Психолого-педагогические особенности родительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:24, контрольная работа

Описание

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогические особенности родительства 5
2. Психологическая готовность к материнству 8
3. Особенности формирования отцовства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Работа состоит из  1 файл

Формирование психологической готовности к отцовству и материнству.docx

— 37.62 Кб (Скачать документ)

2. Высокий уровень. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.

3. Средний уровень. Ответы этим женщин были частично сходны с ответами в первой группе и частично — во второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные — постарше.

Выделенные три уровня психологической готовности к материнству  соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на последующих этапах.

Младенцы матерей с  высоким уровнем психологической  готовности к материнству обнаружили самый высокий уровень общения  с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими  средствами общения, умеют развивать  коммуникативную ситуацию, проявляют  выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей  инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к людям, высокой любознательностью.

Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов  комплекса оживления, часто отвлекаются  от общения, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с  матерью в радующей ситуации. Позднее  они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо  владеют речью, плохо умеют играть.

У младенцев из третьей  группы отмечался более низкий уровень  общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют  высокие показатели компонентов  комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что женщины, готовые  и не готовые к материнству, имеют  различные представления о матери и ее роли. У женщин, готовых к  материнству, присутствует образ принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей  его самостоятельную ценность. У  женщин, не готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность  ребенка и невыраженность таких  качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка.

 

3. Особенности формирования отцовства

В последнее десятилетие в психологической  науке все более популярным является изучение проблемы отцовства. Интерес  к феномену отцовства выходит  за рамки детской психологии, отцовство  становится самостоятельным предметом  исследований в рамках психологии развития и акмеологии, все чаще рассматривается не с позиций влияния на развитие ребенка, а как часть личностной сферы взрослого человека.

Готовность к отцовству  в психологическом аспекте характеризуется  тем, как сформированы такие важные ее элементы, как:

- развитие личности отца, направленное на последующее  воплощение и осознание всей  возложенной ответственности;

- знаний об отцовстве,  а именно роли и значения  отца в семье и по отношению  к ребенку;

- стереотипов и потенциальных  направлений касательно детского  воспитания;

- характеристики своей  же готовности к отцовству.

Условно можно выделить три уровня психологической готовности мужчины к предстоящему отцовству:

1) Будущие отцы с высоким уровнем  готовности планируют принимать самое непосредственное участие в воспитании ребенка. Нередко они посещают курсы для будущих родителей, сопровождают супругу на УЗИ и присутствуют на родах. Рождение малыша становится для них одним из наиболее ярких эмоциональных переживаний и главным событием в жизни. Для таких отцов характерно стремление любить и опекать ребенка, заботиться о нем с первых дней жизни, а в дальнейшем – передавать ему свои знания и опыт.

2) Отношение к отцовству у мужчин со средним  уровнем готовности неоднозначно. Они испытывают противоречивые чувства по поводу рождения ребенка. Как правило, такие отцы берут на себя определенные обязанности – например, по выходным гуляют с коляской или помогают купать малыша. Но при этом они не могут себе позволить проявить эмоциональную открытость и в полной мере наслаждаться общением с ним. Классический пример – отец, молча ведущий ребенка в детский сад.

3) Мужчины с низким уровнем готовности слабо представляют себя в роли отца и часто воспринимают будущего ребенка как обузу. После рождения малыша они весьма сдержанно проявляют свои чувства. Многие предпочитают самоустраниться от ухода за ребенком, считая это только женским делом. Мужчины, не готовые к отцовству, не умеют получать радость и удовольствие от контакта с отпрыском.

Архиреева Т.В. и Федорова О.В., предлагают модель формирования готовности к отцовству, которая состоит из следующих компонентов:

  1. особенности коммуникативного опыта будущего отца в собственной родительской семье.
  2. мотивы отцовства (сознательные, внешние либо вынужденные), от наличия и формирования которых зависит отношение к перспективе собственного отцовства, а так же к семье в целом.
  3. ценности, т.к. именно наличие или отсутствие в структуре ценностей соответствующих ценностных ориентаций, касающихся семьи и детей, определяет качество отношений с ребенком в будущем.
  4. установки на стратегию воспитания ребенка (может служить основанием для прогноза эффективности последующего отцовского поведения, его специфического уклона в сторону традиционного/отстраненного/нового отцовства).
  5. переживание отношения к еще не родившемуся ребенку на этапе беременности женщины – является заключительным и переходным компонентом из сферы готовности к отцовству в сферу актуального отцовства и адаптации к отцовской роли [1, с.16-19.]

Юношеские мнения на счет отцовства  складываются из примеров поведения  их отцов, внутрисемейных отношений  жизненной позиции родителей  и их влияния. Причем следует заметить, что у юношей из не полных семей  представления об отцовстве формируются  несколько иначе, активное влияние  здесь оказывают отношения между  его родителями. Например, если они  складываются положительно, то юноша  видит себя достаточно лояльным и  справедливым отцом. В случае же отрицательного характера отношений существует вероятность формирования конфликтного и недружелюбного образа.

  1. Мужчины, будучи воспитанными в неполной семье зачастую негативно воспринимают как отца, так и мать. Такое положение вещей способствует иному формированию их отношения ко всему, причем не в самом лучшем аспекте. Это в основном проявляется в попытках самоутвердиться, недоверии и тому подобное. Такой человек обычно является эгоистом, для которого собственные интересы на первом месте, но при всем этом семья для него много значит и имеет особый смысл.
  2. Что касается воспитания в полной семье, то тут дело обстоит несколько иначе. Благодаря благополучию внутрисемейных отношений формируется более положительный и авторитетный образ отцовства.
  3. Несмотря на некоторые похожие моменты в образах идеального отцовства имеет место значительные различия в акцентах, в том, как их расставляют юноши из полных семей в отличие от тех, кто воспитывался в неполных семьях.

Таким образом, формирование отцовства - это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют различные  факторы: биологические, социальные, семейные и личностные.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Родительство обладает сложной интегральной структурой, которая  в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного  воспитания. Анализируя компонентную структуру родительства, следует  отметить, что все компоненты включают три составляющие: когнитивную, эмоциональную  и поведенческую, которые являются критериями реализации компонентов  родительства.

Психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой - выступает как особое личностное образование.

Модель формирования готовности к отцовству, состоит из следующих  компонентов: особенности коммуникативного опыта будущего отца в собственной  родительской семье; мотивы отцовства (сознательные, внешние либо вынужденные); ценности; установки на стратегию  воспитания ребенка.

Мнения молодых парней на счет отцовства складываются из примеров поведения их отцов, внутрисемейных отношений жизненной позиции родителей и их влияния. У юношей из не полных семей представления об отцовстве формируются несколько иначе, активное влияние здесь оказывают отношения между его родителями.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Архиреева, Т.В. Психологическая готовность к отцовству у мужчин ввозрасте от 16 до 35 лет / Т.В. Архиереева, О.В. Федосова // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 1. - С. 3-11.
  2. Брутман, В.И. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. 2002. - № 3. - С. 110–118.
  3. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. - № 5. - С. 18–27.
  4. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
  5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
  6. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

 


Информация о работе Психолого-педагогические особенности родительства