Пути, приёмы и средства улучшения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание

Иными словами память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Содержание

Введение
1. Память, ее виды и особенности
2. Приемы развития памяти.
2.1.Мнемотехника.
2.2. Приемы запоминания
2.3. Гигиена мозга.
3. Фармакологические и физические факторы воздействия на память.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

      7. Образное мышление.

Запоминаемые  значки, слова или цифры превращаются в действующих героев на экране. Причем это может происходить  мгновенно. Важно отметить, что при  этом методе образ первичен, а логическое мышление вторично. Обычно, советуют наоборот: придумать ассоциацию к запоминаемой информации и затем вуализировать ее, т.е. представить как можно ярче – для лучшей фиксации в памяти. При обучении этому методу надо сделать так: поставить задачу и дождаться, когда ее решение придет не путем последовательных рассуждений, а мгновенно; решение прорвется, отметая привычные логические таможни в нашей голове, прорвется в виде готовой картинки.

       8. Соощущения.

Метод соощущения позволяет усилить представления. Бывают соощущения и во сне. Например, вам снится дождь, и вы слышите, как капли стучат по стеклу, чувствуете запах прибитой пыли на дороге и как мокрая одежда прилипает к телу. Можно даже почувствовать напряжение мышц. Все это называется соощущениями.

        9. Метод Цицерона.

Этот  метод пришел к нам из древней  Греции. Поэт Симонид тренировал свою память так: то, что надо было запомнить, он располагал в хорошо знакомой ему  комнате. Затем достаточно было вспомнить  комнату, чтобы всплыла нужная информация. .

При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:

            а) выявить арифметическую зависимость  между группами цифр в числе,         например,  в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;

      б) выделить знакомые числа  – например, в числе 859324 выделить 85 – год рождения брата, 314 – первые цифры числа «пи» и т.д.;

            в) «метод зацепок» - замена цифр  образцами. Например, 0 –круг, 1 –  карандаш, 2 – очки, 3 – люстра, 4 –  стул, 5 – звезда и т.д. Можно  заменять цифры буквами или  словами.

10. Ритмизация  – перевод информации в стихи,  песенки, строки, связанным определенным  ритмом или рифмой..

11. Образование  смысловых фраз из начальных  букв запоминаемой информации («Каждый  охотник желает знать, где сидит  фазан» – о последовательности  цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.) 
 

       2.2. Приемы запоминания 
      
Разнообразие приемов запоминания не только повышает эффективность запоминания, но и создает положительный эмоциональный настрой. Особо важная и необычная информация может запоминаться с одного предъявления (поскольку в этом случае число повторений в структурах памяти обменивается некоторым образом на продление времени циркуляции информации в нейронных цепях). Если же необходимо запомнить обычный материал, то для этого есть три возможности: повторение, обобщение и искусственное повышение его личностной ценности. Правильно организованное повторение нельзя приравнивать к механическому заучиванию; нао6opот, оно способствует проникновению в суть материала. 
       Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, либо на связи материала с интересами человека. Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения. 
       Одно дело сказать себе, что помнить следует до определенного дня (экзамена), другое — усвоить навсегда. В первом случае, после того как экзамен пройдет, выученное быстро начинает забываться. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.

       Для эффективного использования установки следует тщательно формулировать самоинструкцию для запоминания: в ней должны быть максимально отражены требования к полноте материала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, что — навсегда, что — дословно, а что лишь принять к сведению или уяснить себе общий смысл запоминаемого. 
Запоминание существенно улучшается в активной деятельности. Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности. Человек, решивший арифметическую задачу, часто не помнит исходных чисел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в цель, а в способы достижения цели. Активная умственная работа с материалом помогает развитию способности укрупнять и оптимально организовывать запоминаемые единицы. Если осуществить группировку материала или его классификацию, то значительно улучшается последующее припоминание. Обычно легко вспоминается примерно пять представителей каждого класса, поэтому чем больше классов создают испытуемые, тем больше элементов они запоминают. 
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованная целью умственная работа. 
       Еще один способ, при котором для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок-схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложения темы. После окончания чтения лекций по курсу, целесообразно попросить слушателей самостоятельно нарисовать схему курса, выделив в ней основные блоки и связи между ними. Опыт показывает, что такое мероприятие способствует формированию целостного представления о предмете. 
      Запоминание зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и, независимо от знака эмоций, способствует запоминанию большого числа факторов, но положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный — лучше, чем нейтральный. Если надо помочь человеку что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного сказа о событии. Такая форма активизирует сопутствующие ассоциации, облегчая тем самым вспоминание деталей. 

      2.3. Гигиена мозга.

      Как обеспечить мозгу наилучшие условия работы?

 Следует знать, что мозг снабжается кровью, как и мышцы. В сутки через него проходит 2000-2200 литров крови. Это около 400 объемов нашей крови в организме.

      Движение крови активизируется под влиянием эмоций или интенсивной мозговой деятельности. Оно замедляется во время сна. Эмоция или интенсивная деятельность мозга повышают его температуру на 0,1 градуса. Во время сна она снижается на 0,3 градуса.

Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Как это сделать? Один день в неделю, (по меньшей мере) ,нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших "кислородных" пауз, т.е. открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в непроветренной или прокуренной комнате. Избегайте использовать приборы отопления с открытым огнем.

Первое  правило улучшения вашей памяти: Обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови.

Второе  правило: достаточно спать.

Это обеспечивает нормальную работу мозга. После хорошего сна мозг работает лучше. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток - 9 (от 16 до 22 лет).

Разрушает ли табак память?

Конечно, курильщик, тренирующий память, имеет  большие способности в этом плане, чем некурящий человек, не тренирующий память. Однако, если взять людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память.

Таким образом, третье правило: не курить!

Остерегайтесь алкоголя

Для сохранения гибкость своей памяти, нужно избегать алкоголя. Неоспорим тот факт, что прием алкоголя ведет к ослаблению памяти.

Но что  нужно также знать, это то, что, даже при самом легком и случайном  приеме алкоголя, запоминаемость существенно  снижается. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше фиксация памяти. Каждый знает, что очень тяжело восстановить в памяти события, прошедшие в состоянии опьянения. Простой обед, "сдобренный" вином, на несколько часов снижает способность к запоминанию. Следует избегать приема любого алкоголя, даже вина и пива, если нужно изучить что-либо, присутствовать на занятиях или участвовать в конференции.

Четвертое правило: избегать алкоголь! 

      3. Фармакологические и физические факторы воздействия на память.

       На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами.

Многие  ученые считают, что поиски в области  управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения, кратковременную и долговременную память, создания и формирования энграмм – веществ, влияющих на изменение белков клетки.

Сейчас  изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные  гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти.

Согласно  гипотезе о физической структуре  памяти в основе феномена памяти лежит  пространственно- временной паттерн  биоэлектрической активности нервных  популяций –дискретной и электротонической.  Поэтому для управления памятью  более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими и электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами. Все это говорит о реальной возможности управления памятью.

        Заключение

        Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное место в системе познавательной деятельности.

Хорошее состояние памяти также необходимо нам, как и хорошее состояние  остальных мыслительных процессов. Ею мы пользуемся по многу раз за день, сознательно или бессознательно, интерпретируя события на основе предыдущего опыта или вспоминая, куда положили ключи, с трудом или с легкостью. Ухудшению памяти способствует немало факторов, как внешних (экология, недостаток необходимых веществ), так и внутренних (информационные перегрузки). Но, несмотря на это, нельзя оставлять такой важный мыслительный процесс, как память, без внимания, ведь, если не принимать меры, со временем состояние будет только ухудшаться.

Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания.

Именно  поэтому нужно развивать память, повышать её продуктивность.

 

    Список  литературы

1. «126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти» – www.mnemotexnik.ru

2. Л.Д. Столяренко «Основы психологии» 1997 г.

3. Р.С. Немов  «Психология» - пособие для учащихся 10 - 11 классов, 1995 г.

4. И. Матюгин,  И.Рыбникова «Методы развития  памяти, образного мышления, воображения», 1996 г.

5. http://psylist.net/obh/00046.htm 
 
 
 

Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти