Пути развития психологии в Казахстане и ее роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Описание

В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. Ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наука психология.

Содержание

Часть 1: Пути развития психологии в Казахстане
введение
Открытие системы психологического образования в Казахстане
Статус психологии в Казахстане
Задачи современной психологии в различных сферах
Развитие практической психологии
Современный этап развития казахстанской психологической науки
Часть 2: Роль и значение психологии в жизни человека
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат (Автосохраненный).docx

— 43.13 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ



 

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему: Пути развития психологии в Казахстане и ее роль в жизни человека.

 

 

 

 

Выполнила: Сакпиреева А.,

214 группа, смс

Проверила:   

 

 

 

 

Алматы, 2013

 

    

План

     Часть 1: Пути развития психологии в Казахстане

  1. введение
  2. Открытие системы психологического образования в Казахстане
  3. Статус психологии в Казахстане
  4. Задачи современной психологии в различных сферах
  5. Развитие практической психологии
  6. Современный этап развития казахстанской психологической науки

Часть 2: Роль и значение психологии в жизни человека

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

       В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. Ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наука психология.

Состояние психологической  науки в Казахстане можно оценить  как период значительного подъёма  в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными, совершенствуется её понятийный аппарат  и методы исследования.

        В  настоящее время в нашей республике  резко возросли интерес и потребность  людей в интенсивной разработке  различных актуальных проблем  психологии. Повысился уровень научных  исследований, расширена пропаганда  психологических знаний, проведен  ряд научно-теоретических конференций  (1990,1994,1996,1998.), изданы монографии, выпущены  учебники и учебные пособия,  типовые программы, методические  разработки, библиографические указатели,  терминологические словари. Несколько  оживилась деятельность психологов, входящих в Алматинскую областную ассоциацию «Национальное образование и воспитание», и работа вновь учреждённого Центра этнопсихологии и этнопедагогики при КазГУ им. Аль-Фараби.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1

В нашей стране формируется  своя система фундаментального психологического образования. В стенах КазГУ имени С. М. Кирова в 1947 году впервые была начата подготовка национальных кадров по психологии на отделении психологии и логики при филологическом факультете, открытом Толегеном Тажибаевым, первым доктором психологических наук Казахстана. За время своего существования (1947–1954) отделение подготовило и выпустило для республики более 100 специалистов-психологов.  
   В 1988 году в КазГУ впервые в истории казахстанской психологической науки началась подготовка специалистов с базовым психологическим образованием. На отделение психологии был принят 31 студент.Первый в Казахстане выпуск на отделении психологии состоялся в 1993 году, казахоязычных профессиональных психологов – в 1996 году. 
   Сегодня психологическое отделение КазНУ имени Аль-Фараби находится в структуре факультета философии и политологии и представлено кафедрой общей и этнической психологии, в составе которой трудятся пять докторов и более десяти кандидатов психологических наук. С 1996 года в КазНУ принята двухступенчатая система подготовки психологов – бакалавриат и магистратура, одновременно продолжала функционировать и пятилетняя система образования. В 1998 году совершен переход на трехступенчатую систему подготовки специалистов «бакалавр – магистр – доктор PhD», соответствующую требованиям Болонского процесса. Это означает, что Казахский национальный университет имени Аль-Фараби стал полноправным партнером мирового сообщества университетов и получил своеобразный карт-бланш для вступления в ряды 500 лучших университетов мира по Шанхайскому рейтингу. Для этого, как считает ректор, у университета есть реальные возможности, надо лишь их актуализировать и привести в соответствие с требованиями мировых рейтинговых шкал. 
    Успешному осуществлению программы подготовки докторов PhD по психологии способствуют обширные международные научные связи кафедры общей и этнической психологии с университетами мира. Мы также дорожим личными контактами с казахстанским психологическим сообществом – видными учеными, которые работают в других вузах и организациях страны.  
    В настоящее время можно говорить о том, что на базе кафедры общей и этнической психологии КазНУ имени Аль-Фараби формируется и успешно развивается первая в истории Казахстана научная психологическая школа. Системообразующим фактором, определившим становление психологической научной школы, явилась тема научно-исследовательской работы «Этнопсихологические проблемы социализации личности». Ее руководителем является заведующий кафедрой общей и этнической психологии, доктор психологических наук, профессор С. Джакупов. В рамках этой темы возникло несколько специализированных направлений. Результаты исследований, проведенных по ним, были защищены в форме пяти докторских, сорока шести кандидатских и двух PhD диссертаций. Важное направление в научно-исследовательской деятельности кафедры, возглавляемое профессором К. Жарыкбаевым, связано с работами, посвященными истории казахстанской психологии. Результаты, полученные в рамках этих исследований, используются в работе учебно-исследовательского центра по этнопсихологии и этнопедагогике имени Т. Тажибаева и представлены в девяти кандидатских и докторской диссертациях. 
     В целом же результаты этнопсихологических исследований позволили разработать динамическую модель функционирования этноконфессиональных предубеждений. Модель позволяет прогнозировать процессы формирования и развития толерантности и веротерпимости как особых этнокультурных свойств личности в условиях межэтнического взаимодействия и общения. Этническая и религиозная толерантность, как следует из показателей, полученных эмпирическим путем, являются своеобразным результатом деятельности, направленной на преодоление этноконфессиональных предубеждений. Эти данные обеспечивают определенный вклад не только в развитие этнопсихологической теории групповых процессов, но и способствуют разработке эффективных социально-психологических рекомендаций для преодоления этноконфессиональных предубеждений. Особой заслугой единственной на всем постсоветском пространстве этнопсихологической кафедры, признанной авторитетным российским психологическим сообществом, явилось создание метода виртуального этнопсихологического эксперимента.  
    Преподавателями кафедры психологии КазНУ имени Аль-Фараби написаны первые в Казахстане учебники и учебные пособия на казахском языке по общей психологии и по всем основным отраслям психологической науки. В рамках государственной программы культурного наследия «Мәдени мұра» психологами КазНУ имени Аль-Фараби подготовлено и издано пять из десяти томов по актуальным проблемам психологической науки, объединенных общей темой «Психология: Адамзат ақыл-ой қазынасы». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вышесказанное это конечно же прекрасно, но к сожалению, статус психологии в нашей республике неоправданно принижен. Многие вопросы, имеющие самое прямое отношение к психологии, решаются без её участия. Так, очень слабо используются психологические данные в различных отраслях экономики, образования, здравоохранения, культуры, госаппарата, в правоохранительных органах, в армии и т.д. Почти не используются возможности психологической науки для профилактики и преодоления алкоголизма, наркомании, суицида, проституции и других негативных антиобщественных явлений, не проводится психологическая экспертиза и при анализе несчастных случаев, аварий, производственных травм, расследовании правонарушений и преступлений.

      В сфере духовно-нравственной жизни полиэтнического общества не созданы условия для овладения основами психологических знаний и умений как важного элемента общечеловеческой культуры полноценно развитой личности, ориентированной на её самовоспитание и самоусовершенствование. Психологическая подготовка студентов средних и высших учебных заведений оказалась в значительной мере оторванной от решения реальных учебно-воспитательных задач и запросов демократического государства. Качество подготовки и численность специалистов-психологов не удовлетворяют нашу общественную потребность. Так, ежегодный приём студентов по специальности «психология» в 10 университетах не превышает ста человек. Если иметь в виду, что количество только общеобразовательных средних школ в республике более 9 тысяч, то эта цифра – капля в море.

      Одной из причин перечисленных недостатков является крайне неудовлетворительное состояние разработки как фундаментальных, так и прикладных психологических проблем и острая нехватка квалифицированных психологов. В данный момент их у нас насчитывается не более 200 человек, из них более 30 кандидатов и 5 докторов наук.

   Обновление демократического общества, его суверенизация и гуманизация, становление правового государства, реформа образования, развитие общественно-политической активности людей с учётом полиэтнического и многоконфессионального состава населения страны требуют преодолеть застой и отставание психологической науки, покончить с недооценкой психологических знаний и отсутствием психологической культуры во всех звеньях организации и управления экономической, социальной, политической и духовно-нравственной жизни казахстанского общества.

      Одной из задач современной психологической науки Казахстана в перспективе является разработка теоретико-методологических основ этой отрасли знаний с учётом этнопсихологических, демографических, экологических особенностей этого большого региона, так как перенесение методики психологического исследования Запада, основанных на иной методологии, может привести к нежелательным результатам. Приоритетными направлениями в области психологии, на наш взгляд, должны выступать изучение путей формирования и развития этнической личности, установление закономерности психического развития с момента её рождения до глубокой старости, воспитания её высокой духовно-нравственной сферы, механизмов становления чувств казахстанского патриотизма.

     Также необходимо безотлагательно развернуть исследования психологических аспектов радикальной экономической реформы, механизмов формирования психологических новообразований личности в условиях перехода к рыночным отношениям, коммерческой торговле и бизнесу. В этой связи нужно разработать психологически обоснованные методы подготовки бизнесменов-профессионалов, предпринимателей; принципы перспективных обучающих систем и тренировочных заданий, рекомендации по эффективному восстановлению работоспособности человека, провести анализ психологических барьеров, тормозящих внедрение достижений научно-технического прогресса в жизнь, а также отдельных негативных последствий такого внедрения.

      Многонациональный Казахстан должен стать крупным центром этнопсихологических исследований. Правда, в этом плане делаются определённые работы. Так, в КазГУ им. Аль-Фараби в прошлом году учреждён республиканский Центр по этнопсихологии и этнопедагогике, а буквально на днях создана кафедра этнической и педагогической психологии при факультете философии и политологии Казгосуниверситета.

      Сегодня особую актуальность приобретает поиск эффективных путей выхода из экологического кризиса. Здесь на первый план могут выдвигаться проблемы изучения мотивации экологического поведения, раскрытие причин проступков лиц, за нанесение ущерба окружающей среде, изучение психологических последствий экологического кризиса в районе Аральского моря, Семипалатинского ядерного полигона (нарушение психологического здоровья, феномена суицида и др.).

      В целях охраны здоровья населения в отдельных университетах и медицинских вузах следовало бы открыть группы или отделения готовящих медицинских психологов, расширить участие психологов также в работе лечебных учреждений, приступить к разработке национальной программы психологических исследований здоровья.

     Первоочередные задачи в отраслях судебной, юридической и пенитенциарной (исправительной) психологий – разработка психологически обоснованных методов правового воспитания и правовой пропаганды, изыскание психологических источников правонарушений, деформации в общественном и индивидуальном сознании, принятие соответствующих рекомендаций по предупреждению преступлений, отбывания наказаний.

     Какую роль играет психология в системе различных звеньев образования не требует особых доказательств. Вся система учебно-воспитательной работы, образования немыслима без психологического обеспечения.

  Современный этап развития психологической науки в Казахстане характеризуется актуализацией практической психологии как одного из наиболее важного научно-практического направления. Этому способствует возрастающая потребность различных структур общества и отдельных граждан в практической помощи психологов, психотерапевтов, в получении психологических консультаций и поддержки, в повышении психологической компетентности и информированности в области психологических знаний, а соответственно, и формирования психологической культуры.

     Социально-психологическое напряжение, которое испытывает человек в период экономической нестабильности, в переходные этапы исторически обусловленных изменений, побуждают его искать различные источники реализации вышеуказанных психологических потребностей. С изменением отношения людей нашего общества к психологии как науке, призванной и способной оказывать реальную практическую помощь, а так же с увеличением количества общедоступной литературы по психологической проблематике и всеобщей "психологизацией" средств массовой информации, психология становится актуальной, значимой и востребованной отраслью. В связи с этим, можно с твердей уверенностью утверждать, что сегодня для казахстанской исследовательской науки особо остро стоит вопрос о развитии консультационных служб, ориентированных на оказание практической психологической помощи.

С начала нового тысячелетия  в публикациях казахстанских  психологов (С.М.Джакупова, Н.К.Сатыбалдиной и др.) все чаще отражается мысль о необходимости развития практической психологии в отечественной науке. И разработка научно-практической и методической базы консультационных психологических служб становится одним из актуальных и приоритетных направлений практической психологии. Вместе с тем, практическая психология, как новая отрасль психологической науки, должна "не только разрабатывать психотехнические и психотерапевтические технологии работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи", но проводить разносторонние научные исследования в данной области для формирования научной теоретико-методологической базы у нас в республике.

     До недавнего времени особое внимание уделялось развитию практической психологии в школьной психологической службе, а так же в специальных медицинских учреждениях, таких как центры психического здоровья, поликлиники, наркодиспансеры. Вне области внимания теоретических и практических исследований остаются проблемы психологических служб в бизнес-структурах, военских частях, в колониях, а так же вопросы реабилитации и реадаптации освобожденных, психологическая помощь инвалидам и т.п.

Появление на всём постсоветском  пространстве сети Кризисных центров, служб "Телефона доверия", созданных  и развивающихся при поддержке  различных международных фондов, частично компенсировало отсутствие психологических  услуг для финансово и социально  незащищенных слоев населения. Развитие практической психологии в рамках работы психологических служб Кризисных  центров, по нашему мнению, шло спонтанно, интуитивно. И эффективность психологической  помощи зависела не столько от использования  психологами результатов современных  научных исследований в области  практической психологии, а, сколько  от личности самого психолога, его отношения  к современным достижениям психологии, уровня его профессиональной и личностной готовности к оказанию помощи.

Информация о работе Пути развития психологии в Казахстане и ее роль в жизни человека