Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:30, реферат
Психология, в буквальном значении этого слова, — наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическуюоснову.
профессионально важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные в психограммы. 4. Психологическая классификация профессий и особенности применения методов психологии в профессиональной деятельности Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее , если бы уже была разработана определенная
типология
профессий. Но пока нет строгого единого
подхода к классификации
промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга. Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий , причем не только рабочих, степень самостоятельности
человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С.П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда. I тип- автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ , характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. II- полуавтоматический труд.
Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы. III- шаблонно-исполнительный труд. Это пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр. Следующие два типа, которые он выделил относятся уже не к рабочим профессиям.
Четвертый тип он называл “самостоятельный труд”. Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства. В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.
В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в “Информационно-поисковой системе. Профессиография”, разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е.А.Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Советским психотехникам до 1937 года так и не удалось разработать классификацию профессий, они выделили только профессии станочников и водительские.
Во II пятилетке
было введено понятие “
особенностей личности работающих. Ю.В. Котелова приводит следующую классификацию. Она разделяет все разнообразие методов на три больших раздела: А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому блоку относятся различные варианты метода наблюдения: -метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности; -трудовой метод — участие самого психолога в конкретном виде труда.
В связи
с трудностью применения этих методов
к ним прилагаются
-письменный
опрос (анкета); -биографические и
автобиографические данные (психологический
анализ); -метод обобщения независимых
характеристик. Третий блок
Лабораторный эксперимент: -абстрактный; -модель отдельных элементов трудового процесса; -модели профессиональной деятельности в целом; -реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; -метод тестов; -производственный эксперимент; -внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы; -метод искусственной деавтоматизации. К разделу В Котелова относит разнообразные статистические методы работы с данными
Этот раздел динамично связывает разделы А и Б. Е.А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда. Более подробно остановимся на характеристике методов психологического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой.
Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Профессиографические методы: Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы
беседы со специалистами. Важным является и изучение текущей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т.д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса.В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков.
Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много
Этот
раздел динамично связывает разделы
А и Б. Е.А. Климов в своей классификации
методов психологии труда к уже
перечисленным эмпирико-
Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Профессиографические методы: Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы
беседы со специалистами. Важным является и изучение текущей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т.д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса.В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков.
Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много
Этот
раздел динамично связывает разделы
А и Б. Е.А. Климов в своей классификации
методов психологии труда к уже
перечисленным эмпирико-
Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Профессиографические методы: Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы
беседы со специалистами. Важным является и изучение текущей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т.д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса.В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков.
лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства. Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной
форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее подготовленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого в том,
что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы. Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке. Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более
точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают
те или иные требования к работающему человеку. Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноименных элементов. Данные наблюдения обычно дополняются объективными данными. Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета
специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего. В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблюдателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится
Информация о работе Психология профессиональной деятельности