Пути развития психологии в Казахстане и ее роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Описание

В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. Ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наука психология.

Содержание

Часть 1: Пути развития психологии в Казахстане
введение
Открытие системы психологического образования в Казахстане
Статус психологии в Казахстане
Задачи современной психологии в различных сферах
Развитие практической психологии
Современный этап развития казахстанской психологической науки
Часть 2: Роль и значение психологии в жизни человека
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат (Автосохраненный).docx

— 43.13 Кб (Скачать документ)

    Вместе с тем, следует отметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисных центров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематике кризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностях взаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности и неэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практике психологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, определения теоретических основ и уточнения технологической базы консультационной психологической службы.

    Широкое внедрение психологии в практику закономерно проводит к развитию тех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них приоритетными в консультационной службе психологической помощи остаются психологическое консультирование и психотерапия.

    Советский период характеризуется развитием только медицинской психотерапии, другие виды психотерапевтических практик были запрещены. В связи с этим, особо следует подчеркнуть, что современный этап развития казахстанской психологической науки характеризуется созданием и формированием своей психологической, психотерапевтической школы, где особого внимания заслуживают исследования в области внемедицинской психотерапевтической практики.

    В связи с тем, что в советской психологической школе существовали жесткие запреты на развитие реальной практики психологического консультирования и психотерапии, перед отечественными теоретиками и практиками практической психологии стоит ряд проблем, требующих научного рассмотрения. К таким проблемам можно отнести: "соотношение отечественного и мирового наследия" в области психологического консультирования и психотерапии, дилемма, должен ли психолог в ситуации оказания психологической помощи ограничивать себя рамками одного подхода или "задействовать целый комплекс подходов и средств в силу комплексного многогранного характера самих реальных проблем клиента", каков реальный "психологический портрет" клиента психологических служб, какой должна быть модель консультационной беседы, как основного и особого средства воздействия на человека, оказавшегося в кризисной ситуации и многие другие.

    Из выше обозначенных проблем можно выделить некоторые направления научно-практических исследований в области психологического консультирования и психотерапии: обобщение опыта использования западных технологий в практике психологической помощи населению, анализ отечественных разработок как теоретической базы психологического консультирования и психотерапии, создание и отработка эффективных технологий практической помощи клиенту психологических консультаций. И самым основным направлением, по нашему мнению, является изучение личности самого клиента психологической службы как "субъекта специфического воздействия", выявление психологических переменных, определяющих причины обращения клиентов за помощью в психологическую консультацию, знание их природы и механизмов функционирования, умение диагностировать и адекватно строить психологическую работу.

 

 

 

 

 

Часть 2

Психология как  наука и практика уверенно вошла  в жизнь современного поколения. Еще не начав изучать ее как учебную дисциплину, вы уже встречали в популярных изданиях, теле- и радиопередачах психологические тесты, рекомендации психологов мужчинам и женщинам, руководителям, их комментарии относительно деятельности известных политиков или рекламируемых услуг по изучению иностранных языков, их отношение к религии, астрологии, другим важным для людей явлениям.

Первое значение психологии для современного специалиста - практическое. Психология помогает решить реальные производственные проблемы, жизненные  трудности, помогает человеку правильно  выбрать профессию, адаптироваться и в производственном коллективе, и в семье. Она учит человека правильно  общаться с руководителями, подчиненными, сослуживцами, близкими людьми. 
Другое значение психологии – развивающее. Полученные психологические знания человек примеряет к себе. Например, когда он узнает про темперамент, его типы, особенности, то пробует определить свой тип, когда узнает про виды мышления – пытается понять особенности собственного мышления. Это возможно не только на основе самонаблюдения, но и с помощью специального психологического инструментария – тестов и других психодиагностических методов. После изучения своих психологических качеств, человек может примерить к себе другие знания - какие преимущества и трудности в деятельности и общении связаны с его темпераментом и мышлением, как их учесть в жизни и трудовой деятельности, как развить себя? Таким образом, развивающее значение психологии тоже имеет практический эффект. Третье – общекультурное значение психологии предполагает, что когда человек овладевает психологическими знаниями, он овладевает не только культурой своего народа, но и другим культурами. Достижения современной психологии связаны с именами— не только отечественных, но и зарубежных ученых, и принадлежат всем людям. Например, такие понятия как креативность, , психоанализ знакомы всем образованным людям у нас и за рубежом, с которым вы можете общаться

 

 

В заключение можно сказать, что роль психологии в жизни человека действительно существенна. Необходимо четко понимать и помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, "несовместимость", они все тем не менее относятся к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений – психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин - человек, его психические процессы, состояния и свойства. Есть надежда, что новое поколение психологов не только будет отвечать современному мировому уровню психологической науки и практики, но и создаст оригинальную концепцию казахстанской психологии. Необходимость такой концепции определяется особенностями народа Казахстана, его этнопсихологическими характеристиками, отмеченными Президентом Нурсултаном Назарбаевым, благодаря которым нашей стране, единственной из всех постсоветских республик, удалось достичь межнационального согласия и общественной стабильности, которые признаются сегодня всеми как уникальное казахстанское «ноу-хау».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Сатыбалдина Н.К. Тенденции современной психологической науки. Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. - Алматы. . 2000. С.33-39.

2.  Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности //Введение в практическую социальную психологию. - 1999. С.7-21.

3.  Теоретические и прикладные проблемы практической психологии Под ред. С.М.Джакупова. Алматы, 2001. 180с.

4. http://www.kazpravda.kz

5. http://psysologia-in-life.blogspot.com

 


Информация о работе Пути развития психологии в Казахстане и ее роль в жизни человека