Психология суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание

Цели и задачи.
1) Рассмотреть причины, предпосылки и условия проявления суицида
2) Рассмотреть признаки суицидального риска
3) Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на
самодеструктивное поведение подростка.
4) Рассмотреть этапы, виды суицида и способы самоубийства.

Содержание

ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и подросток............................................................................. 5
§ 1 Общие положения.................................................................... 5
§ 2 Суицид и его виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида...................................................................................... 6
3.1 Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
3.3 Парасуицид................................................................... 7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка.................................................................................. 9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 10
ГЛАВА 3. На грани… (собственные домыслы по теме)................................. 11
§ 1 Ромео без Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................ 12
§ 3 Не убий самого себя................................................................ 13
ГЛАВА 4 Способы самоубийства.......................................................................... 14
ГЛАВА 5. Индивидуальное и ритуальное самоубийства............................... 15
ГЛАВА 6. Вывод........................................................................................... 16
Приложение.................................................................................................................. 24
Сати (ритуал самосожжения)............................................................ 18
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев)................. 21
Литература.................................................................................................................... 26

Работа состоит из  1 файл

Суицид (Автосохраненный).docx

— 65.83 Кб (Скачать документ)

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание  несправедливого обращения и  т.п.

Суицидальная  готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих  переживаний. У подростка снижается  толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским  трудностям.

 

§ 4 Психологический смысл подросткового суицида

Психологический смысл подросткового  суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

 

§ 5 Характерные черты подросткового суицида

Суицид подростков имеет следующие  черты:

    • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
    • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
    • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
    • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
    • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
    • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

 

§ 6 Признаки суицидального риска

 

Учитывая  актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее  распознать суицидента и помешать его  намерению? Абсолютно точных признаков  суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

 

§ 7 Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду

 

    • тревожно-агитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
    • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
    • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
    • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
    • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
    • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
    • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

 

 

§ 8 Внешние обстоятельства суицидального подростка

 

    • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
    • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
    • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
    • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
    • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

 

§ 9 Источник негативных переживаний подростка

 

Накапливание  негативных переживаний может создать  неблагоприятную сферу для срыва  у подростков. Исследования, проведенные  в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают  в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей  друзьями детей, частое морализование  старших и взрослых.

Согласно  данным этого исследования главный  источник негативных переживаний –  семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных»  подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

Важная причина  подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.

Частые наказания  провоцируют развитие лживости как  средства скрыть проступок. На этот мотив  лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек  из группы «трудных» подростков.

Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков  и 72% девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми

 

Многие будут  правы, если скажут: такие дети нуждаются  в помощи специалистов. Нагружать  неискушенного педагога работой  с суицидентами – значит поставить  его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.

Начнем с  того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких  детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких  детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного  состояния: напряжение, апатию, агрессивность  и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого  подростка. Старшему подростку он может  предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит  его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так  как оно требует работы специалиста.

Даже такая  роль педагога приносит свои плоды. Важно  лишь педагогу вложить в такую  работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

 

ГЛАВА 3. На грани…

 

 

Если вовремя  вызовут «скорую» самоубийцы попадают в больницу, где на них смотрят  не как на обычных пациентов, которым  нужно просто спасти жизнь, а как  на одного из суицидентов, которому нужно  помочь вернуться к нормальному  существованию. Этим занимается психиатр. Он разделяет своих пациентов  на совершивших истинное самоубийство и демонстративное.

Шантажный суицид – это что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток точно  знает, что его спасут и цель –  не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей выходкой. К примеру  вернуть парня, вызвав у него чувство  вины. А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.

Итог этой игры – реанимация. По счастью для  большинства «шантажистов» достаточной  эмоциональной встряской становится атмосфера больницы. Тех, для кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы  убедить не могут. Для таких людей  вовремя приехавшая «Скорая» – не подарок судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в  течение года повторяют свою попытку. И на этот раз – в более жесткой  форме.

Самые частые причины подростковых суицидов –  несчастная любовь и конфликты в  семье. Нет человека, который бы с  этим не сталкивался. Из-за этого к  самоубийцам часто относятся  как к психам или слабакам.

 

§ 1 Ромео без Джульетты

 

Ситуация  «я его люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем подписи  на партах «Саша + Маша = Любовь». Надписи  типа «Миша + Вася» выглядят куда смешнее, правда? Напрасно вы так думаете! Люди с нестандартной сексуальной  ориентацией – наивысшая группа риска в плане разрешения личностных проблем.

Врачи-суицидологи  утверждают: количество суицидов в  их среде в последнее время  резко увеличивается. Одна девочка-лесбиянка  совершила пять попыток в течение  года из-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие  ситуации все-таки встречаются редко.

Вернемся  к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У подростков нет еще опыта взрослых, что  все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после  серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое  все это может иметь значение, когда потерян самый близкий  человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь  чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга  опять свидание. А у тебя ничего.

Здесь важно  осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень  трудно свыкнуться с мыслью, что  ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.

Зачастую  наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости  на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит  – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что  гости вовремя из петли вынули.

Это пример поступка импульсивного человека, который  сначала делает, потом думает –  то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно  сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть  на домашнее задание и отправиться  в гости. Подумаешь, двойка – не первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Я  не призываю к рассудочному взвешиванию  всех «за» и «против». Сама так не умею. Но посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, – это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение.

 

§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)

 

Эту главу я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с  нормальными взаимоотношениями  суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что  ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном  или дочкой?

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как  бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

Один мальчик  не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как  ей помочь, он не знал, а оставить все  как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом  из создавшейся ситуации.

Одна девочка  наглоталась таблеток во время очередной  гулянки родителей. В течение  нескольких дней она оставалась без  помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой  добраться до телефона и вызвать  «Скорую».

Иногда трагедией  оборачивается ситуация, которая  внешне выглядит вполне нормально. В  больницу с острым отравлением доставили  девочку. Мать, воспитывающая ее без  мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в  класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких  друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста.

 

§ 3.…Не убий самого себя

 

Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной  рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и слава Богу! Но направить  орудие убийства против себя самого оказывается  гораздо легче, чем против другого  – это так называемая переадресованная агрессия.

В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен.

Информация о работе Психология суицида