Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:29, реферат
Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений являются исходными условиями для разработки эффективных методик их преодоления. На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию классификации речевых нарушений, охватывающей всё их многообразие. Но и в настоящее время проблема классификации остаётся одной из актуальных не только логопедии, но и других научных дисциплин.
Введение…………………………………………………………………….….….3
Глава 1 Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида)……..……4
Глава 2 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи…………..…...6
Глава 3 Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………….11
Глава 4 Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР……….………13
Заключение……………………………………………………………….……....16
Библиографический список…………………………………………………..…17
Психолого-педагогическая
характеристика основных трудностей овладения
учебными знаниями, учащимися с нарушениями
речи
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Школа
для детей с тяжёлыми нарушениями
речи (V вида)……..……4
Глава 2 Характеристика
детей с тяжелыми нарушениями
речи…………..…...6
Глава 3 Психолого-педагогические
особенности детей с тяжелыми
нарушениями речи……………………………………
Глава 4 Трудности
в овладении связной речью
у детей с ТНР……….………13
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………..…17
Введение
Научно-обоснованные
представления о формах и видах
речевых нарушений являются исходными
условиями для разработки эффективных
методик их преодоления. На протяжении
всей истории развития логопедии исследователи
стремились к созданию классификации
речевых нарушений, охватывающей всё их
многообразие. Но и в настоящее время проблема
классификации остаётся одной из актуальных
не только логопедии, но и других научных
дисциплин. В отечественной логопедии
находятся две классификации речевых
нарушений, одна - клинико-педагогическая,
вторая - психолого-педагогическая, или
педагогическая (по Р.Е. Левиной).
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи - нарушение процессов
формирования произносительной системы
родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия
и произношения фонем.
Общее недоразвитие
речи - различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование
всех компонентов речевой системы, относящихся
к звуковой и смысловой стороне.
Недоразвитие
может быть выражено в разной степени:
от отсутствия речи или лепетного
её состояния до развёрнутой, но с
элементами фонетического и лексико-грамматического
недоразвития. В зависимости от степени
сформированности речевых средств у ребёнка
общее недоразвитие подразделяется на
три уровня.
Система логопедической
работы по устранению различных форм
нарушений речи носит дифференцированный
характер с учётом множества определяющих
его факторов. Дифференциальный подход
осуществляется на основе учёта этиологии,
механизмов, симптоматики нарушений, структуры
речевого дефекта, возрастных и индивидуальных
особенностей ребёнка. В процессе коррекции
нарушения речи учитываются общие и специфические
закономерности развития аномальных детей.
Глава 1 Школа
для детей с тяжёлыми нарушениями
речи (V вида)
Школа для детей
с тяжёлыми нарушениями речи - тип
специального школьного учреждения,
предназначенный для детей, страдающих
алалией, афазией, ринолалией, дизартрией,
заиканием при нормальном слухе и первично
сохранном интеллекте. Успешное формирование
речи и усвоение программы обучения у
данного контингента детей эффективно
лишь в школе специального назначения,
где используется особая система коррекционного
воздействия.
Первоначально
эти школы обеспечивали образование
в объёме 4 классов массовой школы.
Наряду с задачами
общеобразовательной школы
1. преодоление
различных видов нарушений
2. устранение
связанных с ними особенностей
психического развития в
3. профессионально-трудовая
подготовка.
Школа состоит
из двух отделений.
В I отделение
школы принимаются дети с диагнозом:
алалия, афазия, дизартрия, ринолалия,
заикание, имеющие общее недоразвитие
речи тяжёлой степени, препятствующее
обучение в общеобразовательной
школе. При комплектовании классов учитывается
в первую очередь уровень речевого развития
и характер первичного дефекта.
Во II отделение
зачисляются дети, страдающие тяжёлой
формой заикания при нормальном развитии
речи.
В I и II отделении
образовательный процесс
Предельная наполняемость
классов составляет 12 человек.
Выпускники специальных
школ получают свидетельство о неполном
среднем образовании.
В учебном процессе
предусматривается большое
Коррекция нарушений
речи и письма у учащихся проводится
систематически в течение всего учебно-воспитательного
процесса, но в наибольшей степени на уроках
родного языка. В связи с этим выделены
специальные разделы: произношение, развитие
речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика,
правописание и развитие речи, чтение
и развитие речи.
Преодоление разнообразных
проявлений речевых дефектов детей
обеспечивается сочетанием фронтальных
(урочных) и индивидуальных форм работы.
Глава 2
Характеристика детей
с тяжелыми нарушениями
речи
Нарушения речи
у детей групп с ТНР можно классифицировать
и кодифицировать следующим образом: расстройство
экспрессивной речи (моторная алалия);
расстройство рецептивной речи (сенсорная
алалия); приобретенная афазия с эпилепсией
(детская афазия); расстройства развития
речи и языка неуточненные (неосложненный
вариант общего недоразвития речи - ОНР
невыясненного патогенеза); заикание.[1]
Моторная алалия
- отсутствие или недоразвитие экспрессивной
(активной) речи при достаточно сохранном
понимании речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного
мозга во внутриутробном или раннем периоде
развития речи. При моторной алалии у детей
не формируются операции программирования,
отбора, синтеза языкового материала в
процессе порождения языкового высказывания.
Моторную алалию
вызывает комплекс различных причин
эндогенного и экзогенного
Основными проявлениями
моторной алалии являются:
? задержка темпа
нормального усвоения языка
(первые слова появляются в
2-3 года, фразы - к 3-4 годам, у
некоторых детей наблюдается
полное отсутствие речи до 4-5 летнего
возраста);
? наличие той
или иной степени выраженности
нарушений всех подсистем языка
(лексических, синтаксических, морфологических,
фонематических, фонетических);
? удовлетворительное
понимание обращенной речи (в
случае грубого недоразвития
речи могут наблюдаться
Проявления моторной
алалии колеблются в широких пределах:
от полного отсутствия экспрессивной
речи до незначительных нарушений
какой-либо подсистеме. В связи с
этим выделяют три уровня речевого
развития при моторной алалии:
? первый уровень
(ОНР I ур.) характеризуется отсутствием
речевых средств общения или
лепетным состоянием речи;
? второй уровень
(ОНР II ур.) характеризуется
? третий уровень
(ОНР Ш ур.) характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с
элементами лексико-
Выделение уровней
речевого развития при моторной алалии
необходимо для осуществления дифференцированного
подхода в логопедической работе и для
комплектования специальных учреждений.
Сенсорная алалия
- нарушение понимания речи (импрессивной
речи) вследствие поражения коркового
отдела речеслухового анализатора.
Сенсорная алалия
характеризуется нарушением понимания
речи при сохранном слухе и
первично сохранном интеллекте. Ребенок
слышит, но не понимает обращенную речь,
т.к. у него наблюдается недостаточность
анализа и синтеза звуковых раздражителей,
поступающих в кору головного мозга.
Ребенок при
сенсорной алалии понимает отдельные
слова, но теряет их значение на фоне развернутого
высказывания, не понимает инструкции,
слова вне конкретной ситуации. В
случае грубых нарушений ребенок совсем
не понимает речи окружающих, не дифференцирует
шумы неречевого характера. При сенсорной
алалии грубо искажена и экспрессивная
речь. Наблюдается феномен отчуждения
смысла слов, эхолалия (механическое повторение
слов и фраз за говорящим), иногда - бессвязное
воспроизведение всех известных ребенку
слов (логоррея). Характерна повышенная
речевая активность на фоне пониженного
внимания к речи окружающих и отсутствия
контроля за собственной речью.[5]
Детская афазия
- полная или частичная утрата речи,
обусловленная поражением головного мозга
(травмами, воспалительными процессами
или инфекционными заболеваниями головного
мозга, возникающими в возрасте после
3-5 лет).
Характер речевого
нарушения во многом зависит от
степени сформированности речи до момента
поражения. Афазия у детей чаще всего носит
сенсомоторный характер, при котором системно
нарушаются все виды речевой деятельности.
Общее недоразвитие
речи - речевое расстройство, при
котором нарушено формирование всех
компонентов речевой системы, относящихся
к ее звуковой и смысловой стороне, при
нормальном слухе и интеллекте.
Симптоматика
ОНР включает позднее начало развития
речи, ограниченный словарный запас,
Аграмматизм, дефекты звукопроизношения.
Это недоразвитие может быть выражено
в разной степени. Выделены три уровня
речевого развития:
? первый уровень
(ОНР I ур.) характеризуется почти
полным отсутствием словесных
средств общения или весьма
ограниченным их развитием. У
детей, находящихся на первом
уровне речевого развития, активный
словарь состоит из небольшого количества
нечетко произносимых обиходных слов,
звукоподражаний и звуковых комплексов.
Слова и их заменители употребляются для
обозначения лишь конкретных предметов
и действий. Дети широко пользуются жестами
и мимикой. В речи отсутствуют морфологические
элементы для передачи грамматических
отношений. Речь ребенка понятна окружающим
лишь в конкретной ситуации.
? второй уровень
(ОНР II ур.) характеризуется возрастанием
речевой активности детей. У
них появляется фразовая речь.
Но фраза остается искаженной в фонетическом
и грамматическом отношении. Словарь более
разнообразный. В спонтанной речи отмечаются
различные лексико-грамматические разряды
слов: существительные, глаголы, прилагательные,
наречия, местоимения, некоторые предлоги
и союзы. Характерным остается выраженный
аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного
характера, наблюдаются трудности в формировании
обобщающих и отвлеченных понятий, системы
синонимов и антонимов, встречаются семантические
(смысловые) замены слов. Связная речь
характеризуется недостаточной передачей
смысловых отношений и может сводиться
к простому перечислению увиденных
событий и предметов. Дети могут ответить
на вопросы по картинке, связанные со знакомыми
предметами и явлениями окружающего мира.
? третий уровень(ОНР
Ш ур.) характеризуется развернутой
фразовой речью с элементами недоразвития
лексики, грамматики и фонетики. Типичным
для данного уровня является использование
детьми простых распространенных, а также
некоторых видов сложных предложений.
При этом их структура может нарушаться.
В активном словаре преобладают существительные
и глаголы, недостаточно слов, обозначающих
качества, признаки, состояния предметов,
страдает словообразование, затруднен
подбор однокоренных слов. Для грамматического
строя характерны ошибки в употреблении
предлогов, в согласовании различных частей
речи. Звукопроизношение детей не соответствует
возрастной норме: они не дифференцируют
близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую
структуру слов. Связное речевое высказывание
детей отличается отсутствием четкости,
последовательности изложения, в нем отражается
внешняя сторона явлений и не учитывается
причинно-следственные и временные отношения
между предметами и явлениями. Условная
верхняя граница Ш уровня определяется
как нерезко выраженное общее недоразвитие
речи (НВОНР).