Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:47, реферат
В отличии от прежних своих творений Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. И он нашёл новые художественные средства, каких ещё не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» характеры, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.
1.Вступление.
История создания.
2 Цели и задачи.
3 Раскрытие внутреннего мира Печорина.
4 Заключение.
1 Вступление.
Реферат на тему:
Раскрытие внутреннего мира Печорина.
«Герой нашего времени».
План.
1.Вступление.
История создания.
2 Цели и задачи.
3 Раскрытие внутреннего мира Печорина.
4 Заключение.
1 Вступление.
История создания.
В отличии от прежних своих творений Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. И он нашёл новые художественные средства, каких ещё не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» характеры, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.
Предисловие к роману. « Героя нашего времени» Лермонтов написал в Санкт-Петербурге весной 1841 года для второго издания. «Бела» была написана в 1838 году. Глава «Максим Максимыч» появилась в печати в первом отдельном издании «Героя нашего времени» в 1840 году. «Максим Максимыч» примыкает к повести «Бела» и самостоятельного значения не имеет, что ни в какой мере не снижает значения этой части романа для всего произведения в целом.
Предисловие к «Журналу Печорина» впервые напечатано перед «Таманью» в первом отдельном издании «Герой нашего времени» 1840 года.
Впервые «Тамань» напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1840 году. Затем повесть вошла в первое издание «Героя нашего времени» 1840 года и во все последующие издания.
Впервые «Княжна Мери» напечатана в первом отдельном издании романа в 1840 году. «Княжна Мери»- основная часть записок Печорина. Впервые повесть опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 году.
Текст «Фаталиста» в «Отечественных записках» очень мало отличается от текста, напечатанного в первом и втором отдельных изданиях романа 1840 1841 годов.
2 Цели и задачи работы.
Задачей моей работы является исследование глав романа Лермонтова с целью рассмотрения и раскрытия внутреннего мира Печорина. А также рассмотрение изменений в характере Печорина в зависимости от обстановки.
3.Раскрытие внутреннего мира Печорина.
В тридцатые годы девятнадцатого века нерядовые дворяне, не находя возможности измерить жизнь, замыкались в себе, но некоторые продолжали искать выход из тупика, куда привела Россию реакция.
Многие писатели пытались выяснить почему дворне интеллигенты не находили места в жизни и в обществе. И в своём произведении «Герои нашего времени» Лермонтов попытался понять это. Композиции романа уделялось много времени. Оно было направлено главным образом на «двойную хронологию», рассказ о событиях идёт в обратной последовательности к их истинному подразумеваемому течению. Со временем свободное обращение позволяет с большой виртуозностью обрисовывать образ Печорина в разных ракурсах. Вначале читатель узнает Печорина в том освещении, в каком он виделся доброму штабс-капитану, затем резкий скачок, когда повествователь сталкивается с Печориным лицом к лицу. И успевает вынести своё осуждение о нём только по внешности и манере поведения. И лишь после этого читатель получает три рассказа самого Печорина о себе: что с ним случилось в Тамани, в казачьей станице, в Пятигорске («Княжна Мери») и каким он себя ощущает, как сам себя понимает и о чём размышляет («Княжна Мери», «Фаталист»). В диалоге, который Белинский назвал «образцом грациозной шутливости и …….. полного мысли остроумия , Печорин обращается к пятигорскому доктору Вернеру: «……мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово - для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства…». Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга»``` ещё в Ставрополе «среди многочисленного и шумного круга молодёжи». Взаимная симпатия зародилась во время общего разговора, принявшего и философско-метафизическое направление. Но несмотря на духовную близость этих « двух умных людей, `````` каждый из них оставался в неведении относительно многих факторов из биографии своего приятеля. Так,например, когда, Вернер обронил несколько слов о вкусах московских барышень, Печорин вскользь спрашивает:
-А вы были в Москве, доктор?
-Да, я имел там некоторую практику.
-Продолжайте.
Чувствуется, что за московским эпизодом таится «целая история». В главе «Княжна Мери» на это есть намёк: Печорин записывает, что женщины влюблялись до безумия в людей, похожих на Вернера, да они сами страстно любят женщин. В реальной биографии доктора Майера, который стал для Лермонтова прототипом Вернера, известен бурный роман с некой дамой, за которой он поехал с юга, только не в Москву, а в Петербург, но через некоторое время вернулся разочарованный.
Что касается Печорина, то он появился на Кавказе впоследствии какой-то петербуржской истории, о которой Вернер знал немного:
«-Княгиня сказала, - продолжает он рассказывать о Лиговских, - то ваше лицо ей знакомо. Я ей заметил, что верно, она встречала в Петербурге, где-нибудь в свете…я сказал ваше имя.… Одно было ей известно. Кажется, ваша история там наделала много шума.Эти два эпизода служат иллюстрацией к заявлению Печорина о характере его отношений с Вернером: «Мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим… Такую же дистанцию Лермонтов устанавливает между читателем и своим героем. Подробное жизнеописание Печорина отсутствует. Оно и не нужно: внешние факторы его биографии заменены внутренними решениями. Логика их развития диктует порядок чередования повестей. Лермонтов намеренно делает пробелы времени, полагаясь на движение темы, а не насквозь внешних событий. В беловом тексте «Предисловия» к «Журналу Печорина» указывается, что повествователь печатает только «отрывки» из записок героя. Правда, упоминается ещё «Толстая тетрадь» , в которой Печорин будто бы и рассказывает всю свою жизнь, но каковы были бы «важные причины» , по которым сочинитель её не печатает , это только условный литературный приём.
«К сожалению, в последнее время исследователи нарушают установленную Лермонтовым дистанцию, пытаясь реконструировать воображаемое фактическое течение событий. Все упоминаемые в повестях «Героя нашего времени» факты вывернуты наизнанку и поставлены в новую связь.` Нарисована схема путешествия Печорина, согласно которй первой повестью должна была быть «Тамань» (Печорин едет в действующий отряд), второй должна была быть « Княжна Мери» (Печорин отдыхает в Пятигорске), третьей должна была быть «Бэла» (за убийство Грушницкого Печорин отправлен в крепость), четвёрной должна была быть «Фаталист» (он отлучается из крепости на две недели в столицу), и наконец пятой главой должна была быть «Максим Максимыч» (спустя 5 лет Печорин проездом из Петербурга в Персию снова встречается во Владикавказе с Максимом Маскимычем и повествователем.).
«Предисловие» к «Журналу Печорина», в котором сообщается о смерти героя на обратном пути из Персии, играет роль шестой части.
Двойная хронология в «Герое нашего времени» показывает, что центр тяжести в романе Лермонтова не в описании.
Внешних приключений Печорина, а как сказал Белинский, «в важном современном вопросе о внутреннем человеке».`
Именно этой цели- развитию философской, психологической и этической проблематики- подчинено чередование повестей, составляющих цельную книгу. Что касается перечисленных выше внешних мотивировок, то они ,по-видимому, стояли у Лермонтова на самом последнем месте, так как эта сторона композиции отработана им небрежно.
Наводкой Лермонтова в принципе циклизации отдельных новелл считается разностороннее освещение фигуры Печорина.
Вначале мы узнаем о нём с чужих слов, затем из описания встречи с ним повествователя, то есть получаем его внешний портрет, и только после этого слово предоставляется самому Печорину. Его внутренняя жизнь раскрывается в дневнике. Между тем к подобному методу характеристики всегда тянуло Лермонтова, и это не найдено специально для принципа циклизации отдельных новелл.
Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотношении героя с остальными персонажами.
Именно поэтому Лермонтов не сразу нашёл композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно приближается к герою.
Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя.
В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения, но и возраст.
Они люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель-явление чужеродное, странное и необьяснимое. Поэтому в рассказе Маским Маскимыча Печорин предстаёт как человек загадочный, таинственный. Максим Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком.
Его образ- один из важнейших в романе, ибо этот человеческий тип очень характерен для России первой половины минувшего века.
В условиях вечной войны формировался новый тип "русского кавказца" - чаще всего это были люди, подобные Ермолову, превыше всего ставящие закон силы и власти, и их подчинённые- добрые, искренние и нерассуждающие воины. Такой тип и воплощён в образе Максим Максимыча.
Кавказ назвали "тёплой Сибирью", куда в действующую армию ссылали негодных- в частности, и многих декабрисотов. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в экзотическую страну чудес, в край свободы....
Эти черты Кавказа так или иначе сродни Печорину: в нём есть нечто от черкеса (его безумная скачка на коне по горам без дороги после первого свидания с Верой); он естественен в обществе княжны Лиговской. Естественный человек, с кем у Печорина нет ничего общего, это Максим Максимыч. Люди разных типов сознания, штабс-капитан и Печорин абсолютно чужды друг другу. Потому и запомнился Максиму Макисмычу его давний почтейнеший, что так и не смог он понять, разгадать его.
В рассказе"Максим Максимыч" Печорин предстаёт романтическим героем,встреча с которым стала одним из ярчайших событий в его жизни; тогда как для Печорина и сам штабс-капитан, и история с Бэлой- лишь эпизод в ряду других.
Даже при случайной встрече, когда Максим Маскимыч готов кинуться ему в обьятия, Печорину не о чём с ним говорить: вспомнить Бэлу-болезненно, рассказывать старому приятелю-нечего.
Итак, из новеллы "Бэла" мы узнаём о существовании некоего Печорина- героя романтической истории с черкешенкой. Зачем Печорину понадобилась Бэла; почему, едва добившись её любви, он скучает и томится; отчего бросился отбивать её у Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему засмеялся, когда добрейший Максим Маскимыч попытался его утешить?
Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине всё- тайна, поведение героя читатель волен обьяснять в меру собственного воображения. В главе "Максим Маскимыч" завеса тайн начинает приподниматься. Место рассказчика занимает давнейший слушатель штабс-капитан, путешествующий офицер.
И таинственному герою и кавказкой новеллы придаются какие- то живые черты,его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он даёт психологический портрет. Он- человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: "...жизнь моя становится пустее день ото дня..." ` , то его слушатель принял эти слова без ужаса, как вполне естественные. И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может обьяснить : и "разврат столичной жизни", и "бури душевные", и "некоторую скрытность", и "нервическую слабость". Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становаится более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закомеренности. И всё же загадка не исчезает, "странности" остаются. Повествователь отметит глаза Печорина "они не смеялись, когда он смеялся!"
В них рассказчик попытался угадать "признак-или злого права, или глубокой посмеянной грусти"; и поразится их блеску: "то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный ; и проститься от "проницательного и тяжёлого" взгляда...
Именно поэтому так рад путешественник, заполучив записки Печорина: "Я схватил бумагу и поскорее унёс их, боясь, чтоб штабс- капитан не раскаялся." Написанное от лица повествователя предисловие к "Журналу Печорина" обьясняет его интерес к этой личности.
Он говорит о бесконечной важности изучения истории человеческой души, о необходимости понять истинные причины побуждений,поступков, всего характера человека "...и может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сих пор обвиняли..." Всё это предисловие подтверждает духовную близость повествователя и гроя, их принадлежность к одному поколлению и одному человеческому типу: вспомните, например, оборачивающегося, "неизьяснимой ненавистью, сгорая, таясь под личной дружбой,ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб разразиться над его головою градом упрёков, советов, насмешек и сожалений".
Как близки эти слова горьким мыслям самого Печорина о нынешней дружбе, как обьясняют они его убеждения, что он к дружбе не способен.
Мнение рассказчика о Печорине выражено однозначно: "Мой ответ- заглавие этой книги". Это же и обьяснение его напряжённого интереса к герою: перед нами не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени- это личность, сфорированная данным веком,и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы.
В нём сконструированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.
В предисловии к роману Лермонтов политически заявляет : "Герой нашего времени, милословные государи мои, точно портерет, составленный из пороков всего нашего поколения,в полном из развитии". Но свой роман "едких истин" он создаёт не для того,чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало,чтобы люди увидели себя, взглянули в собственное лицо, постарались понять себя самих.
Это и есть главная задача лермонтовского романа. Как бы ни был близок Печорин к рассказчику, полностью понять его он не может. Для полного, глубокого понимания Печорин должен сам сказать о себе. И две третьи романа составляет его исповедь. Лермонтовская лирика носит исповедальный характер: эта одна из главных черт его творчества. Именно поэтому так важно, что Печорин, ни в коей мере не являясь автопортретом Лермонтова ("Старая и нелепая шутка !"- говорится в предисловии о подобном толковании), всё это очень близко автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях.
Это создаёт особое ощущение общности беды и вины автора и его героя. Как и в "Думе", поэт, ощущая себя внутри поколения, разделяя его вину и судьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным негодованием и всей горечью размышлений выходит из общей массы, поднимается над ней на недосягаемые высоты духа.
Информация о работе Раскрытие внутреннего мира Печорина. «Герой нашего времени»