Психология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:57, контрольная работа

Описание

Психологи, занимающиеся социальной работой, имеют дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально- психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д. В связи с этим в нашей работе уделено внимание вопросам типологии личности, а также вопросам социальной работы, характерной для конкретных стран. Без глубокого понимания этих вопросов невозможна успешная деятельность психосоциальных работников.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Типологии личности…………………………………………………..……4
2.1. Типология личности В.И. Гарбузова…………………………………..….4
2.2. Типология на основе акцентуации личности………………………….…5
3. Различия в социальной работе конкретных стран………………………10
4. Необходимость общественного контроля над деятельностью психолога
социальных служб………………………………………………………....13
5. Решение проблемных задач……………………………………………….14
5.1. Обращения в телефоны Доверия…………………………………………14
5.2. Первичная профилактика…………………………………………………14
6. Заключение…………………………………………………………………18
7. Источники……………………………………………………………….….

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа!!!ред.docx

— 49.98 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Типологии личности…………………………………………………..……4
    1. Типология личности В.И. Гарбузова…………………………………..….4
    2. Типология на основе акцентуации личности………………………….…5
  3. Различия в социальной работе конкретных стран………………………10
  4. Необходимость общественного контроля над деятельностью психолога

       социальных служб………………………………………………………....13

  1. Решение проблемных задач……………………………………………….14
    1. Обращения в телефоны Доверия…………………………………………14
    2. Первичная профилактика…………………………………………………14
  2. Заключение…………………………………………………………………18
  3. Источники……………………………………………………………….….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди ряда специальных  дисциплин в пихологии важное место занимает «Психология социальной работы». Необходимость глубокого усвоения содержания данной дисциплины социальными работниками для повышения их профессионализации связана с особенностями современного этапа развития России.

Объективные трудности  трансформации российского общества, становление демократического правового  государства, социально ориентированной  рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели  к тому, что значительная часть  населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп. Эти группы - пожилые, пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и др. - наряду с активной материально-экономической поддержкой нуждаются в социально-психологической помощи. Сложность, противоречивость, в определенной мере нестабильность, непредсказуемость социально-экономической и политической ситуации в стране, проблемы социальной и личной безопасности в обществе, в том числе, и среди более обеспеченных слоев населения также вызывает потребность в социально-психологической поддержке.

Психологи, занимающиеся социальной работой, имеют дело с  людьми, находящимися в сложных жизненных  ситуациях, в группах риска, поэтому  должны быть достаточно грамотными в  вопросах психического здоровья, социально- психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии  личности, темперамента, характера, общения  и т.д. В связи с этим в нашей  работе уделено внимание вопросам типологии  личности, а также вопросам социальной работы, характерной для конкретных стран. Без глубокого понимания  этих вопросов невозможна успешная деятельность психосоциальных работников.

 

 

 

 

 

Типологии личности

В психологических типологиях личности определенные группы людей  выделяются на основе различий в характере, направленности (обращенности) сознания и внимания индивидов на себя или  вовне, в уровне психоэмоциональной лабильности человека, в доминировании  тех или иных психологических  процессов, функций, свойств (интеллект, эмоции, ощущения, интуиция, воля и т.д.) и других параметров.

     Рассмотрим  типологии личности, в которых  выделяются, в частности, следующие  типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный и застревающий.

Типология личности В.И. Гарбузова

 

     Данная типология  личностей основана на доминирующей  роли тех или иных инстинктов  в поведении людей, которые  обеспечивают необходимую адаптацию  людей в среде. 

     Согласно В.И.Гарбузову,  можно выделить семь инстинктов: инстинкты самосохранения, и продолжения  рода  (базовая диада инстинктов,  на основе чего реализуется  жизнедеятельность отдельных людей  и человечества); инстинкты исследования  и свободы; инстинкты доминирования  и сохранения достоинства личности;  инстинкт альтруизма, который смягчает  (социализирует) эгоцентризм всех  других инстинктов.

     Инстинкты  - это фиксированная в генетическом  коде программа приспособления,

самосохранения и продолжения  рода,  отношения к себе и другим,  включающая в себя

индивидуальный стиль  адаптации и первичную социализацию человека.

     В норме  у человека один или несколько  инстинктов доминируют,  другие  выражены

меньше, но также влияют на формирование и особенности поведения  личности. В тех случаях, когда  одни инстинкты резко выражены, а  другие, напротив, подавлены, имеет  место инстинктопатия, которая может провоцировать межличностные конфликты. Инстинктопатии находятся в тесных связях с психопатиями (например, истероидная психопатия связана с гипердоминацией инстинктов свободы и самосохранения и одновременно с подавлением инстинктов альтруизма и продолжения рода).

     В зависимости  от доминирования  (в норме)  тех или иных инстинктов все  люди

подразделяются на следующие  семь групп:

1. Эгофильный тип. Это люди со склонностью к повышенной осторожности, консервативные, с выраженной эксцентричностью, тревожной мнительностью по поводу своего здоровья и безопасности, подвержены в сложных условиях фобиям, истерическим реакциям, навязчивым страхам.

2. Генофильный тип. Люди этого типа проявляют сверхлюбовь к своей семье, детям и т.д. вплоть до полного отрицания «Я» в пользу «Мы». Это хранители генофонда,  домашнего очага, жизни, рода.

3. Альтруистический тип. Эти люди отличаются эмпатией, заботливостью к близким (пожилым), добры к ближним, принимают активное участие в их судьбе и т.д.

4. Исследовательский тип. Люди данного типа отличаются любознательностью,

стремлением к познанию неизвестного, нового, проявляют изобретательство, склонность к науке, упорство и настойчивость  в исследовательском поиске.

5. Доминантный тип. Это тип лидеров, обладающих организаторскими способностями,

сильной волей, напористостью  и последовательностью в достижении цели.

6. Либеральный тип. Это люди, стремящиеся к независимости и свободе, склонные к

протесту, отрицанию авторитетов, они проявляют нетерпимость к  любым формам ограничений свободы  личности. Из этого типа людей формируются  революционеры и реформаторы, ниспровергатели  социальных устоев и рутины.

7. Дигнитофильный тип.  Это тип людей,  с ярко выраженным чувством собственного

достоинства и чести, во имя  которых на карту ставиться все, в исключительных случаях даже своя жизнь. Отсюда нетерпимость к любым  формам унижения «Я», ущемления прав личности.

Типология на основе акцентуации личности

     Среди типологий  по различиям в характере существует  типология немецкого психиатра  Карла Леонгарда, основанная на концепции акцентуации личности.

     Характер - это  ядро психосоциальных наиболее  устойчивых и резко выраженных  свойств личности, проявляющихся  в ее поведении и деятельности. Характер - это сплав темперамента, врожденных свойств высшей нервной  деятельности и приобретенных  в личном социальном опыте. 

     Акцентуация характера,  т.е. «заострение»,  гипертрофия отдельных свойств личности (в пределах нормы), по К. Леонгарду, имеет место у 20-50% людей, особенно у подростков и юношей и выражается в разных формах - от легких, малозаметных форм до крайних форм, близких к психопатии  (психопатия - патологическое отклонение характера, ведущее к неадекватной адаптации личности к среде).

     По мнению  К. Леонгарда, все черты личности можно подразделить на основные и дополнительные. Основные черты личности являются ее фундаментом, определяют психическое здоровье, социализацию и адаптацию. При воздействии неблагоприятных факторов эти черты личности могут трансформироваться в патологический характер и пагубно влиять на индивида. В целом же в акцентуациях характера заложены возможности как позитивного, так и негативного поведения. К.  Леонгард выделил 10  типов, разделенных на две группы, акцентуированных личностей:

Четыре типа основаны на акцентуации характера  (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый), шесть других типов основаны на акцентуации  темперамента

(гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-

экзальтированный, эмотивный). Поведение данных акцентуированных личностей характеризуется следующими особенностями:

  1. Демонстративный тип. Эти люди всегда стремятся быть в центре внимания; своих целей могут добиваться любой ценой (скандалы, болезни, слезы, наряды, флирт, ложь, хвастовство и пр.); легко забывают о своих неблаговидных поступках; обладают высокой приспосабливаемостью к людям; обходительны, упорны, целенаправленны, имеют хорошие актерские способности, могут увлекать других; склонность к истерическим реакциям в случае ущемления интересов, критики, недооценки заслуг; угнетает монотонная работа, узкий круг общения. Негативные черты: эгоистичность, лживость, хвастовство, самоуверенность, склонность к интригам, высокие притязания, необузданность в поведении, конфликтность. Предпочтительная деятельность - работа с меняющимися кратковременными контактами.
  2. Педантичный тип. Эти люди отличаются добросовестностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах; обладают ровным настроением. Негативные черты: формалисты, аккуратность до занудства; важные решения стремятся переложить на других; на конфликты способны в случае недооценки их заслуг; склонны к навязчивым состояниям, психостении. Предпочтительны профессии, не связанные с большой ответственностью, бумажная работа. Эти люди не склонны менять место работы.

3. Застревающий тип. Эти люди склонны акцентировать внимание на своих чувствах, не могут забыть обид; стремятся добиться высоких результатов в любом деле, требовательны к себе, жаждут справедливости, принципиальные, имеют твердые устоявшиеся взгляды. Негативные черты: излишняя обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, гипертрофированное стремление к справедливости, самолюбие, склонны к конфликтам в случае задетого самолюбия, обиды, ревности. Возможны мания подозрительности, «бред преследования» и т.д.; склонны к затяжным склокам на службе и в быту, несговорчивы, делят окружающих на врагов и друзей, властолюбивы, способны к чрезмерному «нравоучительству». Предпочтительна работа, где можно проявить себя и свою независимость.

4. Возбудимый тип. Эти люди отличаются добросовестностью, аккуратностью, любовью к детям.      Негативные черты: повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость; возможна как маскировка льстивость, услужливость; склонность к хамству, нецензурным выражениям или к молчаливости, замкнутости в беседе, конфликтность, в т.ч. с начальством, неуживчивость в коллективе; в семье деспотичны и жестоки; вспыльчивость, вспышки гнева и ярости с рукоприкладством; ослабление контроля над влечениями. В поведении нередки невротические срывы, психопатии, правонарушения (аморализм, антиобщественные поступки, злоупотребление алкоголем и т.п.). Предпочтительна работа, связанная с физическим трудом, атлетические виды спорта. В связи с неуживчивостью часто меняют место работы.

5. Гипертимный тип. Люди этого типа отличаются большой подвижностью, общительны, болтливы, с выраженной жестикуляцией, мимикой, чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству; шумны; любят компании сверстников и стремятся ими командовать; у них обычно хорошее настроение, самочувствие, хороший аппетит и сон, склонны к чревоугодию и другим радостям жизни; обладают завышенной самооценкой, деловиты,  изобретательны, хорошие собеседники; умеют развлекать других, энергичны, деятельны, инициативны, веселы, легкомысленны, поверхностны. Негативные черты: для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно если встречают сильное противодействие и терпят неудачу; склонны к аморальным поступкам, раздражительности, прожектерству; с трудом переносят условия жесткой дисциплины,  монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Склонны к заболеванию маниакально-депрессивным психозом. Энергия часто направлена на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь. Предпочтительна работа, связанная с постоянным общением - организаторская деятельность, спорт, служба сбыта, театр. Имеют склонность к смене места работы и профессии.

6. Дистимический тип. Эти люди характеризуются серьезным, даже подавленным настроением, медлительны, имеют слабую волю; пессимистично оценивают будущее, имеют заниженную самооценку, низкую контактность, немногословны в беседе, нередко молчаливы; домоседы, индивидуалисты, избегают шумных компаний, ведут замкнутый образ жизни; часто угрюмы, заторможены, склонны фиксировать внимание на теневых сторонах жизни; добросовестны, ценят дружбу и готовы подчиняться друзьям; располагают обостренным чувством справедливости. Негативные черты: склонны к невротическим реакциям (депрессиям), пассивность, замедленность мышления, «отрыв от коллектива». Предпочтительна работа без широкого круга общения.

7. Тревожно-боязливый тип (психастенический). Люди данного типа отличаются низкой контактностью, минорным настроением, неуверенностью в себе; дети этого типа боятся темноты, животных, опасаются оставаться одни, не любят шумных компаний сверстников, тяжело переживают разного рода испытания (экзамены, проверки и т.п.);  проявляют робость, застенчивость, нередко стесняются отвечать перед классом; охотно подчиняются опеке старших; рано формируется чувство долга, ответственности, высшие моральные принципы; в конфликты вступают редко, в них играют пассивную роль, ищут поддержки и опоры; обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью;  часто служат «козлами отпущения», мишенями для шуток; склонны к психастении. Негативные черты:  крайняя нерешительность, чувство неполноценности, обидчивость, неумение постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях, боязливость,  мнительность. Предпочтительны виды работы, не связанные с лидерством, с необходимостью принимать ответственные решения.

Информация о работе Психология социальной работы