Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:46, контрольная работа

Описание

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Умению устанавливать положительные отношения с окружающими и его роли в становлении личности во все времена придавалось большое значение. В связи с этим, сложности во взаимоотношениях между людьми и пути их преодоления являются предметом специального внимания педагогов и психологов, особенно, если речь идет о детях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Проблемы психологии игры в отечественной
психологической науке…………………………………………………….4-7
2 .Игра и психическое развитие детей…………………………………....7-11
3 Детские конфликты: возникновение, предотвращение и
разрешение…………………………………………………………………11-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..17
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

тарасенко.docx

— 36.37 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

 

 

     «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТОВ В ИГРЕ»

 

           

Выполнила:  
Джурик Ирина Вячеславовна, 
студентка 3 курса, дошк.отд. з/о (3,5)

            

 

КОЛОМНА,2013

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1. Проблемы психологии игры в отечественной  
психологической науке…………………………………………………….4-7

2 .Игра и психическое развитие детей…………………………………....7-11

3 Детские конфликты: возникновение,  предотвращение и  
разрешение…………………………………………………………………11-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..17

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.     Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

   В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

   Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми.          Умению устанавливать положительные отношения с окружающими и его роли в становлении личности во все времена придавалось большое значение. В связи с этим, сложности во взаимоотношениях между людьми и пути их преодоления являются предметом специального внимания педагогов и психологов, особенно, если речь идет о детях.

   Изучение общения дошкольников с ровесниками показало, что для него характерно большое количество конфликтов между детьми (Е.О.Смирнова

Проблематика конфликта  и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и  психологии. К проблеме конфликта  в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.

Однако, современные условия  воспитания дошкольников требуют разработанности  методик по профилактике конфликтов с учетом всех факторов, педагогических условий и особенностей дошкольников.

 

 

 

1.Проблемы психологии игры в отечественной психологической науке

  В дореволюционной русской психологии наиболее значительные высказывания об игре принадлежат К.Д. Ушинскому и А.И. Сикорскому. К.Д. Ушинский, по традиции того времени, рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и считал ошибочными взгляды на детское воображение как на сильное, богатое и могучее.

   Интересно, что К.Д. Ушинский в середине прошлого столетия отмечал ту особенность детской игры, которая впоследствии стала основой использования игры как прожективной методики. Высоко оценивая значение игры для развития, он отмечал, что "в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя - существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Мы не найдем у К.Д. Ушинского  собственно теории игры, он лишь указывал на ее большое значение в развитии и воспитании ребенка.

   А.И. Сикорский рассматривал игру главным образом со стороны умственного развития.

    Если К.Д. Ушинский подчеркивал значение игры для общего развития души - как сказали бы мы сегодня, для развития личности и ее моральной стороны, - то А.И. Сикорский отмечал роль игры в умственном развитии и умственном воспитании.

     Появление работ К. Грооса оказало влияние и на русских психологов.

Другой представитель  русской педагогической психологии - Н.Д. Виноградов (1916), принимая в основном теорию Грооса и очень высоко оценивая ее, делает к ней несколько дополнений, относящихся к играм детей.

   Все советские психологи, которые так или иначе касались проблем психологии игры (М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), работали почти одновременно. Все они были прежде всего психологами, разрабатывавшими общие проблемы психологии, и детская психология, психология детской игры являлись для большинства из них частными вопросами, к которым прилагались их общие концепции.

   В советской психологии впервые с совершенно новых позиций поставил проблему психологии игры М.Я. Басов.

   Сотрудники М.Я. Басова -- Е.О. Зейлигер и М.А. Левина провели структурный анализ игровой деятельности детей дошкольного возраста. Этот анализ показал, что на протяжении дошкольного периода развития происходят существенные сдвиги, как в характере стимуляции игровых процессов, так и в характере организации или структурных формах игрового процесса .

Особую точку зрения на игру развивал видный советский психолог П.П. Блонский.

   П.П. Блонский указывает на те виды деятельности детей, которые обычно объединяются термином "игра", и дает их анализ. Это:

1. мнимые игры;

2. строительные игры;

3. подражательные;

4. драматизации;

5. подвижные;

6. интеллектуальные.

     Существенный вклад в разработку теории игры внес Л.С. Выготский.

Л.С. Выготский обращается к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста и  разрабатывает гипотезу о психологической  сущности развернутой формы ролевой  игры. Основные положения этой гипотезы следующие:

1. Сущность игры заключается  в том, что она есть исполнение  желаний, но не единичных, а  обобщенных аффектов. Эти обобщенные  аффекты могут ребенком не  осознаваться. Их основным содержанием  является система отношений со  взрослыми.

2. Центральным и характерным  для игровой деятельности является  создание "мнимой" ситуации, заключающейся  в принятии ребенком на себя  роли взрослого, и осуществление  ее в сознаваемой самим ребенком  игровой обстановке.

3. В игре ребенок оперирует  значениями, оторванными от вещей,  но опираясь на реальные действия.

4. Игра непрерывно создает  такие ситуации, которые требуют  от ребенка действий не по  непосредственному импульсу, а по  линии наибольшего сопротивления.

5. Игра является хотя  и не преобладающим, но ведущим  типом деятельности в дошкольном  возрасте. Игра содержит в себе  все тенденции развития; она источник  развития и создает зоны ближайшего  развития; за игрой стоят изменения  потребностей и изменения сознания общего характера .

С.Л.Рубинштейн в своей  книге "Основы общей психологии" рассматривает проблемы психологии игры в главе, посвященной анализу  деятельности.        Основные положения воззрений С.Л. Рубинштейна связаны с разработкой проблем психологии игры как особого вида деятельности.

В качестве исходной особенности, определяющей сущность игры, С.Л. Рубинштейн выделяет особенности ее мотивов.

С. Л. Рубинштейн оставляет  открытым вопрос о ведущей роли игры в психическом развитии ребенка-дошкольника. Игра несомненно имеет самое существенное значение для формирования основных психических функций и процессов  ребенка-дошкольника.

   Центром игровой ситуации является роль, которую берет на себя ребенок.

Важнейшей особенностью работ  советских психологов в области  психологии детской игры является, прежде всего, преодоление натуралистических  и "глубинных" теорий игры. Шаг  за шагом в советской психологии выкристаллизовывался подход к игре как особому типу деятельности ребенка, воплощающему в себе его отношение  к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющему свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий

Ближе всего к раскрытию  психологической природы игры подошел, Л.С. Выготский.

2. Игра и психическое развитие детей

   Формирование игровой деятельности у ребенка в дошкольном возрасте проходит (по мнению Д.Б. Эльконина) через 3 этапа: сначала появляется предметная игра (манипуляции с предметами, воспроизведение предметных действий взрослых), потом сюжетно-ролевая (воспроизведение отношений между взрослыми) и, наконец, игры с правилами, где эти правила превалируют и усложняются .

      Детские психологи А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. на основе своих исследований показали, что игра как вид деятельности ребенка дошкольного возраста значительно способствует гармоничному развитию у него все основных психических процессов (от самых элементарных до самых сложных) и формированию его личностных качеств. Результаты специальных исследований и практических наблюдений способствовали тому, что в условиях современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста играм отводится ведущее место.

   Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку [11, c. 64].

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая  игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и  условием ее. В этом возрасте приобретается  тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые  назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной  к дальнейшему развитию и совершенствованию.

   Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Благодаря игре личность ребенка  совершенствуется:

1. Развивается мотивационно-потребностная  сфера:

возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают  более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов).

2. Преодолевается познавательный  и эмоциональный эгоцентризм:

ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает  особенности его поведения, его  позицию. Ребенку необходимо согласовывать  свои действия с действиями персонажа -- партнера по игре. Это помогает ориентироваться  во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и  самооценки у дошкольника.

3. Развивается произвольность  поведения:

разыгрывая роль, ребенок  стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений  людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это  помогает ребенку постигать и  учитывать нормы и правила  поведения.

4. Развиваются умственные  действия:

формируется план представлений, развиваются способности и

творческие возможности  ребенка.

   Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

Ребенок - дошкольник, входя  в коллектив сверстников, уже  имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных  ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

   Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения.

   Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности .

   Конфликты между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника.

   В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре