Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:50, доклад
Память - процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты. Внимание - направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания.
Определения
Память - процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты. Внимание - направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания.
Методы исследований
К методикам изучения памяти и внимания относится методика запоминания 10 слов, оценка внимания по таблицам Шульте, корректурная проба и счет по Е. Kraepelin, методика Ньюнсбергера, а также пиктографические методы (смотри соответствующий раздел учебника).
Симптомы и синдромы
Среди расстройств памяти выделяются дисмнезии:
- гипермнезияхарактеризуется непроизвольным наплывом воспоминаний прошлого, повышенной способностью к запечатлению, продолжительным удержанием информации и легкостью ее воспроизведения. Гипермнезии характерны для некоторых пароксизмальных расстройств, интоксикаций психоактивными веществами, гипоманий. Как моносимптом они могут быть у психически здоровых личностей, в частности, такая гипермнезия была у С. Рихтера, который через много лет помнил, как выглядела машина, в которой его много лет назад везли на выступление, и как выглядели руки мальчика, листавшего ему партитуру на выступлении.
- гипомнезия- ослабление памяти с трудностями запоминания, удержания и воспроизведения. Характерно для астенических состояний, депрессии, органических расстройств;
- амнезии- выпадение фрагментов памяти. Выделяется диссоциативная амнезия, характеризующаяся забыванием эмоционально значимых травматических событий, является частным случаем экстремального вытеснения как естественного свойства памяти перемещать воспоминание о травматическом событии в бессознательное. Воспроизведение воспоминания в этом случае возможно в ходе психоаналитического процесса или в гипнозе. Ретроградная амнезия - выпадение памяти на события, предшествующие травме, чаще - черепно-мозговой травме. Антероградная амнезия - выпадение событий, происходящих после стресса или черепно-мозговой травмы. Фиксационная амнезия - забывание текущих событий, в том числе совпадающих с травмой, чаще всего - с событиями текущего дня. Прогрессирующая амнезия характеризуется последовательным разрушением памяти от настоящего к прошлому, при этом события далекого прошлого помнятся лучше, чем события настоящего или ближайшего прошлого. Закон утраты памяти от настоящего к прошлому обозначается законом Рибо. Таким образом происходит нарушение памяти при большинстве органических атрофических расстройств головного мозга, в частности болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Воспроизведение следов памяти может быть нарушено в результате расстройств речи, в этих случаях пациент не может назвать предмет, потому что не помнит, как он называется, но помнит, для чего он нужен (амнестическая афазия).
Скажите что это такое? Предъявляется ключ.
Это... не знаю, что-то не помню.
Но что им делают?
Делают так (поворачивает рукой) - закрывают или открывают.
А это что такое? Предъявляются часы.
Это... не знаю. Им знают время, кажется.
Кроме того, воспроизведение памяти может быть нарушено в результате нарушения узнавания предмета (сенсорная афазия) или нарушения опознавания предназначения (смысла) предметов или явлений (семантическая афазия). Сенсорная и амнестическая афазии характерны для локальных очаговых органических поражений мозга, а семантическая - для шизофрении. Однако существуют аналоги этих психопатологических феноменов в обычной жизни, например, мы можем пользоваться предметами, предназначенными их создателями для иных целей, отличных от тех, с которыми мы их употребляем.
Парамнезии- это процессы искажения воспоминаний, они включают в себя:
- конфабуляции- замещение участков выпавшей памяти фантазиями или фантастическими бредовыми построениями (конфабуляторный бред). В этих случаях пациент рассказывает о якобы совершенных им в прошлом подвигах, достижениях, богатстве или преступлениях.
Вы просите рассказать про события прошлого года. Хорошо. Меня наградили и дали много денег, я их спрятал. Еще вызывали в Кремль и президент сказал: Ну вот, хорошо, что ты, Николай, такой смелый и нас спас, - и поцеловал. Вот и все , что было в прошлом году. Деньги потом я выкопал и купил большой самолет и полетел опять в Москву получать золотую медаль;
- псевдореминисценции- замещение участков нарушенной памяти фрагментом из иного участка прошлого, которое реально происходило с пациентом. Указанное воспоминание напоминает путаницу дат. Сочетание фиксационной амнезии, ретро-, антероградной амнезии с конфабуляциями и псевдореминисценциями типично для синдрома Корсакова;
- криптомнезии- пациенты приписывают себе воспоминания и сведения, полученные от других лиц, из литературных источников. Иногда эти явления называют невольным плагиатом. Характерно для органических расстройств и бреда;
- эхомнезии- ощущение, что происходящее ранее происходило в прошлом, или виделось в сновидениях и далее повторяется. Обычно таким событиям придается сверхценное значение. Характерно для бреда и органических расстройств, в частности, для бредовой интерпретации прошлого;
- палимпсесты- существует двоякое описание указанного симптома. Как кратковременное выпадение памяти при алкогольном токсическом опьянении с сужением сознания и при патологическом аффекте. Другое определение палимпсеста связано с одновременным воспроизведение двух равнозначных воспоминаний, которые приходятся на один и тот же период времени, при этом пациент колеблется, которое из них является существенным и реальным. Отмечается при расстройствах множественной личности, но также наблюдается в ходе психоаналитического процесса.
Кажется, вчера со мной что-то случилось. Но что - точно не знаю. С одной стороны, вроде шел домой и пришел правильно, но почему-то потерял документы и был порван пиджак. Припоминаю что-то, вроде собрались мы с друзьями, потом выпили и я собрался уходить и даже, кажется, ехал на автобусе. Нет, это было в другой раз и не вчера, вчера не мог я на автобусе ехать - там в деревне их нет. Значит, это было не вчера, вчера дошел, видно, пешком.
Внимание - направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относится:
- неустойчивость внимания,которая характеризуется быстрым переключением фиксации внимания, отвлекаемостью, неспособностью долго сосредоточиться на каком-либо деле. Типична при синдромах расторможенности у детей, при гипоманиях и гебефрениях;
- замедленность переключения(ригидность), наиболее часто отмечается у органиков и больных эпилепсией. Пациент не может отвлечься от избранной темы, застревает, вновь и вновь возвращается к ней;
- недостаточная концентрацияхарактерна для астенических состояний и утомления, минимальных расстройств сознания. Внимание носит "плавающий" характер, продолжительная фиксация отсутствует, что выражается в особенностях поведения (рассеянности).
|
Расстройство восприятий, как результат нарушения анализаторной и синтетической деятельности мозга, проявляется в иллюзиях и галлюцинациях.
И л л ю з и и - искаженное ошибочное восприятие реально существующего раздражителя. Различают иллюзии зрительные, слуховые, обонятельные. При зрительных иллюзиях искаженно воспринимается конкретный зрительный образ. Например, висящее пальто принимается за силуэт человека, пятно, тень на стене, рисунок обоев ~ как устрашающие рожи, чудовища. При слуховых иллюзиях, например, произнесенное слово воспринимается как собственное имя. Иллюзии могут наблюдаться у психически здоровых лиц в состоянии утомления, в условиях напряженного ожидания, при наличии чувства страха. Так, например, человек идет мимо кладбища или по темной пустынной улице и звук собственных шагов кажется посторонним. Иллюзии как проявления болезни наблюдаются при интоксикациях и инфекционных заболеваниях, в частности, при алкогольном делирии, при сыпном и брюшном тифах, при туберкулезе, а также при декомпенсированных пороках сердца, в поздних стадиях раковых заболеваний. Нередко иллюзии являются предвестниками острого психоза.
Г а л л ю ц и н а ц и и - мнимое восприятие без реально существующего в данный момент простого или сложного раздражителя. Например, в тишине больной слышит голоса, на гладкой стене видит различные образы, испытывает неприятные запахи при отсутствии таковых раздражителей на самом деле.
Различают галлюцинации зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные или телесные. больной слышит голоса, оклики по имени, угрожающую или приказывающую речь (слуховые галлюцинации), видит толпы людей, зверей, какие-то сменяющиеся сцены (зрительные галлюцинации), испытывает неприятные, реже приятные запахи (обонятельные галлюцинации).
Галлюцинаторные образы часто имеют характер реальных, чувственных образов. Например, больной слышит голос с тончайшими интонациями, по которым с уверенностью определяет, кому он принадлежит - мужчине или женщине, знакомому или постороннему человеку.
Зрительные галлюцинации могут быть отрывочными и единичными, или наоборот, множественными и сложными по содержанию - в виде целых сцен, такие галлюцинации встречаются при алкогольном делирии, острых инфекциях, острых и затяжных заболеваниях внутренних органов, особенно часто они наблюдаются при алкогольной интоксикации.
Слуховые галлюцинации также бывают в виде элементарных звуков и окликов или длительных разговоров с мнимым собеседником, например при алкогольном слуховом галлюцинозе. Слуховые и обонятельные галлюцинации могут наблюдаться при шизофрении. Нередко у больного возникают одновременно слуховые и зрительныe галлюцинации, например при острых инфекциях (тифы) и алкогольной интоксикации.
В отличие от этих галлюцинаций, называемых истинными, с присущим им всеми качествами реально существующего предмета, различают - псевдогаллюцинации, описанные русским ученым В. Х. Кандинским.
При этом больные убеждены в наличии голосов, видений, запахов, возникающих внутри головы. Псевдогаллюцинации оцениваются больными как «сделанные», «внушенные», «вложенные кем-то со стороны».
Так, одна больная уверяла, что слышит голоса, вложенные ей врачами, другой больной говорил, что его языком говорят давно умершие родственники. Псевдогаллюцинации чаще наблюдаются при шизофрении, но могут быть и при инфекционных, сосудистых поражениях головного мозга.
Галлюцинирующие больные обычно не могут оценивать свое состояние как болезненное, так как расстраивается не только восприятие, но и мышление, а следовательно, и критика собственных переживании.
Наблюдая за галлюцинирующими больными, важно тщательно описывать их поведение.
К расстройствам восприятия относятся и психосенсорные расстройства: метаморфопсии - искажение формы и величины окружающих предметов, которые кажутся уменьшенными (микропсии), увеличенными (макропсии) или искаженными. Психосенсорными расстройствами являются и нарушение схемы тела, которые выражаются в ощущении увеличения или уменьшения размеров рук, ног, головы, туловища. Такие расстройства могут наблюдаться при ннфекционных и травматических поражениях головного мозга.
Олигофрени́я — врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом олигофрения составляют в настоящее время 1—3 % всего населения.[источник?]{{#if:||{
Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации» <ref>Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. т.3. Москва, 1989—1990. (стр. 63)</ref>
|
Трудности в диагностике олигофрении могут возникнуть при необходимости ограничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Олигофрению отличают также от деменции — приобретенного слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).
Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.
Имеет три степени: самую тяжёлую — идиотию, среднюю — имбецильность и самую легкую — дебильность.
Специфическая терапия проводится при некоторых видах олигофрении с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при олигофрениях, связанных с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Для стимуляции психической деятельности используют пирацетам, аминалон (гаммалон), а также другие психоактивирующие средства и витамины группы В. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.
В нашей стране с советских времен существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.
Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определенные рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребенок с подобной патологией живет дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребенок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.
В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20--30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребенка, сдать его в специальное учреждение, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребенок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.
Практика показывает, что даже самые «тяжелые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом – обучение ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).
Деме́нция (лат. dementia) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от олигофрении, слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто — в старости.