Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:33, реферат
Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Виды работоспособности………………………………………………………3
2. Стадии работоспособности…………………………………………………….4
3. Способы оценки работоспособности………………………………………….7
4. Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности...8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………...12
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Виды работоспособности…………………………………
2. Стадии работоспособности………………
3. Способы оценки
4. Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности...8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.
Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.
Работоспособность
– это социально-биологическое
свойство человека, отражающее его
возможность выполнять
1. Виды работоспособности
Специалистами предлагаются несколько классификаций работоспособности. Выделяют работоспособность умственную и физическую. Физическая и умственная работоспособность является как бы обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс утомления означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением определенного объема умственной и физической работы.
Физическое
утомление возникает как при
локальной, так и при общей
физической нагрузке. Это связано
с изменением функциональной активности
нервных центров и их взаимосвязей,
с нарушением функций передачи нервных
импульсов, а также с истощением
функциональных резервов в самой
мышце. При общей физической нагрузке
утомление в большой степени
связано с тем, что дыхание
и кровообращение не обеспечивают необходимый
энергетический баланс работающих органов
и тканей. Поэтому нарастает
Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.
Существенное различие между умственным и физическим трудом проявляется, прежде всего, в различии социально- экономического положения работников, играющих различную роль в общественном производстве.
Работник умственного труда
– интеллигенция выполняют
Физический труд – это по преимуществу исполнительский труд, непосредственно связанный с воздействием человека на предмет труда для получения полезного продукта.
Вместе с тем между физическим и умственным трудом есть различие и со стороны психофизиологии. Оно заключается в то, что умственный труд, как правило, требует большего напряжения деятельности высших отделов центральной нервной системы, и прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Кроме того, он характеризуется гораздо меньшим по сравнению с физическим трудом применением двигательного аппарата, что ограничивает изменение обменных функций.
2. Стадии работоспособности
Работоспособность человека, даже в обычных условиях, колеблется в течение рабочего дня. Выделяются следующие стадии работоспособности:
1.1. первичной мобилизации: наблюдается в момент начала деятельности и длиться до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции;
1.2. гипермобилизации
— охватывает «предстартовый»
период и характеризуется
1.3. гиперкомпенсации
— происходит поиск
2. Стадия оптимальной работоспособности характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма. Она определяется как «устойчивое рабочее «состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается минимальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях не наблюдается.
3. Стадия полной компенсации, которая постепенно приходит на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.
4. Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят неодновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. В этой стадии выделяются подстадии субкомпенсации — сохраняется высокая продуктивность. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополнительных ресурсов.
5. Стадия «конечного порыва» — в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высокозначимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведет, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям.
6. Стадия декомпенсации — прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено.
3. Способы оценки
«Работоспособность» означает способность выполнять работу, причем главным образом — длительную и объемную. Измерение объема выполненной работы за фиксированное время служит достаточно надежным и широко используемым способом оценки работоспособности.
Некоторые
исследователи предлагают определять
работоспособность как
Еще один
из подходов к оценке работоспособности
— выявление возможности
Работоспособность зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних. Так, на фоне эмоционального подъема человек способен «горы свернуть», а в состоянии депрессии у него «все из рук валится». Работоспособность напрямую связана с состоянием здоровья и функциональной зрелостью организма. Дети младшего школьного возраста гораздо менее работоспособны, чем старшеклассники и взрослые. Падает работоспособность также в период пубертата. Любое функциональное неблагополучие, стресс и хроническое переутомление крайне негативно сказывается на работоспособности. По этой причине измерение и оценка разнообразных показателей работоспособности — важный и широко распространенный прием в возрастной физиологии.
4. Психофизиологические
Повышать
или поддерживать работоспособность
за счет предотвращения нарушений функционального
состояния организма или
1. Проведение
профессионального
2. Оптимизация, совершенствование объекта, содержания, условий и организации деятельности за счет учета психологических, физиологических, антропометрических и других особенностей и возможностей человека в системе «человек—машина— среда». Рациональная конструкция рабочего места и его элементов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, хороший обзор приборов и досягаемость органов управления создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержания нормального функционального состояния работника.
Профилактике функциональных нарушений и снижения работоспособности способствуют создание оптимальных условий обитания на рабочем месте, использование эффективных средств защиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, формирование здорового психологического климата в коллективе и т.д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процессов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т.е. оптимизации процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высокой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, отдыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, разработка программ подготовки с учетом не только обучающего эффекта, но и функциональной загрузки обучающихся.
3. Приемы
непосредственного, прямого
4. Применение
фармакологических средств.
Информация о работе Работоспособность и ее психологические компоненты