Психология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 07:34, реферат

Описание

Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению в психологии. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда.

Работа состоит из  1 файл

психология профессиональной деятельности.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Типы самоопределения человека:  

  • самоопределение в конкретной трудовой функции операции;
  • самоопределение на конкретном трудовом посту; - самоопределение в специальности;
  • самоопределение в профессии (в группе родственные специальностей);
  • жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);
  • личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);
  • самоопределение в культуре, выход на "социальное бессмертие" как высший уровень личностного самоопределения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Трудовая  мотивация и ее функции. 

Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:

     – побуждающую (вызывает активность  человека к профессиональной  деятельности);

     – направляющую (определяет характер цели в профессиональной

деятельности);

     – регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.

Профессиональное  призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

     Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить

образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

     Потребность в  профессиональном  труде – это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

     Ценностные ориентации в профессиональной деятельности

это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.

     Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются:

  • перестраивание общественных отношений человека;
  • изменение условий профессионального труда;
  • логика саморазвития человека;
  • неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности;
  • рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере (мотивы, цели, смыслы).

      
 
 
 
 
 
 
 
 

Операциональная сфера профессионализма 

     Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера – то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда – это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов.

  К психологическим  средствам труда относятся:

– операции и  действия, осуществляемые человеком  в процессе

труда, и более  крупные их объединения – способы, приемы в труде, а

также умения и  навыки;

– «техники»  – совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения;

– технологии –  четкое планирование специалистом психологи-

ческой стороны  производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда. Если технологии профессиональной деятельности направлены на психологический мир другого человека (или самого себя), их называют психотехнологиями.

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества – это качества

человека, влияющие на эффективность его труда. Они являются и предпосылкой профессиональной деятельности и ее новообразованием, так

как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К профессионально важным качествам относятся:

психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношения к труду и к другим

людям. Мотивы, цели, интересы и т.п.

Профессиональные  способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. Различают общие и специальные профессиональные способности. Общие профессиональные способности – это психологические

свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью.

Они определяются предметом труда в профессии. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

Наряду с профессиональными  способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается профессиональное сознание и самосознание Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает:

    • осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии

как эталонов для  осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;

    • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким

абстрактным или  конкретным коллегой;

    • учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
    • профессиональная самооценка;
    • положительное оценивание себя в целом, определение своих

положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.

     Профессиональное  самосознание меняется в процессе профессионализации.

Следующим компонентом операциональной сферы является профессиональный тип мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

     Профессиональное  мышление включает в себя:

    • процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком

профессиональной  реальности;

    • пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;
    • приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;
    • этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;
    • приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, вы-

работка новых  стратегий профессиональной деятельности.

     Рассмотрим  отдельные виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность:

    • теоретическое мышление, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;
    • практическое мышление, прямо включенное в практику человека, связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, сопровождается «чутьем» ситуации
    • репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;
    • продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;
    • наглядно-действенное мышление, при котором решение профессиональных задач происходит с помощью реальных действий в наблюдаемой ситуации;
    • наглядно-образное мышление, при котором ситуация и изменения в ней представляются человеку как образ желаемого результата;
    • словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;
    • интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выделенных этапов, минимальной осознанностью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В данной работе были рассмотрены некоторые  аспекты психологии профессиональной деятельности.

    Приведена одна из популярных классификаций методов  психологии профессиональной деятельности:    

  • Профессиографические методы
  • Личностные методы
  • Структурный метод
  • Системный анализ.
 

     Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Трудовая мотивация – это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление.

Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера – то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда – это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Самоукина А.В. «Психология профессиональной деятельности» - Питер, 2004
  2. Никифоров Г.С., Дмитриева В.М., Снетков В.М. «Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности»- Москва: Речь, 2003
  3. Ильин Е.П. «Дифференциальная психология профессиональной деятельности» - Питер, 2008
  4. Красникова Е.А. «Этика и психология профессиональной деятельности» - Форум, 2007
  5. Бодров В.А. «Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы» - Институт психологии РАН, 2006
  6. Маркова А.К. «Психология профессионализма» - Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996
  7. Хекхаузен Х.  «Мотивация и деятельность» - Питер, 1986
  8. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Феникс, 1996
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию» - Юрайт, 2002
  10. Спивак В.А. «Организационное поведение и управление персоналом» - Питер, 2000

Информация о работе Психология профессиональной деятельности