Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:24, контрольная работа
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогические особенности родительства 5
2. Психологическая готовность к материнству 8
3. Особенности формирования отцовства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
2. Высокий уровень. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.
3. Средний уровень. Ответы этим женщин были частично сходны с ответами в первой группе и частично — во второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные — постарше.
Выделенные три уровня психологической готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на последующих этапах.
Младенцы матерей с
высоким уровнем
Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации. Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть.
У младенцев из третьей группы отмечался более низкий уровень общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что женщины, готовые
и не готовые к материнству, имеют
различные представления о
3. Особенности формирования отцовства
В
последнее десятилетие в
Готовность к отцовству
в психологическом аспекте
- развитие личности отца, направленное на последующее воплощение и осознание всей возложенной ответственности;
- знаний об отцовстве, а именно роли и значения отца в семье и по отношению к ребенку;
- стереотипов и потенциальных
направлений касательно
- характеристики своей же готовности к отцовству.
Условно можно выделить три уровня психологической готовности мужчины к предстоящему отцовству:
1) Будущие отцы с высоким уровнем готовности планируют принимать самое непосредственное участие в воспитании ребенка. Нередко они посещают курсы для будущих родителей, сопровождают супругу на УЗИ и присутствуют на родах. Рождение малыша становится для них одним из наиболее ярких эмоциональных переживаний и главным событием в жизни. Для таких отцов характерно стремление любить и опекать ребенка, заботиться о нем с первых дней жизни, а в дальнейшем – передавать ему свои знания и опыт.
2) Отношение к отцовству у мужчин со средним уровнем готовности неоднозначно. Они испытывают противоречивые чувства по поводу рождения ребенка. Как правило, такие отцы берут на себя определенные обязанности – например, по выходным гуляют с коляской или помогают купать малыша. Но при этом они не могут себе позволить проявить эмоциональную открытость и в полной мере наслаждаться общением с ним. Классический пример – отец, молча ведущий ребенка в детский сад.
3) Мужчины с низким уровнем готовности слабо представляют себя в роли отца и часто воспринимают будущего ребенка как обузу. После рождения малыша они весьма сдержанно проявляют свои чувства. Многие предпочитают самоустраниться от ухода за ребенком, считая это только женским делом. Мужчины, не готовые к отцовству, не умеют получать радость и удовольствие от контакта с отпрыском.
Архиреева Т.В. и Федорова О.В., предлагают модель формирования готовности к отцовству, которая состоит из следующих компонентов:
Юношеские мнения на счет отцовства
складываются из примеров поведения
их отцов, внутрисемейных отношений
жизненной позиции родителей
и их влияния. Причем следует заметить,
что у юношей из не полных семей
представления об отцовстве формируются
несколько иначе, активное влияние
здесь оказывают отношения
Таким образом, формирование отцовства - это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют различные факторы: биологические, социальные, семейные и личностные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родительство обладает сложной интегральной структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Анализируя компонентную структуру родительства, следует отметить, что все компоненты включают три составляющие: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, которые являются критериями реализации компонентов родительства.
Психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой - выступает как особое личностное образование.
Модель формирования готовности к отцовству, состоит из следующих компонентов: особенности коммуникативного опыта будущего отца в собственной родительской семье; мотивы отцовства (сознательные, внешние либо вынужденные); ценности; установки на стратегию воспитания ребенка.
Мнения молодых парней на счет отцовства складываются из примеров поведения их отцов, внутрисемейных отношений жизненной позиции родителей и их влияния. У юношей из не полных семей представления об отцовстве формируются несколько иначе, активное влияние здесь оказывают отношения между его родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Психолого-педагогические особенности родительства