Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:16, курсовая работа
И. Бородин считает, что «стресс – это двигатель прогресса, существует предположение, что наши обезьяноподобные предки, жили в верхнем ярусе тропического леса и почти не имели врагов. Но вот леса стали уступать место саванне, и предчеловеку пришлось столкнуться с множеством опасностей. И стресс был на каждом шагу». «И чтобы выжить – утверждает ученый – будущие люди пошли по пути создания неспецифического приспособления – они обзавелись интеллектом». «Увы – замечает Бородин – добавление стресса при этом только усилилось.
Вместо введения с. 2
Глава 1. Научное объяснение стресса с. 3
1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье с. 3-6
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса с. 6-7
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath с. 7-8
Глава 2. Психологическая реакция человека на стресс с. 9
2.1 Психологические аспекты стресса с. 9-14
2.2 Эмоции и стресс с. 14-16
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана с. 16-17
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс . с. 17-19
Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям с. 20-23
3.1 Стресс или дистресс с. 23-24
3.2 Как управлять стрессом с. 24-29
Заключение стр. 30
Литература стр. 31
Существует несколько типов
защит, которые используются интрапсихическим
механизмом психической адаптации:
Тревога, несмотря на обилие различных
смысловых формулировок, представляет
собой единое явление и служит
облигаторным механизмом эмоционального
стресса. Возникая при любом нарушении
сбалансированности в системе “человек-среда”,
она активизирует адаптационные механизмы,
и вместе с тем при значительной интенсивности
лежит в основе развития адаптационных
нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает
включение или усиление действия механизмов
интрапсихической адаптации. Эти механизмы
могут способствовать эффективной психической
адаптации, обеспечивая редукцию тревоги,
а в случае их неадекватности находят
свое отражение в типе адаптационных нарушений,
которым соответствует характер формирующихся
при этом пограничных психопатологических
явлений.
Организация эмоционального стресса предполагает
затруднение реализации мотивации, блокаду
мотивированного поведения, т.е. фрустрацию.
Совокупность фрустрации, тревоги, а также
их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической
адаптациями и составляет основное тело
стресса.
Глава 3. Адаптация
человека к стрессовым ситуациям
Рассмотрим вопрос адаптации человека
к стрессовым ситуациям.
Адаптация — это динамический процесс,
благодаря которому подвижные системы
живых организмов, несмотря на изменчивость
условий, поддерживают устойчивость, необходимую
для существования, развития и продолжения
рода. Именно механизм адаптации, выработанный
в результате длительной эволюции, обеспечивает
возможность существования организма
в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается
сохранение гомеостаза при взаимодействии
организма с внешним миром. В этой связи
процессы адаптации включают в себя не
только оптимизацию функционирования
организма, но и поддержание сбалансированности
в системе “организм-среда”. Процесс
адаптации реализуется всякий раз, когда
в системе “организм-среда” возникают
значимые изменения, и обеспечивает формирование
нового гомеостатического состояния,
которое позволяет достигать максимальной
эффективности физиологических функций
и поведенческих реакций. Поскольку организм
и среда находятся не в статическом, а
в динамическом равновесии, их соотношения
меняются постоянно, а следовательно,
также постоянно должен осуществляется
процесс адаптации.
Вышеприведённое относится в равной степени
и к животным, и к человеку. Однако существенным
отличием человека является то, что решающую
роль в процессе поддержания адекватных
отношений в системе «индивидуум-среда»,
в ходе которого могут изменяться все
параметры системы, играет психическая
адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают
как результат деятельности целостной
самоуправляемой системы (на уровне «оперативного
покоя»), подчёркивая при этом её системную
организацию. Но при таком рассмотрении
картина остаётся не полной. Необходимо
включить в формулировку понятие потребности.
Максимально возможное удовлетворение
актуальных потребностей является, таким
образом, важным критерием эффективности
адаптационного процесса. Следовательно,
психическую адаптацию можно определить
как процесс установления оптимального
соответствия личности и окружающей среды
в ходе осуществления свойственной человеку
деятельности, который (процесс) позволяет
индивидууму удовлетворять актуальные
потребности и реализовывать связанные
с ними значимые цели, обеспечивая в то
же время соответствие максимальной деятельности
человека, его поведения, требованиям
среды. [цит.8; стр.25-31]
Психическая адаптация является сплошным
процессом, который, наряду с собственно
психической адаптацией (то есть поддержанием
психического гомеостаза), включает в
себя ещё два аспекта:
Изучение адаптационных
Ганс Селье определил следующие стадии
стресса как процесса :
В широком смысле эти стадии характерны
для любого адаптационного процесса.
Одним из факторов стресса является эмоциональная
напряженность, которая физиологически
выражается в изменениях эндокринной
системы человека. К примеру, при экспериментальных
исследованиях в клиниках больных было
установлено, что люди, постоянно находящиеся
в нервном напряжении, тяжелее переносят
вирусные инфекции. В таких случаях необходима
помощь квалифицированного психолога.
Основные черты психологического стресса:
Так как стресс возник главным образом
именно от восприятия угрозы, то его
возникновение в определенной ситуации
может возникать по субъективным
причинам, связанным с особенностями данной
личности.
Эффективность психической адаптации
впрямую зависит от организации микросоциального
взаимодействия. При конфликтных ситуациях
в семейной или производственной сфере,
затруднениях в построении неформального
общения нарушения механической адаптации
отмечались значительно чаще, чем при
эффективном социальном взаимодействии.
Также с адаптацией напрямую связан анализ
факторов определенной среды или окружения,
Оценка личностных качеств окружающих
как фактора привлекающего в подавляющем
большинстве случаев сочеталась с эффективной
психической адаптацией, а оценка таких
же качеств как фактора отталкивающего
— с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей
среды определяет уровень адаптации и
эмоциональной напряжённости. Необходимо
также принимать во внимание индивидуальные
качества, состояние непосредственного
окружения и особенности группы, в котором
осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Эффективная психическая адаптация представляет
собой одну из предпосылок к успешной
профессиональной деятельности.
В профессиональной управленческой деятельности
стрессовые ситуации могут создаваться
динамичностью событий, необходимостью
быстрого принятия решения, рассогласованием
между индивидуальными особенностями,
ритмом и характером деятельности. Факторами,
способствующими возникновению эмоционального
стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность
информации, её противоречивость, чрезмерное
разнообразие или монотонность, оценка
работы как превышающей возможности индивидуума
по объему или степени сложности, противоречивые
или неопределенные требования, критические
обстоятельства или риск при принятии
решения.
Ранее считалось, что женщины меньше, чем
мужчины, подвержены воздействию жёстких
правил игры в обществе конкуренции и
проблема стресса не является для них
актуальной. Но с приходом женщины на руководящие
позиции, эти взгляды меняются. В чем же
именно заключается различие в стрессовой
симптоматике мужчин и женщин? Они касаются
не столько симптомов, сколько частоты
их проявления. Прежде всего, у мужчин
и женщин отчетливо видны различные тенденции
в проявлении психических симптомов, наступающих
в результате перегрузки, неблагоприятных
жизненных обстоятельств и стресса. Женщины
реагируют на стресс чаще пассивно и депрессивно.1 [цит.10] Они чувствуют себя слабыми, им
хочется плакать. Им кажется, что от них
слишком много требуют. Им хочется всё
бросить и куда-нибудь убежать. У них чаще
бывают депрессии, состояние страха, нарушение
сексуальных функций. Однако эта склонность
не является врожденной или одинаковой
для всех женщин. Воспитание предопределяет
наше поведение, когда мы сталкиваемся
с высокими требованиями или сплошными
проблемами. Ведь пассивность и беспомощность
как нас учат с детства, намного лучше
сочетаются с образом «девочки или женщины»,
чем агрессивность или раздражительность.
«В подавляющем большинстве случаев различия
в поведении мужчин и женщин обусловлены
не врожденным биологическим полом, а
заученным распределением ролей по половому
признаку («так ведет себя настоящий мужчина!»).
Исключения только подтверждают правило".
Клаудия Харс. [цит.10; стр.193]
Мужчины чаще реагируют агрессивным поведением,
склонны к «гиперактивному» поведению,
чаще «срываются», скандалят. [цит.10; стр.221]
Итак: в стрессовой ситуации женщины более
склонны к сверх контролируемому, пассивному
поведению, а мужчины – к неконтролируемому,
активному. Далее мы выясним, что при стрессоре
организм получает сигнал, через различные
промежуточные ситуации (таламус, гипоталамус
и гипофиз) сигнал тревоги передается
в организм. Это происходит частично но
нервным путем непосредственно к органам,
подлежащим «активации», частично через
гормоны. В надпочечниках начинают вырабатываться
так называемые катехоламины (адреналин
и норадреналин). Они приводят организм
в состояние боевой готовности. Что происходит
дальше, знает каждый, кто хоть раз попадал
в стрессовую ситуацию. (Например, перед
решающим экзаменом.)
Вырабатываются стрессовые гормоны
кортизол и кортизон, которые сообщают
гипоталамусу, что «задание по мобилизации»
выполнено. Таким образом они способствуют
затуханию стрессовой реакции.
3.1 Стресс или дистресс
Вернемся к дистрессу. Стресс – вполне
разумная реакция организма, сам по себе
не вреден. Он служил тому, чтобы спасать
жизнь нашим предкам в опасных ситуациях.
Человек вступал в борьбу или спасался
бегством. При этом в организме сгорало
как бы «супергорючее», состоящее из стрессовых
гормонов, кислорода и повышенного содержания
сахара в крови. После этого наши предки
восстанавливались посредством сна и
на следующий день просыпались здоровыми
и бодрыми. В определённой степени стресс
необходим, чтобы хорошо себя чувствовать.
Однообразная, монотонная жизнь также
приводит к стрессу, как и перегруженный
рабочий график, спешка и нехватка времени.
Если в обыденной жизни нам не хватает
вызова или стрессоров, мы создаём их себе
искусственно. Не случайно мы с насаждением
смотрим фильмы ужасов или хроники катастроф.
Когда у нас экономическая стабильность
мы начинаем увлекаться какими-нибудь
авантюрами. А многие идут на «туры выживания»
или в экстремальные виды спорта. Совсем
без стресса жизнь скучна. Нет вызова,
нет радости успеха. Но в отличие от наших
предков, мы живем в «конгнитивном» времени,
где надо думать головой, а не мускулами
и у нас часто возникает стрессовая реакция,
когда мы не в состоянии каким-то образом
снизить стрессовые гормоны и накопившуюся
энергию. В конце концов эта энергия, если
от неё нельзя избавиться, начинает действовать
как яд. Она вредит организму, поражая
его слабые места. У одного это сердце,
у другого – желудок. При снижении уровня
кортизона или кортизола в цепи стрессовых
реакций выпадает звено «стоп-сигнал».
Мозг не знает о том, что стрессовая реакция
уже идет, и продолжает подавать сигнал:
«Запустить стрессовую реакцию!». Образуется
порочный круг, который в конце концов
приводит к тяжёлым повреждениям организма.
Это и есть дистресс, который вреден и
даже смертелен.
Фрейдман в 1974 г. дал следующее описание
«личностных» характеристик людей, которые
могут быть склонны к тяжёлым заболеваниям
от стрессовых ситуаций: [цит.6; стр.139-140]
3.2 Как управлять
стрессом
Теперь мы плавно перейдём к вопросам,
как управлять стрессом и как его снимать.
Психология и медицина и смежные с ними
дисциплины давно имеют в своём распоряжении
разнообразные средства оказания помощи
людям в преодолении трудностей психологического
характера. Степень переживаемого стресса
можно снизить путем облегчения требований,
предъявляемых к личности. Это решение
по существу основывается на изменении
среды и создании условий. Требования
могут возникнуть в результате влияния
материальной среды и психосоциального
окружения человека.
Требования материальной среды проявляются
в виде шума, температуры, влажности, освещённости.
Практически это всё легко устранятся
с помощью понижения или повышения силы
фактора-стрессора, влияющего на человека.
Взять например, наши густонаселённые
дома – «хрущёвки», с малой жилой площадью,
количеством комнат, плохой отделкой как
внутренней, так и наружной, с малым числом
подсобных помещений, или их полным отсутствием.
Понятно, что это изменить трудно или возможно
только в экономически процветающем обществе.
Если невозможно изменить структуру материальной
среды человека, то в качестве альтернативы
можно порекомендовать средства индивидуальной
защиты. Например, шумоизолирующие устройства.
Предпосылки к стрессу могут возникнуть
в результате социального давления, и
в этом случае можно предложить решение
в плане социальных преобразований, т.
е. реорганизацию и перестройку человеческих
взаимоотношений. Стрессогенные условия
могут возникнуть также от требований
и ограничений, налагаемых на характер
поведения личности его работой, учебой
и домашними заботами. Условия способствующие
стрессу могут иметь и внутреннюю причину
и возникнуть как отражение потребностей
человека. Например, длительная, однообразная,
монотонная работа может создавать больше
проблем, чем активная, занимающая много
сил, а спокойная и поддерживающая человека
семейная жизнь вызовет меньше проблем,
чем бурная и неустроенная. Теория Маслоу
о характере человека (1954), подойдет к этой
проблеме. Маслоу считает, что у человека
имеется 5 основных типов потребностей:
Самоактуализация – это, понятие,
которое трудно поддаётся описанию.
Это может быть связанное с
ростом и развитием личности, с
чувством своей значимости, с чувством
самореализации как личности и др.
Эти пять потребностей создают иерархию,
потребности самосохранения (1 и 2) составляют
базу, основные уровни, а остальные потребности
реализуются только тогда, когда удовлетворены
низшие. Удовлетворение всех потребностей,
по Маслоу, является способом достижения
психологического благополучия. Условия
работы и домашней семейной жизни которые
не удовлетворяют эти потребности, представляют
угрозу благополучия личности. Изменения
социальной среды могут принимать простые,
но крайние формы, такие, как переезд в
другой дом с тем, чтобы избежать злополучных
соседей, развод, уход с работы, такое поведение
направленно на преодоление трудностей
не может быть полностью удовлетворительным
и не является панацеей от всех бед, ибо
уходя от старых проблем, мы забываем о
новых. Окончательное решение, как осуществить
замену личностных трудностей должно
строиться на принципе «из двух зол, выбрать
наименьшее». Какая из личностных проблем,
старая или новая, легче поддаётся решению.
В ответ на переживание стресса человек
изменяет своё поведение и осуществляет
попытки направить все свои умения против
стрессора и пытается противостоять этому,
может быть и нельзя развить способность
противостоять стрессу, но можно помочь
ему в этом, поддерживая в нём имеющуюся
способность противостоять, например,
выполнить за него работу которую он должен
сделать. Такая помощь возможна в самых
разнообразных формах. Это составляет
существенную часть роли родителей в воспитании
детей, это входит в понятие дружбы и др.
Поскольку возникновение стресса связанно
с тем, что человек осознает наличие у
него дисбаланса между предъявленными
к нему требованиями и своими возможностями
это выполнить, то изменение его восприятия
является мощнейшим средством для управления
стрессом. Можно изменить восприятие человека
конгнитивной оценки, которая состоит
из трёх аспектов: предъявляемого требования,
способности его выполнить и возможности
с ним справиться. Этого можно достигнуть
с помощью лекарственных препаратов, таких
как психолептики (транквилизаторы и седативные
препараты), тималептики (стимуляторы
и антидепрессанты) и психомиметики (ЛСД
и др.); наркотиков, алкоголя, никотина,
с помощью консультаций и различного рода
психотерапевтических воздействий. Психологические
методы позволяют развить способность
более реалистически оценивать проблемы
ситуации, строить и перестраивать самооценку,
выбрать возможную стратегию преодоления
стрессовой ситуации и изменить установки
предпочтения и др. Но не все методы хороши
и полезны для человека. Например более
реалистическая оценка трудной ситуации
может привести человека к ещё более тяжёлому
стрессовому состоянию, если он до этого
недооценивал трудность своего положения.
Более того, если человек перестаёт считать
важной необходимость справиться с ситуацией
это может вызвать ещё более серьёзные
проблемы, если справиться с трудной ситуацией
действительно важно.
С лекарствами и наркотиками понятно –
здесь комментарии не уместны. Алкоголь
и никотин – два самых надёжных помощника
в стрессовых ситуациях у 99% людей. Но они
таят в себе опасность, приводящую, после
некоторого расслабления, к ещё более
серьёзным проблемам. Как уже говорилось
выше при реакции на стресс, сосуды сужаются,
давление поднимается, а алкоголь и никотин,
как известно с сосудами не дружат, особенно
при обоюдном взаимодействии. Отсюда –
болезни сердца, кровоизлияния и т.п.
Определённый интерес представляет метод
лечения, ориентированный на пациента,
по Роджерсу. Роджерс сначала разработал
свой метод лечения (1951), а затем на его
основе теорию личности. Он пришел к заключению,
что невротическая личность очень ранима
и находится в непрерывном состоянии напряжения,
потому что больной отрицает тот факт,
что он знает о значительной части своих
переживаний и этим уменьшает несоответствие
между требованиями предъявляемыми ему
и возможностью их выполнить. Чтобы поддерживать
такое состояние человек должен жить «забывая»,
не замечая изменяя свои чувства и эмоции.
Сточки зрения Роджерса каждая личность
постоянно стремится развить и поддержать
своё целостное «Я». Эта борьба отражается
на внутреннем побуждении (драйве) актуализировать
своё «Я». В этом процессе часто встречаются
осложнения, т.к. другие тоже стремятся
к самоутверждению и требуют одобрения
своих поступков. Как результат потребности
в том, чтобы любить и хорошо относиться
к другим, человек стремится их субъективные
ценности принимать, как свои собственные.
Т.О., невротическая личность обременена
двумя системами ценностей, которые могут
быть противоречивыми и находиться в конфликте
друг с другом: первая – это ценности,
присущие его самоактуализации, вторая
– это ценности, заимствованные от других,
но ошибочно принятые за свои. Эта ситуация
ведёт к несоответствующему действительности
представлению о себе, которое поддерживается
отрицанием переживаний. [цит.6; стр.138-140]
Это как бы является стратегией преодоления
противоречий и конфликтов. Лечение заключается
в том, что врач выступает в качестве зеркала,
отражающего чувства пациента, который
считает, что они исходят от него самого.
Терапевт пытается выразить эти чувства
и использовать их так, чтобы у пациента
появились более чёткие представления
о своём «Я» и отпала необходимость в отрицании
своих чувств и переживаний. Т.О. ориентированная
на пациента теория меняет у личности
конгнитивную оценку самого себя и ситуации,
в которой он находится.
В последние годы появилась мода на возобновление
религии. Молодые обязательно венчаются,
«новые русские» освещают дома, машины,
но никто не замечает, что религия сходна
с психотерапией. Религия предлагает освобождение
от стресса путём изменения представления
у человека о предъявляемых к нему требованиях
и о возможности справиться с ними. Например,
очень тяжёлый труд может стать ценной
формой для поклонения, а желание попасть
на небеса, и не просто, а в рай, может стать
более важным, чем успех в этом мире. Религия
активно предлагает искажение восприятия
как «приемлемый» способ преодоления
трудностей. Существует и такая возможность,
что рекомендуемые религией психологические
защитные барьеры могут не очень хорошо
повлиять и на внешнее поведение человека.
Кроме того, религиозность человека, особенно
в сектах, может привести его к психологической
зависимости.
Также можно изменить поведенческую реакцию
на стресс несколько отличающуюся от изменения
попыток человека справиться с источником
стресса. При интенсивном или длительном
переживании стресса поведение, как правило
дезорганизуется, а рассуждения обычно
переходят с логической основы на эмоциональную,
что видимо, отражает регрессию к более
«ранним» формам поведения. Т.О., может
быстро образоваться порочный круг. Возникновение
этого круга можно предупредить или разорвать,
если он, уже образовался путем улучшения
способностей человека справляться с
источником стресса и путём поддержания
других аспектов поведения человека, не
допуская их ухудшения. Этого в свою очередь
можно достигнуть различными способами,
наиболее эффективны, по мнению Селье,
это специальные образцы поведения, основанные
на логическом доказательстве. «Хотя такого
рода механический и автоматизированный
способ поведения не может быть столь
привлекательным, как более гибкий и стимулирующий
образ жизни, – пишет Селье, - но он будет
без сомнения более эффективным для поддержания
человека в период стресса. Чем более механическими
и автоматизированными являются общие
формы поведения, тем менее осознанным
должен быть их контроль. В результате
человек в большем объёме может осуществить
познавательную деятельность, направленную
на решение проблем, с которыми он сталкивается».
[цит.8; стр.18] Из этого можно сделать вывод,
что для многих людей размеренный образ
жизни может служить защитой от длительного
переживания стресса. Возможно, что это
как-нибудь снизит конгнитивную оценку
личности и позволит нам придавать меньше
значений предъявляемым требованиям окружающей
среды и нашим эмоциональным переживаниям
конгнитивную.
«Стремись к самой высокой из доступных
тебе целей и не вступай в борьбу из-за
безделиц».
Г. Селье [цит.9; стр.16]
Стресс не падает с неба! Мы не «просто»
попадаем в ситуацию, требующую от нас
напряжения, и реагируем на неё стрессом.
Чаще всего мы сами находим эти ситуации,
сами создаём стрессоры или избегаем их.
Своим поведением и эмоциями, а более всего
нашими убеждениями (ведь от этого зависит
и первое, и второе), мы предопределяем,
с какими стрессорами нам придётся сталкиваться
в будущем. Отсюда вывод: успешное преодоление
стресса предполагает опору на личность.
Человек должен сам решать какой способ
поведения выбрать, когда у него стресс,
вместо того, чтобы реагировать на стресс
как автомат – всегда одинаково (плохо).
Многие стрессовые ситуации и отсюда,
отрицательные эмоции возникают потому,
что слишком часто в повседневной жизни
мы говорим «да», подразумевая «нет». Нет
ничего плохого в том, что мы способны
сочувственно относиться к потребностям
других людей. Плохо то, что мы не способны
оставлять эти потребности неудовлетворёнными,
т.е. внутренне или реально говорить «нет»!
А ведь, короткое слово «нет» быстрее и
лучше всего уменьшает стресс!
Тот кто переоценивает возникающие перед
ним трудности и/или недооценивает свои
возможности, переживает стресс. Точно
также ведёт к стрессу и переоценка собственных
возможностей, и недооценка ситуации (чаще
у мужчин). Необходимо прийти к реалистичной
оценке, основанной на логическом рассуждении,
как отмечалось ранее. Для успешного преодоления
стресса необходимо правильно оценивать
себя и окружающий мир. Многие когда переживают
постоянно жуют, что приводит потом, особенно
женщин, к ещё более сильному переживанию
стресса, теперь уже, из-за набранных килограммов.
Но, ещё ни одна чудо диета, не принесла
никому пользы. Решающее преодоление стресса
в этих вопросах, является общий сознательный
настрой на здоровый образ жизни. Но и
в борьбе за здоровый образ жизни нельзя
впадать в крайности. Физические движения
являются великолепным средством для
быстрого преодоления стресса. Физические
упражнения, например отжимания, могут
буквально «отключать» выделенный адреналин.
Достаточно делать умеренные физические
упражнения ежедневно в течение получаса,
чтобы предотвратить любые вредные для
организма последствия стресса!
Эргономические нагрузки подсознательно
вызывают стресс. Стрессоры суммируются.
Чем больше неблагоприятное влияние окружающей
среды, тем больше мы подвержены стрессу.
Поэтому для преодоления стресса так важно
нейтрализовать как можно больше ненужных
стрессов, тем самым мы освободим энергию
для тех задач, которые нам в действительности
предстоит решать. Чем больше стрессоров
мы устраним, тем лучше.
И самое главное, недостаточно думать,
надо ещё и делать.
Нам наносят эмоциональную травму не окружающие
нас люди, а наши собственные настроения
и наше поведение. Когда мы чувствуем себя
чем-то неприятно затронутыми, обиженными,
это чувство целиком и полностью является
нашей реакцией, которой мы и должны уделять
главное внимание, а не людям вокруг. Мы
обижаемся, сердимся, тревожимся и т.п.
Но с таким же успехом мы можем вообще
не реагировать и сохранить спокойствие.
«Опытным путем доказано, что если все
молекулы тела пребывают в расслабленном
состоянии, в состоянии покоя, то абсолютно
невозможно ощутить страх, раздражение,
тревогу, вообще любые негативные эмоции.
Чтобы их почувствовать, нужно сделать
усилие» [цит.1; стр.28], как говорил Диоген,
никто нас не обижает, кроме нас самих,
только мы ответственны за наши ответные
реакции и чувства. Можно сохранить спокойствие
и таким образом избежать эмоциональных
ушибов и уколов. Чтобы избежать этого
можно порекомендовать людям, повнимательней
прочитать третью книгу Дейла Карнеги
«Как перестать беспокоиться и начать
жить». [цит.5; стр.15-22]
Если ситуация стресса более чем мы можем
выдержать, например потеря человека,
развод, разрыв с любимым, собственные
повреждения, то немецкие психологи, руководящие
семинаром о стрессе для женщин, Клаудия
Харс и Карин Майер, советуют: