Психология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:30, реферат

Описание

Психология, в буквальном значении этого слова, — наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическуюоснову.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

профессионально важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные  в психограммы. 4. Психологическая  классификация профессий и особенности применения методов психологии в профессиональной деятельности Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее , если бы уже была разработана определенная

типология профессий. Но пока нет строгого единого  подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них  состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Били предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход. Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической

промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация  не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга. Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий , причем не только рабочих, степень самостоятельности

человека  в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много  устарело. С.П. Струмилин предложил  все профессии делить на пять типов  труда. I тип- автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ , характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. II- полуавтоматический труд.

Сюда  он относил такие профессии, как  телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы. III- шаблонно-исполнительный труд. Это пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр. Следующие два типа, которые он выделил относятся уже не к рабочим профессиям.

Четвертый тип он называл “самостоятельный труд”. Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип  профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства. В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.

В настоящее  время классификация профессий  наиболее интересно представлена в “Информационно-поисковой системе. Профессиография”, разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е.А.Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Советским психотехникам до 1937 года так и не удалось разработать классификацию профессий, они выделили только профессии станочников и водительские.

Во II пятилетке  было введено понятие “наблюдательские профессии”, исполнение которых требовало  от человека восприятия и оценки информации, появляющейся на индикаторах. Сейчас сделана попытка в области инженерной психологии подойти к психологической классификации профессий только операторского труда. Итак, психология труда изучает закономерности психической деятельности людей в труде с учетом общественно-исторических и конкретных производственных условий, а также индивидуальны

особенностей  личности работающих. Ю.В. Котелова приводит следующую классификацию. Она разделяет  все разнообразие методов на три  больших раздела: А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому блоку относятся различные варианты метода наблюдения: -метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности; -трудовой метод — участие самого психолога в конкретном виде труда.

В связи  с трудностью применения этих методов  к ним прилагаются вспомогательные  методы и средства: -измерение различных  параметров процесса труда; -алгоритмический  способ описания трудовой деятельности; -анализ продуктов трудовой деятельности; -анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; -экспериментально-психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности. Второй блок раздела А содержит следующие разновидности метода опроса: -беседа; -устный опрос (интервью);

-письменный  опрос (анкета); -биографические и  автобиографические данные (психологический  анализ); -метод обобщения независимых  характеристик. Третий блок методик  раздела А — это анализ различной  производственной документации, который  помогает в работе методикам из 1-го и 2-го блоков. Далее в классификации методов идет раздел Б, содержащий следующие виды экспериментальных методик.

Лабораторный  эксперимент: -абстрактный; -модель отдельных  элементов трудового процесса; -модели профессиональной деятельности в целом; -реальная трудовая деятельность в  условиях лаборатории; -метод тестов; -производственный эксперимент; -внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приемы, темп и ритм работы; -метод искусственной деавтоматизации. К разделу В Котелова относит разнообразные статистические методы работы с данными

Этот  раздел динамично связывает разделы  А и Б. Е.А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда. Более подробно остановимся на характеристике методов психологического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой.

Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический  метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Профессиографические методы: Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы

беседы  со специалистами. Важным является и  изучение текущей документации (медицинская  документация, всевозможные акты и  т.д.) Для определения лучших и  отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса.В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков.

Преимущество  беседы перед анкетным методом в  том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много

Этот  раздел динамично связывает разделы  А и Б. Е.А. Климов в своей классификации  методов психологии труда к уже  перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой  добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда. Более подробно остановимся на характеристике методов психологического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой.

Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Профессиографические методы: Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы

беседы  со специалистами. Важным является и  изучение текущей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т.д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса.В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков.

Преимущество  беседы перед анкетным методом в  том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много

Этот  раздел динамично связывает разделы  А и Б. Е.А. Климов в своей классификации  методов психологии труда к уже  перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда. Более подробно остановимся на характеристике методов психологического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой.

Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический  метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ. Профессиографические методы: Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы

беседы  со специалистами. Важным является и  изучение текущей документации (медицинская  документация, всевозможные акты и  т.д.) Для определения лучших и  отстающих работников при сравнительном  анализе специалистов применяется  анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса.В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков.

лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства. Анкетирование — получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной

форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно  подчеркнуть один из заранее подготовленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого в том,

что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что  целью анализа не является повышение норм или темпов работы. Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке. Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более

точное  описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными  задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают

те или  иные требования к работающему человеку. Основные элементы деятельности заранее  шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноименных элементов. Данные наблюдения обычно дополняются объективными данными. Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета

специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя  и рабочего. В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в  процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблюдателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится

Информация о работе Психология профессиональной деятельности