Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:50, доклад
Память - процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты. Внимание - направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания.
|
По локализации выделяют:
корковую — с преимущественным поражением коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);
подкорковую — с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества));
корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция);
мультифокальную — с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта — Якоба).
Перечень заболеваний, которые могут сопровождаться деменцией [1]:
болезнь Альцгеймера (50 — 60 % всех случаев деменции)
сосудистая (мультиинфарктная) деменция (10 — 20 %)
алкоголизм (10 — 20 %)
внутричерепные объёмные процессы — опухоли, субдуральные гематомы и мозговые абсцессы (10 — 20 %)
аноксия, черепно-мозговая травма (10 — 20 %)
нормотензивная гидроцефалия (10 — 20 %)
болезнь Паркинсона (1 %)
хорея Гентингтона (1 %)
прогрессирующий супрануклеарный паралич (1 %)
болезнь Пика (1 %)
боковой амиотрофический склероз
спиноцеребеллярные дегенерации
офтальмоплегия в сочетании с метахроматической лейкодистрофией (взрослая форма)
болезнь Геллервордена - Шпатца
гашишный психоз, поздние стадии
болезнь Крейтцфельдта — Якоба (1 — 5 %),
СПИД (примерно 1 %),
вирусные энцефалиты,
прогрессирующая мультифокальная лейкоэнцефалопатия,
нейросифилис,
болезнь Бехчета ,
хронические бактериальные и грибковые менингиты;
синдром Гайе — Вернике — Корсакова — недостаточность тиамина (1 — 5 %),
недостаточность витамина В12,
недостаточность фолиевой кислоты,
недостаточность витамина В3, пеллагра;
диализная деменция,
гипо- и гиперфункция щитовидной железы,
тяжёлая почечная недостаточность,
синдром Кушинга,
печёночная недостаточность,
болезни паращитовидных желез,
системная красная волчанка и другие коллагеновые болезни, сопровождающиеся церебральными васкулитами,
рассеянный склероз,
болезнь Уиппла.
o Нарушение абстрактного мышления
o Нарушение критики, обнаруживаемое как неспособность строить реальные планы в отношении окружающих, родственников и вопросов, связанных с работой
o Нейропсихологические симптомы и синдромы: афазия, апраксия, агнозия («три А»), а также нарушение оптико-пространственных функций и конструктивной деятельности.
o Личностные изменения.
Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие. Больше всего страдает память: прогрессирующая и фиксационная амнезия. Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важное на бумаге и т. п. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность. Пример: болезнь Альцгеймера (см. ниже).
Тотальное слабоумие. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности). Причины: локальные атрофические и сосудистые поражения лобных долей мозга. Пример: болезнь Пика (см. ниже).
Классический и наиболее часто встречающийся вариант — атеросклероз сосудов головного мозга. На разных стадиях развития заболевания симптоматика различается.
Начальная стадия. Преобладают неврозоподобные расстройства (слабость, вялость, утомляемость, раздражительность), головные боли, нарушения сна. Появляется рассеянность, дефекты внимания. Появляются аффективные нарушения в виде депрессивных переживаний, недержание аффекта, «слабодушие», эмоциональная лабильность. Заострение черт личности.
На следующих этапах более отчётливыми становятся нарушения памяти (на текущие события, имена, даты), которые могут приобрести более грубые формы: прогрессирующая и фиксационная амнезии, парамнезии, нарушения в ориентировке (синдром Корсакова). Мышление теряет гибкость, становится ригидным, снижается мотивационный компонент мышления.
Т.о., формируется частичная атеросклеротическая деменция по дисмнестическому типу, то есть с преобладанием расстройств памяти.
Относительно редко при церебральном атеросклерозе возникают острые или подострые психозы, чаще в ночное время, в виде делирия с нарушением сознания, бредом и галлюцинациями. Нередко могут возникать хронические бредовые психозы, чаще с параноидальным бредом.
Это первичная дегенеративная деменция, сопровождающаяся неуклонным прогрессированием нарушением памяти, интеллектуальной деятельности и др. высших корковых функций и приводящая к тотальному слабоумию. Начинается после 50 лет. Стадии:
Инициальная стадия. Когнитивные нарушения. Мнестико-интеллектуальное снижение: забывчивость, затруднение в определении времени, ухудшение социальной, в том числе профессиональной, деятельности; нарастают явления фиксационной амнезии, нарушения ориентировки во времени и месте; нейропсихологические симптомы, в том числе афазия, апраксия, агнозия. Эмоционально-личностные нарушения: эгоцентризм, субдепрессивные реакции на собственную несостоятельность, бредовые расстройства. На этом этапе болезни Альцгеймера пациенты критически оценивают свое состояние и пытаются скорректировать нарастающую собственную несостоятельность.
Стадия умеренной деменции. Височно-теменной нейропсихологический синдром; нарастает амнезия; количественно прогрессирует дезориентировка в месте и времени. Особенно грубо нарушаются функции интеллекта (выражено снижение уровня суждений, трудности в аналитико-синтетической деятельности), а также инструментальных его функций (речи, праксиса, гнозиса, оптико-пространственной деятельности). Интересы больных крайне ограничены, нужна постоянная поддержка, уход; не справляются с профессиональными обязанностями. Тем не менее, на этом этапе больные сохраняют основные личностные особенности, чувство собственной неполноценности и адекватное эмоциональное реагирование на болезнь.
Стадия тяжелой деменции. Происходит полный распад памяти, фрагментарны представления о собственной личности. Теперь уже необходима тотальная поддержка (больные не могут соблюдать правила личной гигиены и т. п.). Агнозия достигает крайней степени (по затылочному и лобному типу одновременно). Распад речи чаще по типу тотальной сенсорной афазии.
Встречается реже болезни Альцгеймера, и среди заболевших больше женщин, чем мужчин. Патологический субстрат — изолированная атрофия коры в лобных, реже в лобно-височных отделах мозга. Основные характеристики:
Изменения в эмоционально-личностной сфере: грубые расстройства личности, полностью отсутствует критика, поведение характеризуется пассивностью, аспонтанностью, импульсивностью; грубость, сквернословие, гиперсексуальность; нарушена оценка ситуации, отмечаются расстройства воли и влечений.
Изменения в когнитивной сфере: грубые нарушения мышления; автоматизированные навыки (счёт, письмо, профессиональные штампы и т. д.) сохраняются довольно долго. Расстройства памяти появляются значительно позже, чем изменения личности, и не столь грубо выражены, как при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Системные персеверации в речи и праксисе больных.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.[1] Однако в психологии существует множество других определений.
Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии - это определение вернее)
|
В различных концепциях и отраслях психологии мышление встречается в различных словосочетаниях:
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Понятийное мышление
Интуитивное мышление
Теоретическое мышление
Групповое мышление
Визуальное мышление
Количественное мышление
Абстрактное мышление
Конкретное мышление
Речевое мышление
Эмоциональное мышление
Логическое мышление
Творческое мышление
Продуктивное мышление (см.: Вертгеймер, Дункер)
Алгоритмическое мышление
Альтернативное мышление
Практическое мышление
В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.
Гештальтпсихология в лице Макса Вертгеймера и Карла Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.
Благодаря использованию данных самонаблюдения известных ученых (таких как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре стадии творческого мышления: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта мышления.
1. Ускорение мышления («скачка идей»)
Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т. н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)
Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.