Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 00:35, курсовая работа
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1
Психологическая характеристика одарённых детей
1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости……………..5
1.2 Виды детской одарённости………………………………………...9
1.3 Диагностическая работа……………………………………….….10
1.4 Способы выявления одарённых детей…………………………...11
Глава 2
Экспериментальное исследование интеллектуально одарённых детей
2.1 Методики изучения детской одарённости……………………….20
2.2 Результаты исследования……………………………………….…21
2.3 Коррекционно-развивающая работа психолога…….………...…23
Заключение…………………………………………………………………....26
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение
Многочисленные
социально-педагогические
невозможность построения надежного прогноза развития интеллектуально-творческих способностей на основе разового или даже периодического тестирования, заставили исследователей и практиков искать наиболее адекватные способы решения организационно-педагогических задач.
Долговременные организационно-педагогические модели
«Принцип турникета». Авторы этого организационно-педагогического подхода - известные американские специалисты в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли, С. Рейс и Л. Смит. Суть его сводится к
17
тому, что процесс идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а долговременным, предполагающим длительное наблюдение за ребенком.
Подчеркнем,
что эта модель не
Авторы используют как традиционные методы оценки, так и методы, основанные на использовании трех параметров деятельности учащегося, - способностях, интересах и стилях обучения. Они особо подчеркивают, что собирается информация, акцентирующая внимание прежде всего на достоинствах ученика, а не на его недостатках.? На ее основании и создается «досье» под названием «портфель данных об ученике».
Эта информация
используется при принятии
«RAPYHT». Один из вариантов комплексной оценки представляет собой также широко известный проект «RAPYHT» (M. Карне, А. Шведел и др.). Первичная оценка общей и специальной одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных данных, все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если они обнаруживают (по итогам занятий) адекватный уровень по меньшей мере в одном или в двух видах деятельности, то включаются в дополнительную программу. И только детей с серьезными физическими и сенсорными недостатками тестируют дополнительно и по стандартизированным тестам.
Иллинойская модель. Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.
Поиск: примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.
Оценка: процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников - от родителей и от специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психологи тестируют ребенка. (Как правило, информацию о
18
результатах не сообщают родителям.)
Отбор: заключительная стадия - отбор имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.
«Модель последовательной стратегии принятия решения» К.Хеллера. Известный немецкий ученый, специалист в области обучения одаренных детей, К. Хеллер считает, что для практических педагогических и психологических целей наиболее пригодны многофакторные типологические модели одаренности. А процесс поиска таланта, по его мнению, требует поэтапного подхода, последовательной стратегии принятия решений.
Выводы:
1. Проблема детской одаренности носит комплексный характер и нуждается в комплексном подходе к ее решению. Особое значение для
развития детской одаренности имеет диагностика, которая позволяет
выявлять одаренных детей с помощью разнообразного диагностического
инструментария.
2. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами специальной организации обучения и развития, психологической помощи ребенку в этих процессах.
3. Сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
19
ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
2.1 Методики изучения детской одарённости
Одними из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур являются тесты интеллекта.
Подобные
тесты представляют
Один из наиболее часто используемых тестов подобного типа: прогрессивные матрицы Равенна.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно- образным мышлением понимается такое мышление, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные
задания, используемые для
Ребёнку
предлагается серия из 10-ти постепенно
усложняющихся задач
На выполнение
всех этих заданий ребёнку
отводится 10 минут. По истечении
этого времени эксперимент
20
набранных ребёнком за их решения. Каждая правильно решённая матрица оценивается в 1 балл.
Полученные
данные были подвергнуты
2.2 Результаты исследования
Исследование проводилось в непринуждённой атмосфере. Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятие дальше. В диагностике принимало участие 15 человек.
По истечении
времени эксперимент
Выводы об уровне развития:
10 баллов- очень высокий;
8-9 баллов- высокий;
4-7 баллов- средний;
2-3 балла- низкий;
0-1 балл- очень низкий.
На основе полученных данных была составлена диаграмма на которой видно какой уровень развития наглядно- образного мышления у детей.
диаграмма 2.1
21
Из диаграммы видно, что :
-очень низкий уровень развития у 1 человека;
-средний уровень развития у 11 человек;
-высокий уровень развития у 2 человек;
-очень высокий уровень развития у 1 человека.
Ребёнок с высокими показателями выполнил все задания спокойно, чётко, не уточняя полученную инструкцию. При этом он затратил меньше времени чем предлагалось в задании.
Полученные данные могут быть использованы при изучении природы мышления, а также в диагностике при изучении способностей индивидов, при отборе одарённых и талантливых детей.
Вывод:
диаграмма 2.2
Нами в изучении одаренности подростков была опробована методика психодиагностики наглядно- образного мышления мышления «Матрица Равенна».
В целом
показатели уровня развития
Данная методика показала какой уровень развития мышления у детей и позволила выявить наиболее способного ребёнка.
22
2.3 Коррекционно- развивающая работа психолога
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
23
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.