Психология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:30, реферат

Описание

Психология, в буквальном значении этого слова, — наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическуюоснову.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)
 

Психология, в буквальном значении этого слова, — наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическуюоснову.                                                                                       Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие сложной жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине XX в. начался активный процесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание природы которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек. Психология профессиональной деятельности, несомненно, относится к научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности.

Психология  профессиональной деятельности тесно  связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализом трудовой деятельности, профессиональными навыками. Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией. Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью.

Это позволяет  снизить влияние на суждение о  психике личных пристрастий, корпоративной  солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование. Значение того или иного психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом, а также то, насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме.

Проверка  валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов. Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы. В психологии профессиональной деятельности указанные

методы  применяются в соответствии с  задачами профессиональной диагностики, к которым относятся: -определение  уровня профессионализма; -установление соответствия человека требованиям  профессии и соответствия профессии запросам человека; -выявление профессиональных потенциальных возможностей человека; -помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности. Как отмечает А.К. Маркова: «При осуществлении профессиональной диагностики важно применять системный

подход (изучать работника целостно), генетический или динамический подход (изучать  работника в динамике), гуманистический  и человекоцентристский подход (учитывать  возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)». 2.Понятие профессионально важных признаков. Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими

для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми  задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, -и потом , хотя это все неотделимо друг от друга , рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности. Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться прежде всего по нагрузке на тот или иной

анализатор  зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный  и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных  инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки,

где вопросы  осязания имеют большое значение. Есть виды труда , в которых довольно , довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего это профессии  связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле.

Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия , но зато в течение длительного времени. Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия. Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный

признак прежде всего выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий. Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация , автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом  ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций. Профессиональные особенности моторной деятельности . вызывается

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную  координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом. По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга.

Есть  профессии, в которых моторный компонент  действия носит очень простой  характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот  рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной  стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты.

С другой стороны ряд профессий сложной  сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников. Профессиональные особенности внимания . Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение.

Есть  профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др. ), в которых требуется  длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация. Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять

внимание  и переключать внимание с одних  объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его. Профессиональные особенности памяти. Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не

сформировались  навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно  освоили станок не должны каждый раз  специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков.

Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке. Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение,

эмоционально  переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции, это например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это прежде всего касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе.

Они выполняют  ее из чувства долга, может быть и  добросовестно. В психологии труда  в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность , т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу. Также важно учитывать и специфические эмоции. которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные

Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают  взаимоотношения людей с коллективом  в процессе данного коллективного вида труда. Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это прежде всего те профессии в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы,

некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать. Целый ряд  профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости. Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии.

Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный  анализ тех работников, которые выполняют  одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия. 3.Схема психологического изучения профессий. Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы, охватывающие весь профессиональный материал. Данную схему можно назвать ориентировочной.

Она содержит всего шесть пунктов. Первый пункт - технико-экономическое описание. Это  технология, оборудование, нормы, оплата труда. Второй пункт - организация труда  и условия труда на данном конкретном производственном объекте. Имеются в виду и социальные и физические условия труда. Третий пункт - это документация относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных

случаев. Это вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при  выполнении работы. Четвертый пункт - это подробное описание самой трудовой деятельности, т.е. что, в какой последовательности человек делает в течение дня, из чего складывается его работа. Пятый пункт - это требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы. Шестой пункт - это психофизиологическая характеристика трудовой деятельности, в которой описываются

Информация о работе Психология профессиональной деятельности