводят толпу в ярость.

Степень импульсивности толпы  зависит от расы. «Англосаксонская»  толпа гораздо умереннее, чем  «латинская», например – в последней  черты эмоционального женского характера  выражаются в полной силе.

Внушаемость.

Толпа чаще всего находится  в состоянии выжидательного внимания, что делает её подверженной внушению. С помощью психического «заражения»  внушение передается всем индивидам. Поскольку  толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Толпа не различает объективное и субъективное. Нередко возникают коллективные галлюцинации, причем на их появление не влияет степень образованности каждого индивида, если он принадлежит к толпе и находится под ее влиянием.

Приведя ряд примеров, Лебон делает практический вывод для исторической науки: «Коллективные наблюдения – самые ошибочные из всех, и чаще всего представляют ничто иное, как иллюзию, распространившуюся путем «заражения» и внушения одного индивида другим». Поэтому совершенно неправильно поступают те, кто полагает, что массовое присутствие свидетелей полностью удостоверяет какой-либо факт. «Самые сомнительные события – это именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей». Столь же недостоверны показания детей. Они возможно не лгут осознанно, но в силу своей впечатлительности часто дают совершенно недостоверную информацию. Как это не парадоксально звучит, но чаще всего, лучше решать жребием судьбу человека, чем на основании показаний толпы.

 Максимализм.

Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в  черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных  чувствах толпы, это можно связать  с атавизмом первобытного человека, которое подавляется у изолированного индивида страхом наказания. Отсюда агрессивность толпы, выливающаяся в насилие.

Авторитарность и консерватизм.

Поскольку толпа постоянно  впадает в крайности, она может  или принять идею целиком, и относится  к ней как к абсолютной истине, или полностью ее опровергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ей не свойственны сомнения. Поэтому  толпа авторитарна и нетерпима. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание.

Нравственная спонтанность.

Толпа безответственна и  ветрена, поэтому если с нравственностью  связывать постоянное следование соответствующим  нормам, то толпу скорее надо назвать  морально индифферентной - она способна как на всякий героизм, так и на низкое злодейство. Но если последняя  характеристика толпы отмечалась и  до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. "Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова и идеи, которые она сама едва понимала". Лебон приводит не мало примеров героизма толпы. Например, толпа, завладевшая дворцом Тьюильри во время революции 1848 года, не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть. Найденные на убитых драгоценности приносились в комитеты, хотя легко было бы утащить награбленное. Возможно, если бы не героизм толпы, то цивилизация и не возникла бы на нашей планете в той многогранности, в которой она есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Поведение толпы

В поведении толпы проявляются  как идеологические влияния, с помощью  которых готовятся определенные действия, так и изменения в  психических состояниях, происходящие под воздействием каких либо конкретных событий.

Совместные чувства, воля, настроение оказываются эмоционально и идеологически окрашенными  и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии  служит фоном, на котором развертывается не редко самые трагические действия.

Одним из видов поведения  толпы является паника. Паника –  это эмоциональное состояние, возникающие  как следствие либо дефицита информации, о какой-то пугающей или не понятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка  и проявляющиеся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать  панику, многообразны. Их природа может  быть физиологической, психологической  и социально – психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие  катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный  страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся и не видят  выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы следующие:

Суеверие – внутренние ложное мнение, возникающие под влиянием страха, пережитого человеком. В прочем может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверия основаны на страхе, и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия – разновидность  ложного знания, закрепившегося в  общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзия, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия – своего рода подобие реальности, создаваемое в воображении человека, в замен подлинного знания, которое он почему то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии – незнание, которое может дать самые неожиданные и не желательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки – ложное знание, превратившееся в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени  слепо, что толпа не приемлет никаких  аргументов, противоречащих предрассудку.

Психологическая природа  предрассудков состоит в том, что память человека запечатлеет  не просто мнение (знание), она сохраняет  и сопровождающие это знание чувства, эмоции, отношение. Вследствие этого  память весьма изобретательна. Факты  и события, противоречащие определенному  мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И конечно они  отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют и  захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового  психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий. Факторы, способные впечатлить толпу  всегда обращаются к ее чувствам, а  не к рассудку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

"Когда отдельные люди  образуют массу, то достоинство  каждого из них в отдельности  гибнет под ногами толпы"  В. Швебель

С одной стороны, человек - это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно  подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает  индивидуальность личности.

В данной работе, опираясь на исследования по психологии и социологи, были получены ответы на поставленные задачи, такие как само понятие  толпы и мотивация ее формирования, какие виды толпы можно различить. Было выяснено, какими свойствами обладает толпа, по каким критериям ее можно  охарактеризовать и в чем состоят  особенности поведения именно толпы  как самостоятельного существа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Список литературы

1.  Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996

2.  Майерс Д. Социальная психология. - М., Норма. 2001

3.  Лебон Г. Толпотворение // Новое время. №3. 1998

4.  Википедия. Свободная энциклопедия. - www.wikipedia.

5.  Психология толпы. – www.psyfactor.org.

 


Информация о работе Психология поведения толпы