Психология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:34, реферат

Описание

Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда.

Работа состоит из  1 файл

психология профессиональной деятельности.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Алтайский  государственный  университет»

Факультет психологии и философии

Кафедра общей психологии 
 
 
 
 
 

Реферат  

Тема: Психология профессиональной деятельности 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1-го курса, 1881

Касюкова  Е.А. 

Проверила:

Доц. Мардасова  Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2009

Введение 

     Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков. Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  психологии профессиональной деятельности 

     Методы психологии – это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой  далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование. Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы.

В психологии профессиональной деятельности указанные  методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся:

  • определение наличного уровня профессионализма у человека
  • установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека
  • выявление профессиональных потенциальных возможностей
  • человека
  • помощь конкретному работнику в использовании его реальных

профессиональных  возможностей для эффективного выполнения труда. 

Рассмотрим  одну из классификаций методов психологии профессиональной деятельности.

  1. Профессиографические методы

    Анализ  документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, с руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимыми при разработке плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. Анкетирование – получение письменных ответов на поставленные вопросы – может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может, быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

    Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и

    поведением  специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.

    Самонаблюдение  и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего. В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Во втором

    варианте  использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь.

    Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии

    служит  для проверки уже составленной психограммы. С этой целью

    выделяют  несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных

    приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально-важными. Результаты экспериментального исследования сопоставляются с профессиональной

    успешностью.

  1. Личностные методы.

     Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы

профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника.

  1. Структурный метод.

         Сущность структурного метода состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящих из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики.

Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:

  • на оперативном уровне – в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;
  • на уровне решения одной задачи – в виде структуры взаимосвязей алгоритмов;
  • на уровне алгоритма – в виде структуры взаимосвязей блоков операций;
  • на уровне блока операций – в виде взаимосвязей отдельных операций;
  • на уровне операции – в виде взаимосвязи ее компонентов.
 

4.Системный анализ.

         Методика системного анализа опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

    Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии – с другой.

         На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. На уровне структурно-функционального анализа изучаются

    принципы  организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. Психофизиологический уровень анализа деятельности означает изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

         В результате сочетания всех перечисленных уровней описания

    деятельности  она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое

    явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

          Таким образом, изучение профессиональной деятельности может

    проводиться в двух планах. Первый план–описательный–имеет  своей

    целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов

    «субъект  труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного

    взаимосоответствия  этих компонентов системы «человек–профсреда».

    Методы  системного анализа деятельности активно  разрабатываются

    психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией профессиональной деятельности новые перспективы. 
     

    Объективные и субъективные условия  успешного профессионального самоопределения

Среди объективных условий можно выделить: 

  • Социально-экономическое  положение в стране.
 
  • Полноту предоставленной  информации о мире профессий.
 
  • Специфика рынка труда конкретного региона.
 
 

К субъективным условиям обычно относят: 
 

  •  Внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта.
 
  •  Мотивация  профессионального самоопределения  оптанта.
 
  •  Уровень  активности в процессе профессионального  и личностного самоопределения.
 

При выборе конкретной специальности полезно знать как можно больше о том, что она требует. Вне зависимости от того, пытаетесь ли вы принять решение о специальности в настоящее время или готовитесь заняться ею в будущем, знание о том, какое образование или навыки требуются, или о чем-либо, связанном с условиями труда, помогут сделать информированный выбор.

При выделении  типов самоопределения был использован  критерий потенциальной возможности  для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой  осваиваемой деятельности).

Информация о работе Психология профессиональной деятельности