Психология самосознания и самооценки личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание

Исходя из вышеизложенного, целью данной курсовой работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:

- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;

- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;

- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………………...5

1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания……………………………………………………………………………..5

2.Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………………………..14

3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение………….22

Заключение……………………………………………………………………………..30

Глоссарий……………………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

аня генералова.doc

— 483.00 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Волгоградский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Общая психология
Тема Психология  самосознания и самооценки личности
Фамилия студента Генералова
Имя студента Анна 
Отчество  студента Дмитриевна
№ контракта 04600080702006

 

     Содержание

Введение  …………………………………………………………………………………3

Основная  часть…………………………………………………………………………...5

1. Самосознание, уровни его развития. Сознание  и проблема возникновения самосознания……………………………………………………………………………..5

 2.Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………………………..14

3. Условия  формирования самосознания. Самооценка  и самоуважение………….22

Заключение……………………………………………………………………………..30

Глоссарий……………………………………………………………………………….32

Список  использованной литературы…………………………………………………35

Приложения……………………………………………………………………………..37

Введение

 

     Совокупность  психических процессов, посредством  которых индивид осознает себя в  качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

     Самосознание  человека, отражая реальное бытие  личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом  себе далеко не всегда адекватно.

     Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая  перед другими людьми и перед  самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

     Самосознание  не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

     Этот  процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

     Способность осмыслить и распознать то, что  в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

     Обобщение практического знания человека о  других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего  внешнего мира довольно рано.

     Образное  знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание  правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых.

     Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам.

     Лишь  в процессе обобщения этих представлений  формируется самосознание в собственном  смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

     Всякое  изменение жизненного положения  человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения.

     Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

     Исходя  из вышеизложенного, целью данной курсовой работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:

     - раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения  и уровни его развития;

     - изучить сущность и содержание  самосознания и Образа – Я;

     - изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.  
 

     Основная  часть 

     1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания 
 

     Психика есть способность живых существ  создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

     Сознание  является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. [Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)]

     Перейдем  к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается  возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

     Внешними  детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще  лишь человеку, возникает и развивается  лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

     Природа в процессе органической эволюции создала  ту анатомическую и физиологическую  систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

     Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.

       Сознание присуще  только человеку  и возникло в  условиях общественной  жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием.

     Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

     Сознание  детерминировано не только действием  внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов  нейрофизиологии и психологии (общей  и социальной), т. е. имеет еще и  внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной. [Альбуханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности. Активность и развитие личности. - М., 1989.]

     Если  содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все  явления психики и сознания протекают  в тех формах, которые фиксируются  законами и категориями физиологической  и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.

     Содержание  и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем  отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

     В отдельных областях сознания последнее  подчиняется также и более  специальным законам. Так, в области  познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

     а) как производительную силу, как природную  «машину», производящую продукт;

     б) как члена общества, т. е. как социальную единицу 

     в) как психологический, разумно-эмоциональный  комплекс в отличие от машины, на которой он работает.

     Как же можно определить сознание?

     Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. [Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)]

Информация о работе Психология самосознания и самооценки личности