Психология возрастных этапов развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................
Глава 1. Пренатальное развитие и рождение…………......................................
1.1. Пренатальное развитие.....................................................................................
1.2. Младенчество. Родовой кризис (до 3-х недель)...........................................
1.3. Кризис первого года жизни..............................................................................
Глава 2. Раннее детство (1 год – 3 года). Дошкольный возраст(3 года – 6,5 лет) ………………………………………………………………………………..
2.1. Кризис трех лет (2,5 – 3,5 года) ....................................................................
2.2. Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе ………………….
Глава 3. Отрочество (подростковый возраст) – 10 – 15 лет ............................
3.1. Общепсихологическая характеристика отрочества………………………
Глава 4. Юность (14 – 18 лет). Кризис юности (18 – 21 год) .........................
4.1. Юность в контексте жизненного пути личности ........................................
4.2. Кризис юности (18 – 21 год) .........................................................................
Глава 5. Особенности психического развития в периоды взросления, зрелости, старения……………………………………………………………….
5.1. Молодость (18-20 – 30 лет). Закономерности развития в молодые годы……………………………………………………………………………….
5.2. Кризис молодости (27-33 года)....................................................................
5.3. Взрослость (30 – 42 года). Общепсихологическая характеристика взрослости……………………………………………………………………….
5.4. Кризис взрослости (39 - 45 лет) ..................................................................
5.5. Зрелость (44 – 60 лет). Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека………………………………………………………………
5.6. Кризис зрелости (55 – 65 лет)……………………………………………..
5.7. Старение и старость ( 62 года - …). Общая характеристика периода старения и старости……………………………………………………………
5.8. Смерть как кризис индивидуальной жизни человека…………………..
Литература……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….............
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Психология курс. раб..docx

— 53.44 Кб (Скачать документ)

Содержание .............................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................

Глава 1. Пренатальное развитие и рождение…………......................................

1.1. Пренатальное развитие.....................................................................................

1.2. Младенчество. Родовой кризис (до 3-х недель)...........................................

1.3. Кризис первого года жизни..............................................................................

Глава 2. Раннее детство (1 год – 3 года). Дошкольный возраст(3 года – 6,5 лет) ………………………………………………………………………………..

2.1. Кризис трех лет (2,5 – 3,5 года) ....................................................................

2.2. Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе ………………….

Глава 3. Отрочество (подростковый возраст) – 10 – 15 лет ............................

3.1. Общепсихологическая характеристика отрочества………………………

Глава 4. Юность (14 – 18 лет). Кризис юности (18 – 21 год) .........................

4.1. Юность в контексте жизненного пути личности ........................................

4.2. Кризис юности (18 – 21 год) .........................................................................

Глава 5. Особенности психического развития в периоды взросления, зрелости, старения……………………………………………………………….

5.1. Молодость (18-20 – 30 лет). Закономерности развития в молодые годы……………………………………………………………………………….

5.2. Кризис молодости (27-33 года)....................................................................

5.3. Взрослость (30 – 42 года). Общепсихологическая характеристика взрослости……………………………………………………………………….

5.4. Кризис взрослости (39 - 45 лет) ..................................................................

5.5. Зрелость (44 – 60 лет). Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека………………………………………………………………

5.6. Кризис зрелости (55 –  65 лет)……………………………………………..

5.7. Старение и старость ( 62 года - …). Общая характеристика периода старения и старости…………………………………………………………

5.8. Смерть как кризис индивидуальной жизни человека…………………..

Литература……………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………….............

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная психология представляет собой разветвленную систему  научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики.

Психология развития и  возрастная психология – это серьезная, академическая наука. Как и всякая наука имеет свой предмет, методы, методики изучения, свои научные понятия. Возрастная психология рассматривает изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни, большое значение придается сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза.

Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития инволюции, в старости. Сопоставление этих механизмов, выявление факторов, влияющих на интеллектуальный и личностный рост, помогает раскрыть закономерности и соотношение биологического и социального, природного и приобретенного в психике человека.

 В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

 

Глава 1. Пренатальное развитие и рождение.

 

    1. Пренатальное развитие.

 

Жизнь начинается на несколько  месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или, по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто. С одной стороны, с момента оплодотворения и до появления на свет в материнском организме находится лишь биологический компонент будущего человека. С другой стороны, уже в организме матери будущий человек живет своей собственной жизнью, реагирует на материнский голос, на ее настроение, на стимулы извне (громкие звуки, музыку, шумы и человеческую речь).

На протяжении всего внутриутробного  периода развивается нервная система ребенка. Хотя нервная система возникает очень рано (на 3-й неделе), головной мозг продолжает развиваться на протяжении многих лет и после рождения ребенка. Однако функционировать ЦНС начинает уже материнском организме. На воздействия извне плод способен реагировать совершенно определенным образом.

 «Счастлив рожденный в любви» - к такому заключению пришли специалисты из 8 стран Европы, Азии и Америки, собравшиеся несколько лет назад в Москве на координационное совещание по проблемам раннего развития мозга, внешней среды и психического здоровья. Специалисты приводили много доказательств того, что новорожденный имеет немалый житейский опыт и знает достаточно много. И во всяком случае от него невозможно скрыть даже до рождения, любят его или нет.

Строгие научные доказательства подтверждают, что если будущий ребенок  нежелателен для матери и она в период беременности озлоблена или раздражена, то ее негативизм чувствует плод. Образующиеся в организме женщины гормоны оказывают непредсказуемое влияние на еще неродившегося ребенка. Сейчас уже хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от наследственности, но и от качества контактов младенца со своей средой. Внимание исследователей направлено на анализ тех сигналов, которые мозг получает на первых этапах развития.

 

    1. Младенчество. Родовой кризис, (до 3-х недель).

 

Человеческая жизнь начинается с кризиса рождения. Особенность кризиса начала жизни состоит, помимо всего прочего, в возможности самой жизни. И хотя фатальный исход рождения в современных условиях явление достаточно редкое, роды представляют собой физически тяжелое испытание для матери и ребенка. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соответствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Родовой кризис – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.

 

    1. Кризис первого года жизни.

 

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано  с несколькими моментами.

Первый – развитие ходьбы. В конце первого – начале второго года жизни о ребенке нельзя уверенно сказать, ходящий он или не ходящий, ходьба уже есть или ее еще нет, что составляет противоречивое диалектическое единство. Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д.Б.Эльконину, - не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет свою мать, куда захочет. Ходьба поэтому – важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится  к речи, к появлению первого слова. В конце первого года жизни ребенка мы сталкиваемся с двойственным моментом, когда нельзя сказать, является ли он говорящим или еще нет. О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально окрашенную речь, понятную только близким, действительно невозможно сказать, есть у него речь или нет, потому что у него нет и речи в нашем смысле слова, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит. Таким образом, мы опять имеем дело с переходным образованием, отмечающим границы кризиса. Значение его то же: таким, где было единство, становится двое – взрослый и ребенок (старая ситуация распалась, и между ними выросло новое содержание – предметная деятельность).

Третий момент кризиса, по Л.С.Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка появляются первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя взрослому. Появление негативизма у детей этого возраста – совершенно нормальное явление. Ребенок начинает вести себя как независимое существо, сопротивляется самым простым требованиям и указаниям взрослого. Всем своим поведением ребенок обособляется от непосредственно-практической связности со взрослым, настаивает на своей независимости, демонстрирует негативизм, если блокируется его исследовательская инициатива, действия с предметами и т.п.

Глава 2. Раннее детство. Дошкольный возраст.

 

2.1. Кризис трех лет (2,5 – 3,5 года).

 

Кризис раннего детства  или кризис трех лет со стороны своих симптомов или проявлений описан достаточно обстоятельно как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Основные симптомы кризиса трех лет.

Негативизм - первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство - второй симптом кризиса трех лет. Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на чем-либо не потому, что это ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение – он так сказал, он этого хочет.

Строптивость ребенка – третий симптом кризиса. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослых, проявляется в стремлении настоять на собственном желании.

Своеволие, своенравие – четвертый симптом кризиса трех лет. Он заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.

Протест-буря – пятый симптом; все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Обесценивание – шестой симптом кризиса; ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников. В его лексиконе появляются ругательные слова.

Седьмой симптом кризиса  трех лет двойствен; в семье с  единственным ребенком встречается стремление к деспотизму – взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.

Все перечисленные симптомы составляют первый пояс симптоматической картины или семизведие кризиса трех лет.

К другим – вторичным  – проявлениям кризиса трех лет  психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгодного для себя результата; опережение реакции взрослого на свои действия в том случае, если они заслуживают порицания; демонстративное выражение чувств; избегание наказания с помощью вымысла; сопереживание настроению близких людей; острое переживание неуспеха в деятельности; зависимость от собственных фантазий; хвастовство несуществующими достижениями; хитрость и изворотливость и др.

 

2.2.  Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе

 

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному  обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельствует появление у детей дистанцирования от близких родных, эмансипация ребенка от семейных ритуалов и стереотипов. В отношениях с родными и близкими ребенок требует уважения к себе, у него формируется чувство собственного достоинства. Детям не нравится, когда взрослые целуют их, ласкают, особенно на глазах других («я уже не маленький»). При этом ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, внутренне тождествен с ними, но не стремится показывать это вовне.

Предпосылки перехода ребенка  на следующий возрастной этап во многом связывают с психологической готовностью ребенка к школе. К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий. Например, это противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на сферу личности. Так в это время ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, раньше недоступные ребенку.

 

Глава 3. Отрочество (подростковый возраст) – 10 – 15 лет.

 

3.1. Общепсихологическая  характеристика отрочества.

 

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между детством и взрослостью.

Информация о работе Психология возрастных этапов развития