Психология способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:42, доклад

Описание

Способность, будучи одной из наиболее общих психологически понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально - психологической особенностью человека (Б.М. Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л. Рубинштейн). Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.

Работа состоит из  1 файл

Психология способностей.docx

— 22.30 Кб (Скачать документ)

Психология  способностей

Способность, будучи одной из наиболее общих психологически понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально - психологической особенностью человека (Б.М. Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л. Рубинштейн). Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.

Разработка проблемы способностей в отечественной психологии связана с именами трех крупнейших ученых Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна  и Б.Г. Ананьева.

Б.М. Теплова интересовали общие проблемы способностей. Именно он выделили те три признака способностей, которые положены в основу большинства определений, предлагаемых в учебниках по психологии. Кроме того, он изучал взаимосвязь способностей и задатков (на примере музыкальных способностей). Рассматривая связь между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, навыками, с другой, Теплов подчеркивал, что они несводимы один к другому, а находятся в диалектической взаимозависимости: способности обусловлены наличными у человека знаниями, умениями и навыками и, в свою очередь, сами позволяют более легко и прочно овладеть знаниями, умениями и навыками.

С.Л. Рубинштейн активно разрабатывал вопрос о соотношении способностей и одаренности. Он предложил трактовку способности как обобщения психических процессов и деятельности. Он утверждал, что способности существуют и проявляются в конкретных видах деятельности, а не в чистом виде, как это предполагали многие ученые за рубежом.

С работ Б.Г. Ананьева началось исследование уровней способностей. Ему принадлежат первые в отечественной психологии подходы к сущности и структуре таланта и гениальности. Ананьева также интересовали вопросы взаимосвязи способности и характера, способности и личности.

Концепции возникновения  способностей

В психологии сложились  три концепции способностей. Сторонники идеи врожденных способностей утверждают, что способности - это биологические детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от наследственности, унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают они, может лишь ускорить процесс проявления способностей, они обязательно проявятся и без педагогического воздействия. Таких взглядов придерживаются многие представители различных областей науки и искусства (математики, художники, писатели и др.). Первые работы принадлежат Ф. Гальтону.

В противоположность  первой концепции способностей, вторая утверждает, что способности всецело определяются средой и воспитанием, то есть всецело приобретенные свойства личности. Так в XYIII в. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. В настоящее время американский ученый У.Эшби утверждает, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными свойствами. Первым фактором является программа интеллектуальной деятельности, которая формируется стихийно и/или сознательно в процессе обучения и в последующей жизни. У одного человека программа позволяет решать творческие задачи, у другого - только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.

Третья концепция  способностей утверждает, что наличие  индивидуальных природных особенностей (задатков) способствует становлению  и развитию тех или иных способностей. Вместе с тем способности успешно формируются в деятельности при благоприятных условиях жизни.

Задатки

Отечественные психологии полагают, что способности  зависят от строения мозга и органов  чувств, которые различаются у  людей уже при рождении. Эти  особенности определяются как «задатки». Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являющиеся предпосылками развития способностей (Б.М. Теплов). Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться разные способности. Задатки подобны дремлющему человеку, они являются потенциальными возможностями, которые так и не удастся «пробудить», использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью.

Склонность

Задатки, прежде всего, проявляются в склонности определенному виду деятельности или  повышенной любознательности ко всему. Склонности - это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой и пр.). Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных породных предпосылок к развитию способностей, так как она нередко проявляется даже при неблагоприятных условиях. Трудно предположить что-нибудь другое, когда человек, вне специальной среды, занимается какой-либо деятельностью без внешнего побуждения (занимается решением задач, когда в семье все музицируют, или, наоборот, с большой радостью слушает музыку и поет, когда вокруг все равнодушно относятся к музыке).

Наряду с истинной склонностью может быть мнимая, или ложная склонность. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, без наличия потенциальных возможностей. При ложной, или мнимой склонности обнаруживается или поверхностное, часто пассивное (созерцательное) отношение к предмету увлечения, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. При истинной склонности наблюдается не только неодолимое тяготение к соответствующей деятельности, но и быстрое достижение значительных результатов, продвижение к мастерству.

 Виды способностей

В структуре  способностей выделяют:

Природные (или естественные) способности, в своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы обучения (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации).

Специфические человеческие способности, имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде, которые в свою очередь делятся на две их основные категории -- общие и специальные способности:

общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь).

специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Выделяют следующие  виды специальных способностей:

- учебные и  творческие;

- умственные  и специальные;

- математические;

- конструктивно-технические;

- музыкальные;

- литературные;

- художественно-изобразительные;

- физические  способности;

- парапсихологические  (экстрасенсорные).

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга  тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

 Помимо разделения  способностей на общие и специальные  принято разделять способности  на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Следует отметить, что способности не только совместно  определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

В психологии чаще всего встречается следующая  классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

  Одаренность - явление комплексное. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей.

Это понятие  как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости.

Б.М.Теплов определил  одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость  обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность  достижения этого успеха.

Кроме наличия  комплекса способностей, для успешного  выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может  быть специальной - то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей - то есть одарённостью к разным видам  деятельности.

Талант - высшая степень способностей личности в  определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.

Талант -присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер в книге «Рамки ума» определил семь типов таланта, интеллекта:

- вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

- цифровой (характерен для математиков);

- пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

- личностный (его  также называют эмоциональным;  отвечает за то, что человек  говорит сам себе);

- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

- талант окружающей  среды (этим талантом бывают  наделены дрессировщики, земледельцы).

  Гениальность -предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность --культурное явление человеческой природы. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» - И. Ньютон.

Как правило, гений  творит значительно продуктивнее и  быстрее своих ровесников, достигающих  официального признания в той  же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось  общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С  тех пор существует мнение, что  гениальность требует универсальных  интересов незаурядной личности. При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности. Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.

В XX веке феномен  гениальности становится предметом  множества социологических и  физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в  научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых  свойствах организма, недоступных  другим представителям данной сферы  деятельности.

Информация о работе Психология способностей