Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа
Психологическая проблема труда может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди: «Зачем мне трудиться?» Сегодня, в эпоху массовой культуры и изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.
Введение 3
1. основные подходы к определению понятия «профессионально важные качества личности» 4
2.факторы, детерминирующие профессионально обусловленные кризисы профессиональной деятельности 5
3. причины профессиональной деформации личности 9
4. методологические принципы и методы изучения психологии труда 10
5. понятия «профессия» «специальность» «квалификация» «должность» 16
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание
Введение
1. основные
подходы к определению понятия «профессионально
важные качества личности»
2.факторы,
детерминирующие
3. причины
профессиональной деформации
4. методологические принципы и методы изучения психологии труда 10
5. понятия
«профессия» «специальность» «
Заключение
Список
литературы
Психологическая проблема труда может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди: «Зачем мне трудиться?» Сегодня, в эпоху массовой культуры и изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.
Ответ на обозначенный вопрос каждый человек ищет для себя самостоятельно. Более того, окончательный ответ вообще вряд ли возможен: творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, и в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая жизнь) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс.1
1. Основные подходы к определению понятия «профессионально важные качества личности»
Деловые или профессиональные
качества человека противопоставлены
личным или личностным качествам. Традиционно
считается, что профессиональные качества
работника – это качества, отличающие
его от представителей других профессий.
Однако это устаревший взгляд на вещи.
Прежде всего, профессиональные качества
личности – это то, что выделяет
профессионала среди
Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью. В функции профессионально важных могут выступать не только собственно психические, но и внепсихи-ческие свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная физическая сила и выносливость — ярко выраженные ПВК для многих видов деятельности. В целях более полного раскрытия специфики и особенностей ПВК целесообразно остановиться на их основных категориях и классификациях.
Различают четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:
абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном — среднем уровне;
относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
анти-ПВК: структура
профессиональной пригодности предполагает
минимальный уровень их развития
или даже отсутствие. Это свойства,
которые выступают
2. Факторы, детерминирующие профессионально обусловленные кризисы профессиональной деятельности по выбору
Основываясь на
концепции профессионального
Подробнее рассмотрим
факторы, детерминирующие кризисы
профессионального развития. В качестве
детерминант могут выступать
постепенные качественные изменения
способов выполнения деятельности. На
стадии первичной профессионализации
наступает момент, когда дальнейшее
эволюционное развитие деятельности,
формирование ее индивидуального стиля
невозможны без коренной ломки нормативно
одобряемой деятельности. Личность должна
совершить профессиональный поступок,
проявить сверхнормативную активность
либо смириться. Сверхнормативная профессиональная
активность может выразиться в переходе
на новый образовательно-
Другим фактором,
инициирующим кризисы профессионального
становления, может стать возросшая
социально-профессиональная активность
личности вследствие ее неудовлетворенности
своим социальным и профессионально-
В качестве факторов,
порождающих профессиональные кризисы,
могут выступать социально-
Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.
Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.
Наконец, фактором
длительного кризисного явления
может стать полная поглощенность
профессиональной деятельностью. Канадский
психолог Барбара Киллинджер в книге
«Трудоголики, респектабельные наркоманы»
отмечает, что специалисты, одержимые
работой как средством
Кризисы профессионального развития могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; «служебный роман» и т.п.).
Кризисные явления
нередко сопровождаются нечетким осознанием
недостаточного уровня своей компетентности
и профессиональной беспомощностью.
Иногда наблюдаются кризисные явления
при уровне профессиональной компетентности,
более высоком, чем требуется
для выполнения нормативной работы.
Как следствие возникает
Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. По его мнению, в первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической — противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития2.
Основываясь на
этих положениях, можно анализировать
кризисы профессионального
1. Предкритическая
фаза обнаруживается в
2. Критическая фаза отличается осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.
Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности:
мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;
когнитивно-деятельностный,
детерминированный
поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п.
Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.
3. Разрешение
конфликта приводит кризис в
посткритическую фазу. Способы разрешения
конфликтов могут иметь
Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.
Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п.
Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.3
3. Причины профессиональной деформации личности
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности...
Профессиональная
деформация - это постепенно накопившиеся
изменения сложившейся
Профессиональная деформация наблюдается у большинства профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников милиции и др.)
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
Другой не менее
важной причиной профессиональной деформации
является разделение труда и все
более узкая специализация