Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:57, контрольная работа
Психологи, занимающиеся социальной работой, имеют дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально- психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д. В связи с этим в нашей работе уделено внимание вопросам типологии личности, а также вопросам социальной работы, характерной для конкретных стран. Без глубокого понимания этих вопросов невозможна успешная деятельность психосоциальных работников.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Типологии личности…………………………………………………..……4
2.1. Типология личности В.И. Гарбузова…………………………………..….4
2.2. Типология на основе акцентуации личности………………………….…5
3. Различия в социальной работе конкретных стран………………………10
4. Необходимость общественного контроля над деятельностью психолога
социальных служб………………………………………………………....13
5. Решение проблемных задач……………………………………………….14
5.1. Обращения в телефоны Доверия…………………………………………14
5.2. Первичная профилактика…………………………………………………14
6. Заключение…………………………………………………………………18
7. Источники……………………………………………………………….….
8. Циклотимический тип. Люди этого типа отличаются сменой гипертимных и дистимных состояний; часты смены настроения; зависят от внешних событий – радостные события вызывают картины гипертимии (жажда деятельности, повышенная говорливость, скачки мыслей; печальные события ведут к подавленному настроению, замедленности реакций и мышления. У подростков-циклотимиков выделяются два вида - типичные и лабильные циклоиды; типичные циклоиды в детстве кажутся гипертимными, но затем проявляют вялость, упадок сил, падение аппетита, бессонница (или наоборот, сонливость), на замечания реагируют грубостью, гневом, впадая при этом в уныние и депрессию (вплоть до попыток суицида), учатся неровно, с трудом; у лабильных циклоидов смена настроения происходит быстрее, чем у типичных; настроение влияет на самооценку; имеет место в некоторых случаях маниакально-депрессивный психоз. Негативные черты: резкая смена настроения. Предпочтительная деятельность зависит от цикла настроения; склонны к смене места работы.
9. Экзальтированный (аффективный) тип. Для людей этого типа характерна способность к резкому изменению настроения, ярко выраженная эмоциональность, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; у них развиты чувства альтруизма, сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, способность восхищаться и восторгаться; они привязаны к друзьям, улыбчивы, ярко переживают чувства радости, наслаждения, счастья; легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Негативные черты: способны быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты в поведении и чувствах, чрезмерно впечатлительны, патетичны; неудачи, печальные события воспринимают трагически; склонны к невротической депрессии. Предпочтительная работа - сфера искусств, художественные виды спорта; профессии, связанные с близостью к природе.
10. Эмотивный тип. Люди данного типа характеризуются чрезмерной чувствительностью, ранимостью, глубоко переживают замечания, критику, неудачи; часто печально-грустное настроение, предпочитают узкий круг друзей и близких, которые их понимают с полуслова; обиды хранят в себе, в конфликт вступают редко и играют в них пассивную роль; отличаются альтруизмом, состраданием, жалостливостью, радуются чужим удачам, исполнительны, развито чувство долга, отзывчивы, мягкосердечны; хорошие семьянины; трагически воспринимают конфликты с близкими людьми, смерть или болезнь родных; им противопоказаны несправедливость, хамство, нахождение в среде грубых, невоспитанных людей; склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии. Негативные черты: чрезмерно впечатлительны, слезливы; подростки остро реагируют на сцены фильмов, где кому-то грозит опасность, насилие. Предпочтительная деятельность - сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями. В целом этот тип близок к экзальтированному, но внешние проявления не так резки и ярки как у последнего.
Различия в социальной работе конкретных стран
Рассмотрим западную и
В западной
модели помощи идеи альтруизма
находят свое развитие в
Карл Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма
и альтруизма в западной цивилизации,
писал: «Этот объединенный с альтруизмом
индивидуализм стал основой нашей западной
цивилизации. Это - ядро христианства («возлюби
ближнего своего», - сказано
в Священном Писании, а не «возлюби род
свой»), а также всех этических учений,
получивших развитие в нашей цивилизации
и ускорявших ее прогресс».
В основе философии помощи отечественной
модели лежат идеи соборности. Альтруизм
восходит к общинному коллективизму, к
этической, нравственной идее народности,
как к идее истинности и справедливости.
Отсюда не случайно наибольшее развитие
получают общественные, общинные формы
помощи не только в дореволюционной, но
и в постреволюционной России.
А.Ф.Лосев
так раскрывает идею соборности: «Тут
имеется в виду социальность как глубочайшее
основание всей действительности, как
глубочайшая и интимнейшая потребность
каждой отдельной личности, как то, в жертву
чему должно быть принесено решительно
все. Это общее животрепещущее социальное
тело, в котором каждая личность не больше
как один из бесчисленных органов или
клеток, перешло из старого мировоззрения,
…в примат общественности и народности,
в чувство бесконечной, напряженной ответственности
перед народом…».
Таким
образом, индивидуальность здесь проявляется
через общинность, и коллективность становится
базовым принципом помощи. В этом можно
увидеть специфические социогенетические
корни отечественной модели помощи и милосердия.
В основе мировоззренческой
доктрины помощи и в отечественной,
и в западной моделях лежали принципы
и идеи христианства.
В
западной модели процесс помощи рефлексируется
как духовное преображение, которое «предполагало
внутреннее изменение, обновление духа,
что вело к «воскрешению» и «возрождению»
и превращало грешника-нарушителя в достойного
члена общины».
В
этих подходах виделся индивидуальный
путь спасения отдельного человека. Причем
характерно, что общественные отношения,
общественные идеалы выступают в качестве
нормы. А отсюда стремление к формированию
социально необходимого поведения, которое
воспитывается и рефлексируется в христианской
парадигме мышления Запада.
В западной модели помощи участие в судьбе
человека принимали различные конфессии.
Антагонизм вероисповеданий привнес в
модель помощи эгалитарные тенденции
личностной свободы.
Философия помощи отечественной
модели раскрывается в логике идей
православия. Русская Православная
Церковь в течение тысячелетия
формировала национальное сознание,
национальный духовный опыт.
Философия
призрения становится на многие столетия
определяющим подходом в отечественной
модели помощи. Призреть - значит приблизить,
озаботиться нуждами ближнего своего.
Отсюда другой модус рефлексии помощи.
Им является не столько «общественный
космос», сколько нравственный идеал,
поднимающий русское сознание к иному
горизонту нормы.
С.Л.Франк,
определяя специфику русской духовности,
выделяет критерий, который отражает сущность
моральной нормы, определившей подходы
различных видов и уровней помощи в России,
«…когда речь идет о русских поисках «блага»,
имеются в виду не ценности, приносящие
личное спасение или исцеление, но принцип
или порядок, т.е. в конечном счете религиозно-мифический
пункт, или основа, на которой должна зиждиться
вся человеческая жизнь, да и все космическое
мироздание, и через которую человечество
и мир спасаются и преображаются».
Критерием
нормы выступает как бы не сама реальность,
а идеальная реальность, которая подвижна
и постоянно изменяется в духовной культуре
русского сознания. Отсюда, видимо, и проистекают
эти метания в принципах и подходах, в
системах помощи. Так, Стоглавый собор
официально разрешает нищенство, легализует
и оформляет соответствующие институты
помощи, тогда как реформы Петра I проводятся
без учета сложившихся традиций, причем
выдвигаются новые принципы организации
помощи. Это характерно и для моделей помощи
постреволюционной России и России этапа
реформ.
Социальная работа
как профессия в западной модели
помощи возникает из добровольного
общественного движения феминисток
и либерально-демократической
Понятийное поле
в западной модели помощи складывалось
на основе медицинских, социологических,
конфессиональных, юридических и
психологических подходов. Психология
явилась методологической базой
развития знания социальной работы, а
техника групповой и
Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления - социальное обеспечение и социальная работа - в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.
Отечественная модель
помощи развивалась в течение
нескольких столетий в тесном контакте
с западной моделью помощи. Экстраполяция
идей, государственных законов, включенность
отечественной науки и
Необходимость общественного контроля над деятельностью психологов социальных служб
Изучение
качества работы социального
педагога и педагога-психолога,
Изучение
качества профессиональной
Прямой контроль
позволяет оценить
Режим совместного
аналитического исследования
Контроль в
различных его формах и
Таким образом,
в ведении службы контроля
находятся, в первую очередь,
вопросы о профессиональном
Решение проблемных задач
Обращение в Телефоны доверия
Известно, что около 3% обращений в Телефоны доверия – розыгрыши типа: “Мне нечего делать, решил (а) позвонить“. В чем проблема данного типа клиентов и являются ли такие абоненты клиентами Телефона доверия?
Зачастую люди,
даже сознавая существующие
Обращения
подобного рода не редкость
для сотрудников службы
Первичная профилактика
Критики первичной
профилактики утверждают, что профилактика
предполагает знание причин