Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................
Глава 1. Пренатальное развитие и рождение…………......................................
1.1. Пренатальное развитие.....................................................................................
1.2. Младенчество. Родовой кризис (до 3-х недель)...........................................
1.3. Кризис первого года жизни..............................................................................
Глава 2. Раннее детство (1 год – 3 года). Дошкольный возраст(3 года – 6,5 лет) ………………………………………………………………………………..
2.1. Кризис трех лет (2,5 – 3,5 года) ....................................................................
2.2. Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе ………………….
Глава 3. Отрочество (подростковый возраст) – 10 – 15 лет ............................
3.1. Общепсихологическая характеристика отрочества………………………
Глава 4. Юность (14 – 18 лет). Кризис юности (18 – 21 год) .........................
4.1. Юность в контексте жизненного пути личности ........................................
4.2. Кризис юности (18 – 21 год) .........................................................................
Глава 5. Особенности психического развития в периоды взросления, зрелости, старения……………………………………………………………….
5.1. Молодость (18-20 – 30 лет). Закономерности развития в молодые годы……………………………………………………………………………….
5.2. Кризис молодости (27-33 года)....................................................................
5.3. Взрослость (30 – 42 года). Общепсихологическая характеристика взрослости……………………………………………………………………….
5.4. Кризис взрослости (39 - 45 лет) ..................................................................
5.5. Зрелость (44 – 60 лет). Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека………………………………………………………………
5.6. Кризис зрелости (55 – 65 лет)……………………………………………..
5.7. Старение и старость ( 62 года - …). Общая характеристика периода старения и старости……………………………………………………………
5.8. Смерть как кризис индивидуальной жизни человека…………………..
Литература……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….............
ВВЕДЕНИЕ
5.5. Зрелость (44-60 лет). Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека.
Период зрелости – вершина жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Человек достигает к этому времени профессионального мастерства и вершин и определенного положения в обществе. Как правило, сил и энергии у него становится меньше, чем в более ранние возрастные периоды, но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу и окружить себя помощниками.
Потребность передать опыт находит свою реализацию в «сотворении ученика», последователя. В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни.
Люди зрелого возраста становятся поколением, которое должно вести дела. Эта новая ответственность влечет за собой некоторое подведение итогов. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела так и остались незавершенными; возможно, им придется признать, что ряд планов так и останется планами. Людям зрелого возраста необходимо жить настоящим в большей степени, чем любой другой возрастной группе.
5.6. Кризис зрелости (55 – 65 лет).
Кризис зрелости соотносится с заключительным (восьмым) кризисом, выделяемым Э.Эриксоном, который связан с переходом человека на уровень интегративности – завоеванию всех семи предшествующих стадий развития. Интегративность обнаруживает себя в склонности человека к порядку, в принятии прошлого и готовности взять на себя лидерство в настоящем (а при определенных обстоятельствах и отречься от него). Это и принятие единственного жизненного цикла с определенным кругом лиц, входящим в него. Все это подразумевает новую и совершенно иную любовь к своим родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятие жизни в целом как личной ответственности. Это чувство дружеской связи с мужчинами и женщинами разных времен итразных профессий, которые создавали окружающий их мир.
Э.Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарастающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной системы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть – как ее последняя граница. Отчаяние вызывается прежде всего временной ограниченностью дееспособности человека, поскольку он не имеет возможности опробывать иные пути, ведущие к интеграции.
Кризис может быть преодолен и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место своей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя все свое влияние общественного и профессионального положения.
5.7. Старение и старость (62 года -…). Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста.
Старость – один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с тем, что «последние вопросы бытия» (М.М.Бахтин) встают перед человеком во весь рост, требуя разрешения неразрешимого – совместить возможности старого человека в понимании мира и его жизненный опыт с физической немощью и невозможностью активно воплотить в жизнь все понимаемое.
Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых – зрелых людей. Так же и само старение внутри указанных фаз не является однородным: кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов.
Старение – процесс универсальный и неизбежный, представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Ему подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых условиях.
5.8. Кризис индивидуальной жизни человека.
Смерть с точки зрения психологии – это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для человека, смерть одновременно является и элементом психологической культуры человечества.
У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы свыкнуться с перспективой смерти. В последние годы жизни многие обозревают свою жизнь в ретроспективе. Такое обозрение выполняет важнейшие функции: человек разрешает в себе старые конфликты, переосмысливает поступки, прощает себе ошибки и даже открывает в себе что-то новое. Смерть открывает перед стареющим человеком необходимую перспективу, и, как ни парадоксально, умирание может быть процессом подтверждения обязательств человека перед жизнью.
Список использованной литературы.