Психология возрастных этапов развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................
Глава 1. Пренатальное развитие и рождение…………......................................
1.1. Пренатальное развитие.....................................................................................
1.2. Младенчество. Родовой кризис (до 3-х недель)...........................................
1.3. Кризис первого года жизни..............................................................................
Глава 2. Раннее детство (1 год – 3 года). Дошкольный возраст(3 года – 6,5 лет) ………………………………………………………………………………..
2.1. Кризис трех лет (2,5 – 3,5 года) ....................................................................
2.2. Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе ………………….
Глава 3. Отрочество (подростковый возраст) – 10 – 15 лет ............................
3.1. Общепсихологическая характеристика отрочества………………………
Глава 4. Юность (14 – 18 лет). Кризис юности (18 – 21 год) .........................
4.1. Юность в контексте жизненного пути личности ........................................
4.2. Кризис юности (18 – 21 год) .........................................................................
Глава 5. Особенности психического развития в периоды взросления, зрелости, старения……………………………………………………………….
5.1. Молодость (18-20 – 30 лет). Закономерности развития в молодые годы……………………………………………………………………………….
5.2. Кризис молодости (27-33 года)....................................................................
5.3. Взрослость (30 – 42 года). Общепсихологическая характеристика взрослости……………………………………………………………………….
5.4. Кризис взрослости (39 - 45 лет) ..................................................................
5.5. Зрелость (44 – 60 лет). Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека………………………………………………………………
5.6. Кризис зрелости (55 – 65 лет)……………………………………………..
5.7. Старение и старость ( 62 года - …). Общая характеристика периода старения и старости……………………………………………………………
5.8. Смерть как кризис индивидуальной жизни человека…………………..
Литература……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….............
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Психология курс. раб..docx

— 53.44 Кб (Скачать документ)

5.5. Зрелость (44-60 лет). Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека.

 

Период зрелости – вершина  жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Человек достигает к этому времени профессионального мастерства и вершин и определенного положения в обществе. Как правило, сил и энергии у него становится меньше, чем в более ранние возрастные периоды, но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу и окружить себя помощниками.

Потребность передать опыт находит свою реализацию в «сотворении  ученика», последователя. В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни.

Люди зрелого возраста становятся поколением, которое должно вести дела. Эта новая ответственность влечет за собой некоторое подведение итогов. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела так и остались незавершенными; возможно, им придется признать, что ряд планов так и останется планами. Людям зрелого возраста необходимо жить настоящим в большей степени, чем любой другой возрастной группе.

 

5.6. Кризис зрелости (55 – 65 лет).

 

Кризис зрелости соотносится  с заключительным (восьмым) кризисом, выделяемым Э.Эриксоном, который связан с переходом человека на уровень интегративности – завоеванию всех семи предшествующих стадий развития. Интегративность обнаруживает себя в склонности человека к порядку, в принятии прошлого и готовности взять на себя лидерство в настоящем (а при определенных обстоятельствах и отречься от него). Это и принятие единственного жизненного цикла с определенным кругом лиц, входящим в него. Все это подразумевает новую и совершенно иную любовь к своим родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятие жизни в целом как личной ответственности. Это чувство дружеской связи с мужчинами и женщинами разных времен итразных профессий, которые создавали окружающий их мир.

Э.Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарастающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть – как ее последняя граница. Отчаяние вызывается прежде всего временной ограниченностью дееспособности человека, поскольку он не имеет возможности опробывать иные пути, ведущие к интеграции.

Кризис может быть преодолен  и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место своей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя все свое влияние общественного и профессионального положения.

 

5.7. Старение и старость (62 года -…). Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста.

 

Старость – один из самых  парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с тем, что «последние вопросы бытия» (М.М.Бахтин) встают перед человеком во весь рост, требуя разрешения неразрешимого – совместить возможности старого человека в понимании мира и его жизненный опыт с физической немощью и невозможностью активно воплотить в жизнь все понимаемое.

Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых – зрелых людей. Так же и само старение внутри указанных фаз не является однородным: кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов.

Старение – процесс  универсальный и неизбежный, представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Ему подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых условиях.

 

 

 

5.8. Кризис индивидуальной жизни человека.

 

Смерть с точки зрения психологии – это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества.

У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы свыкнуться с перспективой смерти. В последние годы жизни многие обозревают свою жизнь в ретроспективе. Такое обозрение выполняет важнейшие функции: человек разрешает в себе старые конфликты, переосмысливает поступки, прощает себе ошибки и даже открывает в себе что-то новое. Смерть открывает перед стареющим человеком необходимую перспективу, и, как ни парадоксально, умирание может быть процессом подтверждения обязательств человека перед жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Гамезо М.В., Герасимов В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости.
  2. Крайг Г. Психология развития.-Спб., 2000.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология.-М., 2000.
  4. И. В. Носко Психология развития и возрастная психология,  2003г.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; в 2 т. Т.2. М., 1989.
  6. Сапогова Е.И. Психология развития человека. – М., 2001.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. –М., 2000.
  8. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.

 

 


Информация о работе Психология возрастных этапов развития