Психолого-педагогическая компетентность учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:33, доклад

Описание

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя неоспорима.
Несмотря на то, что изучением профессиональной компетентности активно занимались многие отечественные ученые 80−90-х годов ХХ века (Л.Н. Захарова, В.М. Соколова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, Н.Я.Петровская и др.), к сожалению, приходится констатировать, что в современной психолого-педагогической науке нет единства ни в определении сущности данного понятия, его структуры, ни в вопросах его содержательного наполнения. Разные подходы к толкованию понятия психолого-педагогической компетентности объясняются его динамичностью и многогранностью.

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогическая компетентность учителя.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

  В соответствии с этим подсчитать общую  сумму баллов ответов «да» на вопросы 1,3,4,6, 7, 9, 10, 13, 18 и ответов «нет» на вопросы 2, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17.

  Общая сумма ответов или баллов свидетельствует  о профессиональных установках учителя. Чем ближе эта сумма к 18, тем  более учитель отражает соответствие принципам гуманистической педагогики. Если общая сумма баллов: 

  18-14 – профессиональная установка учителя – гуманизм;

  14-10 – профессиональные установки учителя в основном гуманные, но иногда в деятельности педагога проявляется авторитаризм.

  Менее 10 баллов – учитель с авторитарным стилем поведения. 

         1                                                   10                 14                18

  

    

Методика

«Психологическая компетентность учителя» 

  Если  Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «-».

  1. Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.
  2. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
  3. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая  ответные чувства.
  4. Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.
  5. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.
  6. Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми.
  7. Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.
  8. Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.
  9. Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы.
  10. Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.
  11. Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.
  12. Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.
  13. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.
  14. Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.
  15. Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.
  16. Сотрудничать с детьми – это значить быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.
  17. Отказы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо».
  18. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.
  19. Я никогда не заставляю учеников что-то делать насильно.
  20. Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
  21. Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был.
  22. Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают вопрос.
  23. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ученика на что-то другое.
  24. Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю ученикам отметки «2» заслуженно.
  25. Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с учениками.
  26. Не стоит навязывать себя ученикам, если они чего-то не хотят, лучше подумать, вдруг я сам(а) что-то делаю не так.
  27. Ученик всегда прав. Неправым может быть только взрослый.
  28. Если ученик не работает на уроке, значит он или ленится, или плохо себя чувствует.
  29. Я никогда не делаю замечаний своим ученикам в жесткой форме.
  30. У учеников не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут и как хотят.
 

  Если  «да» («+») по шкале компетентности (вопросы: 2; 3; 5; 8; 13; 16; 18; 20; 23; 26; 27; 30;), то присваивайте за каждый ответ «да» по 1 баллу.

  Если  «нет» («-») по шкале компетентности (вопросы: 1; 4; 7; 9; 10; 11;12; 14; 15; 17; 24; 28;), то присвойте себе за каждый ответ «нет» по 1 баллу.

  Шкала лживости: (вопросы: 6; 19; 21; 22; 25; 29). Если «да» на 4 и более ответов, то Вы отвечали неискренно. Поэтому Ваши результаты могут быть ненадежны.

  Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам.

         0                                               12                 18                  24

  

  

  Чем ближе к 24 баллам, тем выше психологическая компетентность учителя.

  До 12 баллов – некомпетентен,

  От 12 до 18 баллов – малая  степень компетентности,

  От18 до 24 баллов – достаточная степень компетентности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М., 1985.

Зимняя  И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.

Колмогорова Л.С. Диагностика психологической  культуры школьников. - М., 2002.

Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. - М., 2004.

Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

Митина  Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис… - докт. психол. наук. - М., 1995.

Митина  Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.

Модель  профессиональной компетентности в  соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4.

Петровская  Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.

Холодная  М.А. Психология интеллекта: парадоксы  исследования. - Томск, 1997.

Шепель  В.М. Школа менеджмента. - М., 2005. 

Информация о работе Психолого-педагогическая компетентность учителя