Психолого-педагогическая характеристика основных трудностей овладения учебными знаниями, учащимися с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:29, реферат

Описание

Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию классификации речевых нарушений, охватывающей всё их многообразие. Но и в настоящее время проблема классификации остаётся одной из актуальных не только логопедии, но и других научных дисциплин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….….3
Глава 1 Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида)……..……4
Глава 2 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи…………..…...6
Глава 3 Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………….11
Глава 4 Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР……….………13
Заключение……………………………………………………………….……....16
Библиографический список…………………………………………………..…17

Работа состоит из  1 файл

реферат по мет мат спец.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психолого-педагогическая характеристика основных трудностей овладения  учебными знаниями, учащимися с нарушениями  речи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………….….….3 

Глава 1 Школа  для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида)……..……4 

Глава 2 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями  речи…………..…...6 

Глава 3 Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………….11 

Глава 4 Трудности  в овладении связной речью  у детей с ТНР……….………13 

Заключение……………………………………………………………….……....16 

Библиографический список…………………………………………………..…17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Научно-обоснованные представления о формах и видах  речевых нарушений являются исходными  условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию классификации речевых нарушений, охватывающей всё их многообразие. Но и в настоящее время проблема классификации остаётся одной из актуальных не только логопедии, но и других научных дисциплин. В отечественной логопедии находятся две классификации речевых нарушений, одна - клинико-педагогическая, вторая - психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е. Левиной).  

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые  расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. 

Недоразвитие  может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного  её состояния до развёрнутой, но с  элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие подразделяется на три уровня. 

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учётом множества определяющих его факторов. Дифференциальный подход осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.  

Глава 1 Школа  для детей с тяжёлыми нарушениями  речи (V вида) 
 

Школа для детей  с тяжёлыми нарушениями речи - тип  специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. 

Первоначально эти школы обеспечивали образование  в объёме 4 классов массовой школы. 

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются  в специфические задачи: 

1. преодоление  различных видов нарушений устной  и письменной речи; 

2. устранение  связанных с ними особенностей  психического развития в процессе  коррекционно-воспитательной работы  в учебное и внеучебное время; 

3. профессионально-трудовая подготовка. 

Школа состоит  из двух отделений. 

В I отделение  школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной  школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта. 

Во II отделение  зачисляются дети, страдающие тяжёлой  формой заикания при нормальном развитии речи. 

В I и II отделении  образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении - I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения - 4 - 5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.[ 

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек. 

Выпускники специальных  школ получают свидетельство о неполном среднем образовании. 

В учебном процессе предусматривается большое число  часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно- воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе. 

Коррекция нарушений  речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. 

Преодоление разнообразных  проявлений речевых дефектов детей  обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы. 

Глава 2 Характеристика детей  с тяжелыми нарушениями  речи 
 

Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи - ОНР  невыясненного патогенеза); заикание.[1] 

Моторная алалия - отсутствие или недоразвитие  экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном  понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей  не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания. 

Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные  соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).[1] 

Основными проявлениями моторной алалии являются: 

? задержка темпа  нормального  усвоения языка  (первые слова появляются в  2-3 года, фразы - к 3-4 годам, у  некоторых детей наблюдается  полное отсутствие речи до 4-5 летнего  возраста); 

? наличие той  или иной степени выраженности  нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических); 

? удовлетворительное  понимание обращенной речи (в  случае грубого недоразвития  речи могут наблюдаться трудности   в понимании сложных конструкций,  различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно). 

Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной  речи до незначительных нарушений  какой-либо подсистеме. В связи с  этим  выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии: 

? первый уровень  (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием  речевых средств общения или  лепетным состоянием речи; 

? второй уровень  (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением  общения посредством использования   постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов; 

? третий уровень  (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием  развернутой фразовой речи с  элементами лексико-грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития речи. 

Выделение уровней  речевого развития при моторной алалии необходимо для осуществления дифференцированного подхода в логопедической работе и для комплектования специальных учреждений. 

Сенсорная алалия - нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора. 

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания  речи при сохранном слухе и  первично сохранном интеллекте. Ребенок  слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него наблюдается недостаточность  анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга. 

Ребенок при  сенсорной алалии понимает отдельные  слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В  случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает  речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. При сенсорной алалии грубо искажена и  экспрессивная речь. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим), иногда - бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне  пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.[5] 

Детская афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением головного мозга (травмами, воспалительными процессами или инфекционными заболеваниями головного мозга, возникающими в возрасте после 3-5 лет).  

Характер речевого нарушения во многом зависит от  степени сформированности речи до момента поражения. Афазия у детей чаще всего носит сенсомоторный характер, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. 

Общее недоразвитие речи - речевое расстройство, при  котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. 

Симптоматика  ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, Аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого развития: 

? первый уровень  (ОНР I ур.)  характеризуется почти  полным отсутствием словесных  средств общения или весьма  ограниченным их развитием. У  детей, находящихся на первом  уровне речевого развития, активный  словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации. 

? второй уровень  (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием  речевой активности детей. У  них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании  обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к  простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира. 

? третий уровень(ОНР Ш ур.) характеризуется  развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница  Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). 

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика основных трудностей овладения учебными знаниями, учащимися с нарушениями речи