Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 00:35, курсовая работа
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1
Психологическая характеристика одарённых детей
1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости……………..5
1.2 Виды детской одарённости………………………………………...9
1.3 Диагностическая работа……………………………………….….10
1.4 Способы выявления одарённых детей…………………………...11
Глава 2
Экспериментальное исследование интеллектуально одарённых детей
2.1 Методики изучения детской одарённости……………………….20
2.2 Результаты исследования……………………………………….…21
2.3 Коррекционно-развивающая работа психолога…….………...…23
Заключение…………………………………………………………………....26
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение
Как показывает практика, наиболее
эффективный метод взаимодейств
4. Ребенку предоставить:
-название темы.
-план изучения темы
-основные вопросы
-понятия и термины, которые он должен усвоить
-практические работы
-список необходимой литературы
-формы контроля
-задания для самопроверки
5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
-предмет
-дата и время консультаций
-главные рассматриваемые вопросы
-время работы с темой по программе
-фактическое затраченное время
-дополнительные вопросы, не предусмотренные
24
-программой
-невыясненные вопросы
-причины отклонений от сроков.
Семейные аспекты развития одаренных детей
При организации работы с одаренными детьми следует:
1. Учитывать
одаренность, как сложное
2. Учитывать
личностные и возрастные
3. Учитывать
характер семейных отношений
и развитие эмоционально-
4. Создание
условий для освоения
5. Оказать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире человек как личность развивается на притяжении всей жизни, но самые важные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в детстве и под руководством окружающих ребенка взрослых. От того, каким было у ребенка детство, зависит весь вклад его личности и во многом его жизненная судьба.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь анатомо-психологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.
Одаренные дети проявляют способности по- разному, а иногда предпочитают и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия. Нередко встречаются дети, обнаруживающие незаурядные способности в более старшем возрасте.
Одаренный
ребенок в отличие от
Следует помнить, что по отношению к любым детям, а тем более к одаренным, неуместны как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его быть «как все». Единственное, что следует поощрять в ребенке, — это его целенаправленную деятельность, желание работать ради работы, а не тщеславное стремление обогнать товарищей.
Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей — обращаться с ними без излишней аффектации и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание поддерживало и стимулировало чувство самостоятельности, стремление отступить от общепринятого шаблона, но при этом не поощряло бы стремление обратить на себя общее внимание.
Только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию ребенка.
Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего их использования и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании
26
добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
Только объединив усилия педагогов, родителей, дополняя друг друга, перенимая опыт, можно развить одаренную личность.
Очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка, формирования адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми :методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, “Свободный класс” Гилфорда, “Три вида обогащения учебной программы” Рензулли и “Таксономия целей обучения” Блума.
Итак, мы провели только первый этап работы практического психолога – это выявление одаренных детей.
Проблема изучения одаренности требует дальнейшей разработки.
27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. А.И. Доровской. Дидактические основы развития одаренности учащихся. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 210 с.
2. Анализ подходов к изучению проблемы развития детской одаренности / Адукацыя i выхаванне, 2006, №3.-2006.-с.21-24
3. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение
задач и проблем развития.: Научно_методическое пособие
для психологов и педагогов. — М.: МГППУ, 2006. — 96 с.
4. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Способности. Темперамент./Ю.Гиппенрейтер //
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию.-М.:ЧеРо,2005.- с.244-266.
8. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика.-2003.№8.-с.13-18.
9. Гусев Ю.А. Типология вундеркиндов// Праблемы выхавання.-2003.-2.-с.36-42.
10. Дошкольное учреждение- семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: Примерная программа самообразования для педагогов и родителей /Авт.-сост.: Е.А.Панько, Т.В. Поздеева.- Мозырь.-ООО ИД «Белый Ветер», 2004.-116с.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.- Спб.: Питер, 2001.-464с.
12. Кулемзина А.В. Принципы педагогической
поддержки одаренных детей //Педагогика.-2003.-№6.-с.27-
13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33. 28
14. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
16. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Издат. Центр «Академия», 2000.-336с.
28
17. Одаренный ребенок и семья/Сост. Куровская С.Н.; Под ред. Тарантей В.П.- Мозырь: Белый Ветер, 2006.-116с.
18. Проблемы воспитания одаренного ребенка//Дошкольное образование.-2005.-№10.
19. Психология одаренности детей и подростков /Ю.Д.Бабаева, Н.С. Лейтес,Т.М.
20. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов.- 4-е изд.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- Кн. 3.Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-631с.
21. Путляева,Л. О задатках и способностях /Л.Путляева // Дошкольное воспитание, 2006, №4.-2006.-С.43-45
22. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.-М.: Издат центр «Академия», 2000.-232с.
23. Сивашинская Е.Ф.Детская одаренность и раннее обучение // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.-2005.-№5.-с.41-47.
24. Чехонина О. Дети с опережающим
психическим развитием: Одаренные дети
в семье: советы психолога //Дошкольное
воспитание.-2006.-№1.-с.121-
29