Психолого-педагогические особенности родительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:24, контрольная работа

Описание

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогические особенности родительства 5
2. Психологическая готовность к материнству 8
3. Особенности формирования отцовства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Работа состоит из  1 файл

Формирование психологической готовности к отцовству и материнству.docx

— 37.62 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Психолого-педагогические особенности родительства 5

2. Психологическая готовность к материнству 8

3. Особенности формирования отцовства 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Актуальность исследования проблем  материнства в последнее время  обусловлена рядом причин, среди  которых можно выделить следующие:

1) проявление в науках, изучающих  проблемы материнства (психология, медицина, физиология, биология поведения,  история, культурология, социология  и т.д.) общих тенденций гуманитаризации  научного познания, смены идеалов  рациональности;

2) социальная обусловленность:  демографические тенденции (смертность  превышает рождаемость, происходит  естественная убыль населения,  ухудшается здоровье людей репродуктивного  возраста); отсутствие у большинства  людей социально-экономических оснований,  гарантирующих приемлемый уровень  материального благополучия семьи  и воспитания ребенка; изменения  семейных стереотипов и ценностей,  трансформации традиционных стереотипов  репродуктивного поведения, изменения  паттернов семейных отношений.  Психология, сочетающая в себе  тенденции как естественно-научных,  так и гуманитарных подходов, оказывается в эпицентре проблем  материнства.

Исследование  проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье  приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальной звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид – культурологическая концепция; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось.

Однако проблема отцовства  в психологии является слабо разработанной  и характеризуется отсутствием  каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости  взаимодействия материнства и отцовства.

Цель работы: проанализировать особенности процесса формирования психологической готовности к отцовству и материнству.

 

 

1. Психолого-педагогические особенности  родительства

 

Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям [4, с.87].

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент — это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент — это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что  проявляется в отсутствии согласованности  некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в б ольшей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной  устойчивостью и стабильностью  и реализуется в согласованности  представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его  проявлений. Как интегральное образование  личности родительство включает:

  • ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
  • родительские установки и ожидания;
  • родительское отношение;
  • родительские чувства;
  • родительские позиции;
  • родительскую ответственность;
  • стиль семейного воспитания [6, с.39].

Когнитивная составляющая ценностных ориентаций супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней — направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Рассматривая данный компонент  в плане его формирования, важно  принимать во внимание относительную  устойчивость ценностей как личностного  образования. Однако, учитывая ведущую  роль родителей в формировании ценностей  ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании  ценностей семьи в ходе психологической  работы с родителями, демонстрировать  передачу ценностей от поколения  к поколению, способствуя тем  самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той  или иной ценности в некоторой  иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентаций.

Итак, родительство обладает сложной интегральной структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Анализируя компонентную структуру родительства, следует отметить, что все компоненты включают три составляющие: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, которые являются критериями реализации компонентов родительства.

Компоненты родительства связаны друг с другом в единую структуру посредством пересечения  элементов составляющих (когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов).

 

 

2. Психологическая готовность к материнству

Изучение готовности к материнству в последние  годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства  несовершеннолетних (Кашапова С. О., 1999); при исследовании факторов риска  психической патологии ребенка  в связи с социальными и  психическими аномалиями матерей (Захаров  А. И., 1995; Скобло Г. В., Северный А. А., 1995, Козловская Г. В., 1995 и др.); в филогенетическом аспекте (Филиппова Г. Г. 1995-1999). Исследуются  значимые личностные характеристики будущей  матери (Исенина Е. И.), разрабатываются  методы, выявляющие отношения родителей  к не родившемуся ребенку (Боровикова Н. В., Федоренко С. А, 1999), изучаются  факторы, влияющие на материнское поведение (Копыл С. Н., Баз Л. Л., 1994; Брутман  В. И., ЕниколоповС. Н., 1995).

В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемы пренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и трансперсональной психологии (Шмурак Ю. И.).

В концепции С. Ю. Мещеряковой  [3] психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой - выступает как особое личностное образование.

Основными составляющими структуры психологической готовности к материнству являются:

• особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;

• переживания женщиной беременности, в том числе отношение  к еще не родившемуся ребенку;

• ориентация на стратегию  воспитания и ухода за младенцем.

О характере раннего  коммуникативного опыта, полученного  будущей матерью в общении  с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным  в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт, приобретаемый в играх с  куклами, в «дочки-матери», о характере  которого можно судить по воспоминаниям  о любимых игрушках, по предпочтению детей того или иного возраста.

Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания  женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность ребенка  и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения  матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви  к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

Установки женщины на стратегию  воспитания также свидетельствуют  о преобладании субъектного или  объектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она  собирается ухаживать за ним, следовать  ли строгому режиму, предлагать ли соску  и т. д., то есть ее стремление ориентироваться  на потребности ребенка или руководствоваться  собственными представлениями о  том, что ему необходимо.

В структуре психологической  готовности к материнству можно  выделить следующие аспекты:

1) мотивационный аспект  – мотив рождения ребенка,  ответственность за его рождение  и воспитание, чувство долга. 

2) оценочный аспект –  рефлексия своей подготовленности  и соответствия себя в роли  матери оптимальному образу матери (механизм идентификации).

3) эмоциональный аспект  – эмоциональное восприятие ситуации  материнства (комфорт/дискомфорт), преобладающий  фон настроения, сопровождающий  беременность и взаимодействие  с ребенком, удовлетворенность или  неудовлетворенность ролью 

4) операционный аспект  – материнская компетентность: владение  способами, приемами, знаниями, навыками, умениями, необходимыми для ухода  за ребенком, умение моделировать  собственную деятельность.

5) регуляционный аспект  – саморегуляция женщины во  время беременности и после  рождения ребенка во взаимодействии  с ним посредством следующих  факторов:

а) факторы, обуславливающие  динамические характеристики трансформации  образа жизни (ригидность – флексибильность).

б) факторы, обуславливающие рефлексивные возможности человека, определяющие участие самосознания в трансформации  образа жизни (внешний и внутренний локус контроля) матери.

По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой [3] были выделены три уровня психологической готовности к материнству:

1. Низкий уровень готовности к материнству характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Они преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонницами «строгого» воспитания. Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности родительства