Психология толпы и массовых беспорядков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:32, контрольная работа

Описание

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта лю¬дей , Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любо¬пытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсужда¬ющей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестрой¬ное, неорганизованное скопление, или толпу.

Содержание

.Введение………………………………………………3стр.

2.Основная часть

2.1 Понятие толпы.

Механизм ее формирования и состав…………………4стр.

2.2 . Классификация толпы………………………………..8стр.

2.3. Психологические свойства толпы…………………10стр.

2.4. Психологические особенности индивида

в толпе………………………………………………………………15стр.

2.5. Лидер в толпе и механизмы управления

толпой………………………………………………………………20стр.

3. Заключение…………………………………………………...23стр.

4.Литература…………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

псих.толпы.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

    Конвенциональная толпа. Образуется на оснозе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

    Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

    Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карназалы, рок-концерты и т.п.).

    Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальмая; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

    /. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

    2.Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или во 
ображаемого источника опасности.

    3.Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосред- 
ственный  конфликт за обладание какими-либо  ценностями. 
Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы 
граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в 
отходящем транспорте, ажиотажный расхвати продуктов в предприятиях 
торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых 
(например, банковских) учреждений, в небольших количествах 
проявляется в местах крупных катастроф со значительными 
человеческими жертвами и т.п.).

    4.Повстанческая.толпа. Формируется на основе общего справедли 
вого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее 
организующего начала способно возвысить стихийное массовое выс 
тупление до сознательного акта политической борьбы.

    Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:

         - разнородная;

         - анонимная (уличная, например);

         - персонифицированная (парламентское собрание);

                 - однородная:

                 - секты;

                 - касты;

                  - классы.

    Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Лебона. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа») , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. 
 
 

Психологические свойства толпы.

    Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

  • когнитивной;
  • эмоционально-волевой;
  • темпераментальной;
  • моральной.

    В когнитивной сфере толп высказывает разнообразные странности своей психологии.

    Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность.

    Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд.

    Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы —утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества

характера, управляемые бессознательным, соединяются  вместе в толпе.

    Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

    Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывпют простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Be факты сами по себе поражают воображение толлы, а то, как они пргдъявляются ей.

    Еще одкн очень важный эффект толпы — коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.

    Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить тошько образами, восприимчива только к образам.

     Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

    Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.

    Для толпы, неспособной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

   В толпе- нет предумышленности. Она  может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием [возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты

         • Толпа постоянно  подпадает под влияние иллюзий.

    Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо.

    Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

    Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

    Внушаемость, Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существем-ное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.

    Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе,, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

    Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и с готовностью жертвовать собой ради своего идола.

    Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под злиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует.

    Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются в толпе путем заражения.

    Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.

    Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое язление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. Они заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

    Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

    Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно зо характеру возбуждений), ве-ликодушнымл или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

    В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы.

    Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хоти и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

    Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к. тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

    В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

    Экстремизм. Силы толпы направлгнылишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь а безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

    Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной обшности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно го, что «против» «них». Это, конечно, не слепая ненависть ко воему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.

    У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, к доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости.   .

    Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным 
двигателем толпе, в то время кате у отдельного человека он стоит на 
первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, 
они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна     
проявить настойчивую волю, как и рассудительность. \

Информация о работе Психология толпы и массовых беспорядков