Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:34, реферат
Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда.
Типы самоопределения
человека:
Трудовая
мотивация и ее
функции.
Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:
– побуждающую (вызывает
– направляющую (определяет характер цели в профессиональной
деятельности);
– регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).
Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.
Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.
Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить
образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.
Потребность в профессиональном труде – это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.
Ценностные ориентации в профессиональной деятельности –
это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.
Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.
Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются:
Операциональная
сфера профессионализма
Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера – то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда – это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов.
К психологическим средствам труда относятся:
– операции и действия, осуществляемые человеком в процессе
труда, и более крупные их объединения – способы, приемы в труде, а
также умения и навыки;
– «техники» – совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения;
– технологии – четкое планирование специалистом психологи-
ческой стороны производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда. Если технологии профессиональной деятельности направлены на психологический мир другого человека (или самого себя), их называют психотехнологиями.
Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества – это качества
человека, влияющие на эффективность его труда. Они являются и предпосылкой профессиональной деятельности и ее новообразованием, так
как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К профессионально важным качествам относятся:
психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношения к труду и к другим
людям. Мотивы, цели, интересы и т.п.
Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. Различают общие и специальные профессиональные способности. Общие профессиональные способности – это психологические
свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью.
Они определяются предметом труда в профессии. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.
Наряду с профессиональными способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается профессиональное сознание и самосознание Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает:
как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;
абстрактным или конкретным коллегой;
положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.
Профессиональное самосознание меняется в процессе профессионализации.
Следующим компонентом операциональной сферы является профессиональный тип мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.
Профессиональное мышление включает в себя:
профессиональной реальности;
работка новых стратегий профессиональной деятельности.
Рассмотрим отдельные виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность:
Заключение
В данной работе были рассмотрены некоторые аспекты психологии профессиональной деятельности.
Приведена одна из популярных классификаций методов психологии профессиональной деятельности:
Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Трудовая мотивация – это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление.
Операциональная
сфера профессиональной деятельности
осуществляет исполнительскую часть деятельности,
обеспечивает получение необходимого
результата. Мотивационная сфера труда
раскрывает то, ради чего человек действует,
а операционная сфера – то, как действует
человек для реализации своих мотивов.
Операционная сфера труда – это те средства
и те ресурсы, которые человек использует
для реализации имеющихся мотивов.
Список
литературы
Информация о работе Психология профессиональной деятельности