Пути, приёмы и средства улучшения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание

Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Содержание

Введение
1. Память, ее виды и особенности
2. Приемы развития памяти.
2.1.Мнемотехника.
2.2. Приемы запоминания
2.3. Гигиена мозга.
3. Фармакологические и физические факторы воздействия на память.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

                 Контрольная  работа

Пути, приёмы и средства улучшения памяти 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Трудно найти человека, который бы ни разу в жизни не жаловался на свою память. При этом те, кто всерьез страдает от плохой памяти, часто считают свой недостаток чем-то вроде болезни или злого рока: исправить нельзя, можно только примириться и приспособиться. Однако именно память представляет собой познавательный процесс, потенциально содержащий огромные резервы для изменения и улучшения.

Человек не только воспринимает, но и запоминает информацию. Без этого он никогда  не стал бы человеком, не смог бы ничему научиться. Одно из преимуществ человека перед другими живыми существами заключается в том, что он обладает множеством видом памяти и по ее возможностям превосходит не только животных но и самые совершенные машины, включая ЭВМ (имеются ввиду все возможности человека, а не отдельные виды или свойства памяти).

        Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.

      Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

      Цель данной работы - выявление различных путей, приемов и средств в процессе улучшения памяти.

       На основании изученной литературы выдвигаем следующую гипотезу: память можно и нужно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать её продуктивность.

 

    1. Память, ее виды и особенности.

      Память – форма психического  отражения, заключающаяся в закреплении,  сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе  развития и обучения.

      Память- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Амнезия – отсутствие памяти. Основные процессы памяти заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

      В своей жизни человек практически  пользуется следующими видами  памяти : зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, двигательной, рациональной, эмоциональной, кратковременной,  оперативной долговременной, генетической, непроизвольно, произвольной, непосредственной, посредственной. Попробуем их кратко определить.

      Первые пять видов памяти связаны  с работой основных органов  чувств человека и предполагают  запоминание, хранение и воспроизведение  той информации, которая воспринимается человеком с помощью этих органов чувств. Рациональная – это память на идеи, мысли, логику доказательств, на способы рассуждения и умозаключения, а эмоциональна - память на чувства и переживания.

       Кратковременной называют память, рассчитанную на очень короткий срок хранения и использования информации, как правило, не превышающей двух-трех десятков секунд. По истечении этого срока информация утрачивается, и для того чтобы получить ее вновь, необходимо повторно воспринять соответствующий материал  с помощью органов чувств. Когда, например, мы читаем книгу или рассматриваем картину или воспринимаем на слух серию звуков, то помним о них некоторое время, после того, как восприятие закончилось. Если при этом мы не ставим перед собой задачу запомнить воспринятое, то чрез 20-30 секунд забываем о нем. Это и есть кратковременная память.

     Оперативная память обладает  следующими особенностями: во-первых, она связана сознательной постановкой  и решением задачи на запоминание,  во-вторых, соотносится с выполнением какого-либо действия (операции – отсюда ее название),  в-третьих, рассчитана на сохранение в памяти информации в течение точно определенного времени, в-четвертых предполагает лишь однократно использование и последующее забывание соответствующих сведений. Пример: человек познакомился с условиями короткой математической задачи и должен помнить о них до тех пор, пока не решит эту задачу. После этого он должен благополучно забыть об этих условиях.

      Долговременная память принципиально иного рода, чем кратковременная и оперативная. Она может и реально хранит информацию сколько угодно долго, позволяя ее неоднократно использовать без ущерба для хранения. Более того, долговременная память от повторного обращения к ней только улучшается.

      Кратковременная, оперативная и  долговременная память появляются  и функционируют у человека  только при его жизни. В отличие от них генетическая память существует и действует за пределами жизни отдельно взятого человека. Генетической называют такую память, которая хранит и передаёт из поколения в поколение информацию через гены, воспроизводя ее в последующих поколениях. Благодаря генетической памяти от одного человека к другому передаются основные анатомо-физиологические особенности человеческого организма. Эта память обеспечивает психологическое и поведенческое сходство родственников. Через генетическую память от человека к человеку передаются некоторые психологические поведенческие особенности, например эмоциональность, чувствительность, темперамент.

      Непроизвольной называют такую  память, в которой нужная человеку  информация запоминается, хранится  и воспроизводится как бы сама  собой, помимо желания и воли  человека. Мы, например, непроизвольно  запоминаем много из того, что  каждодневно видим и слышим вокруг себя. Так запоминаются люди, предметы, с которыми мы случайно встречаемся.

      Произвольная – это управляемая  волей память человека. Она работает  тогда, когда он вполне сознательно  ставит перед собой цель что-то  запомнить. Так мы запоминает  учебный материал, адреса, номера телефонов, имена и фамилии и многое другое.

      Непосредственной называют память, которой человек для запоминания,  сохранения и воспроизведения  информации не использует никаких  специальных средств. В этом  случае он запоминает то, что воздействует на его органы чувств.  Если человек использует те или иные средства для запоминания, сохранения и воспроизведения нужных сведений, речь идет опосредованной памяти. Ученик может пытаться запомнить текст, механически многократно его повторяя. Но он, же может попробовать запомнить этот текст, разбив его предварительно на части, обозначив словами каждую из них по смыслу, составив общую логическую схему текста. Это уже будет опосредованное запоминание, т.к. в нем человек использует некоторые приемы и средства предварительной обработки материала для его лучшего запоминания.

      Все описанные виды памяти  частные, но иногда в психологии    для общей характеристики памяти  пользуются словосочетанием «тип  памяти». Чаще всего его относят  к тому органу чувств, с помощью которого человек лучше всего запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ. У другого — такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего — двигательные: текст закрепляется им лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующими является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный — при запоминании словесного материала. Так, например, кратковременная. Оперативная и долговременная память почти всегда функционируют одновременно, каждая решая свою, специфическую задачу. Точно так же произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредствованная, зрительная, слуховая, двигательная и другие виды памяти параллельно включаются в действие, когда перед человеком возникает задача что-то запомнить, чему-то научиться, нечто усвоить, сохранить и затем в нужный момент воспроизвести.

 

         

     2. Приемы развития памяти.

        2.1. Мнемотехника.

       Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – о последовательности цветов в спектре : красный, оранжевый и т.д.)

      1. Логические закономерности.

При запоминании  последовательности геометрических фигур  – круга, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.д. – происходит ассоциация их с каким либо предметом , которая помогает затем вспомнить исходные фигуры.

При запоминании  телефона 236-44-10 размышления могут  быть такими: 2 умножить на 3 –получается 6. Четыре – это четвертая цифра в числе и т.д. Этот метод очень подходит мыслительному типу, со слабо развитым воображением.

Недостаток  метода в большом умственном напряжении возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции.

       2. Фонетические ассоциации.

Этот  метод хорошо применять при запоминании  иностранных слов и телефонов. Суть метода – в удачном подборе  созвучных ассоциаций к иностранному слову.

Например, латинское слово muskculus (мускулус) – МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУЛЫ и МЫШОНОК.

Самым большим недостатком этого метода являются возможные ошибки в произношении.

       3. Автобиографические ассоциации.

Этот  метод использует ассоциации с реально  пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово puddle (падл) – ЛУЖА. Созвучие слова ПАДаЛ напоминает, как кто-то падает в лужу. При запоминании телефона можно ассоциировать с историческими датами, датами рождения, датами интересных событий и т.д.

       4. Оживление.

 Этот  метод хорошо развивает фантазию  и образное мышление. Эксперименты  показывают: чем ярче представления,  тем легче происходит отсроченное  припоминание. Как известно, основоположником  учения об эйдетизме (особый  картинный характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета), является немецкий психолог Э.Йенш.

  На  примере геометрических фигур  можно увидеть, как меняется  тактика запоминания при использовании этого метода у мальчика 11 лет: «Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в голову мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул шею – это Прямоугольник, дальше вижу плечи – это КВАДРАТ. Улыбка – это ТРЕУГОЛЬНИК».

      5. Вхождение.

 Само  название метода подсказывает действие – войти внутрь представляемой картинки, рассказа, фильма. Этот метод позволяет бороться с рассеянностью, отвлечением на посторонние раздражители. «Вхождение» легко усваивают дети с развитым воображением. Взрослым приходится овладевать этим методом через медитацию, аутотренинг.

       6. Трансформация.

Этот  метод применяется в том случае, когда надо трансформировать представляемый образ: черно-белый превратить в цветной, плоский в объемный, маленький в большой и т.п. Этот метод хорошо помогает при запоминании иероглифов.

Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти