Развитие евгеники и создание евгенестических программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:08, контрольная работа

Описание

Также и любое научное открытие, любая теория, знание имеет в себе два таких начала. Евгеника – кратко, наука о рождении лучших, также претерпела серьезные изменения ее роли и значения во времени. Если сильно не углубляться – евгеника говорит лишь о том, что нет людей равных, у всех разные способности и изучает пути улучшения наследственных свойств, то есть способствует укреплению здоровья общества. Но, стоит только вмешаться человеку, внести свой субъективный фактор, как все переворачивается. В период эпохи Гитлера научное знание обрастает идеями национального фашизма, грубо говоря, только немецкая нация имеет право на существование, она, по определению фюрера: "Самое драгоценное, что есть на Земле". Не отставала в этом плане столь однобокого понимания евгеники и Америка, стерилизующая всех, кто нарушил закон. Именно таким образом, в целом мирное учение, которое имеет место быть и влиять на генофонд от природы, стало топором своеобразного понимания «правосудия» ведущих «палачей» п.п. XX века.

Содержание

Введение
Глава 1. Трансформация евгеники во времени
- определение
- развитие в условиях исторических процессов
- учение Ф.Гальтона
- евгеника в руках мировых держав: Англия и нацистская Германия; расовая гигиена
3. Глава 2. Современное состояние науки
- труд Джона Глэда «евгеника в XXI веке)
4. Вывод
5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

психогенетика реферат.docx

— 32.11 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Удмуртский  государственный университет»

ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра общей психологии 
 
 

Реферат на тему:

Развитие  евгеники и создание евгенестических программ. 
 
 

Выполнила: ст. 0-31гр

Скурыгина А.И.

Проверила: Лобаскова М.М. 
 
 
 

Ижевск 2010г. 

Содержание:

  1. Введение
  2. Глава 1. Трансформация евгеники во времени

    - определение 

    - развитие  в условиях исторических процессов

    - учение Ф.Гальтона

    - евгеника  в руках мировых держав: Англия  и нацистская Германия; расовая  гигиена

          3. Глава 2. Современное состояние науки

           - труд Джона Глэда «евгеника в XXI веке)

    4. Вывод

    5. Список используемой  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение:

     Любое действо человека несет в себе два, противоречивых друг другу, итога  – положительный и отрицательный, выявленный относительно оценки с разных позиций, временных рамок и тому подобного.

     Также и любое научное открытие, любая  теория, знание имеет в себе два  таких начала. Евгеника – кратко, наука о рождении лучших, также  претерпела серьезные изменения ее роли и значения во времени. Если сильно не углубляться – евгеника говорит лишь о том, что нет людей равных, у всех разные способности и изучает пути улучшения наследственных свойств, то есть способствует укреплению здоровья общества. Но, стоит только вмешаться человеку, внести свой субъективный фактор, как все переворачивается. В период эпохи  Гитлера научное знание обрастает  идеями национального фашизма, грубо говоря, только немецкая нация имеет право на существование, она, по определению фюрера:  "Самое драгоценное, что есть на Земле". Не отставала в этом плане столь однобокого понимания евгеники и Америка, стерилизующая всех, кто нарушил закон. Именно таким образом, в целом мирное учение, которое имеет место быть и влиять на генофонд от природы, стало топором своеобразного понимания «правосудия»  ведущих «палачей» п.п. XX века.

     Человеческий фактор, исторические условия и временные рамки,  способны к кардинальному изменению и пониманию разного рода важных аспектов общественной жизни, среди которых оказалась и евгеника.

     В данной работе будет рассмотрен процесс  становления и развития научного знания во времени и  отражена трансформация  от «науки – лекаря» к «науке – палачу», а также показано современное  состояние евгеники. Цель реферата – дать четкое определение евгеники, как науки и выявить основные моменты развития и влияния на социум, в процессе анализа переосмысления  идей во временном пространстве.

Глава 1. Трансформация евгеники во времени.

     Проанализировав ряд работ, можно сформулировать определение так:

     Евгeника — форма социальной философии, своеобразная наука, учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В основе евгеники – постулат о том, что нет людей равных.

     Основная  идея: для размножения и продолжения  человеческого рода выбираются наиболее приспособленные к жизни особи, лидирующие, по сравнению с другими  по многим показателям – физическим, физиологическим, репродуктивным, и  интеллектуальным.

     Теория  естественного отбора Дарвина, по сути, всего лишь закрепила в научном  мире природный факт отбора более  жизнеспособных, действующий еще 40 тыс. лет назад – с момента  появления первых людей. В ряду поколений закрепляется совокупность благоприятных приспособлений и улучшений организма к факторам окружающей среды и межвидовой конкуренции. Вот она – евгеника в действии.

     Евгеника  созвучна по своим идеям селекции. Ещё в древности люди научились  брать семена только от самых красивых и/или плодовитых растений. Скотоводческие народы применяли методы селекции для  выработки оптимальных пород  домашних животных. Накопленный селекционерами древности опыт, позволил применить  все достижения селекций той эпохи  и на человеческом обществе.

     Платон  писал, что не следует растить  детей с дефектами, или рождённых  от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

     Таким образом, нельзя сказать, что евгеника появилась только с Гальтоном, нет, она также, как и естественный отбор,  по сути, его составляющая, имеет природное начало.

     Тем не менее, научный окрас евгеники придал именно Фрэнсис Гальтон. (1822 — 17 января 1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики. Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина, почему, можно сказать,  евгеника напрямую относилась к их семье.

     Его книга "Наследственный гений, его  законы и следствия" вышла в 1869 году. В русском сокращенном переводе-1875 года она называлась "Наследственность таланта, ее законы и последствия" 1. Книга была написана под сильнейшим впечатлением от "Происхождения  видов" Чарльза Дарвина (1859) и содержала  основные положения и принципы евгеники, которую теперь называют классической. Впервые эти идеи он изложил в1865 году в статье "Наследственный талант и характер". В этой же работе он ввел термин "евгеника".

     "Теория  наследственности таланта, хотя  к ней обыкновенно относятся  с недоверием, находила себе защитников  и между прежними писателями, и между новейшими. Но я объявляю  притязание на то, что я первый  пытался разработать этот предмет  статистически, пришел к таким  результатам, которые могут быть  выражены цифрами, и применил  к изучению наследственности  закон отклонения от средних  величин"2.

     Он  утверждал, что интеллектуальные способности  наследуются так же, как физические, что "качество" потомства определяется и отцом, и матерью. Следовательно, подбором родительских пар можно  превратить высокий интеллект из случайного качества в постоянное. Необходимость селекции он обосновывал тем, что цивилизация предъявляет все более высокие требования к умственным способностям людей ("порода наша изнемогает от этих требований"), тогда как многие "общественные факторы" постепенно ведут к вырождению человеческой "породы". Он писал: "Мне кажется, что для благоденствия будущих поколений совершенно необходимо поднять настоящий уровень способностей"3.

            Используя статистические методы, Гальтон ввел 14 степеней природной даровитости и сравнил различные расы, в частности, "негрскую" с англосаксонской в отношении тех качеств, "которые производят судей, государственных людей, полководцев,писателей, ученых, поэтов, художников и богословов"5. Он пришел к выводу, что разница между этими расами составляет не менее трех степеней, причем только одну из них можно приписать "туземному образованию", две же другие — различию в природных дарованиях. Поэтому, делает он вывод, евгеника должна содействовать размножению рас, наиболее способных мыслить и подниматься по ступеням высокой цивилизации, вместо того чтобы "оказывать помощь слабым и задерживать размножение сильных и энергичных личностей"6.

             Дарвин высоко оценил работу  Гальтона. Он, в частности, писал: "Я склонен согласиться с мнением Фрэнсиса Гальтона, что обучение и среда оказывают лишь слабое влияние на ум любого человека и что большинство наших качеств прирожденно"7.       Для популяризации своих евгенических идей Гальтон создал модель утопического государства, основанную на "научном" контроле населения. Лица, не выдержавшие "экзамена", содержатся государством до тех пор, пока соблюдают запрет на потомство. Нарушителей запрета вынуждают эмигрировать из страны. Принудительной сегрегации подлежат только душевно больные, дабы оградить от них остальных граждан.

     Такие меры, считал Гальтон, превратят искусственный отбор в достойный противовес действию цивилизации: 'То, что природа делала слепо, медленно и жестоко, следует делать прозорливо, быстро и мягко"8.

     Источником  сведений о состоянии наследственного  здоровья стали биометрические исследования, проводившиеся Гальтоновской лабораторией в Лондоне.        Ортодоксальная евгеника, взявшая на вооружение биометрический метод, исходила из положения, что подобное рождается подобным, что подбором родителей по фенотипу можно существенно изменить состав популяции. Позже это стало причиной многочисленных противоречий между генетикой и евгеникой. В частности, в 1927 году на Берлинском конгрессе один из докладчиков, Р. Пирл, показал, что 95% выдающихся личностей имели фенотипически средних (или даже ниже среднего) родителей, которые при евгеническом режиме не получили бы "лицензию" на потомство, и многие из "ценных особей" попросту не появились бы на свет. Интересно, что в своих исследованиях он опирался на тот же источник, что и Ф. Гальтон — на Британскую энциклопедию.

     Стали возникать общества евгеников, в которые входили известнейшие ученые и общественные деятели. По их мнению, человечество не может более игнорировать тот факт, что ход эволюции “гомо сапиенс” нарушен. Выживают теперь вовсе не сильнейшие и не умнейшие, и что надо сознательно подходить к до сих пор хаотическому размножению людей. Евгеники стали пропагандировать идею о прикладной генетике в человеческих популяциях.

     Не  смотря на возникшие трудности, евгеника приобрела популярность и широко использовалась в США и нацистской Германии с ярко отрицательной окраской, на мой взгляд.

            Программа расовой гигиены доктора  Мьоена из Норвегии увидела свет в 1908 году. Она состояла из трех частей: негативных, позитивных и предупредительных евгенических процедур. Отрицательная расовая гигиена предусматривала сегрегацию и стерилизацию. Сегрегации подлежали слабоумные, эпилептики и вообще физически и духовно пораженные лица; та же мера рекомендовалась в качестве обязательной для пьяниц, "привычных преступников", профессиональных нищих и всех, кто отказывается работать.

     Наиболее  полное отражение борьба с вырождением  нашла в английской программе  практической евгенической политики 1925 года, поражающей своей эклектичностью. К примеру, пара пунктов этой программы  уже скачет о многом:

     • Ограничить размеры семьи малопригодных  родителей

     • Пресечь размножение безнадежно дефективных индивидов путем  сегрегации или стерилизации

     • Поощрять "ценные роды", внушать  им, что ограничение деторождения ведет к их быстрому уничтожению.

     • Вести контроль зачатий по определенным медицинским показаниям (для необходимого промежутка между детьми, для предупреждения « серьезных наследственных дефектов) или из экономических соображений (бедность родителей, когда ребенок  не может получить даже минимального образования; низкий жизненный уровень  семьи).

     Доминирует  сплошная идея «голубой крови». 

             Особую проблему для евгенического  движения начала XX века представляла пропаганда "отстранения" определенных категорий граждан от участия в размножении. Наибольшее неприятие вызывал вопрос о стерилизации. Именно он наиболее активно дискутировался в 20-х годах, поскольку евгенисты считали стерилизацию самой гуманной и единственно действенной с точки зрения их задач мерой.

     Окончательное отвращение общественности от идеи усовершенствования человеческой породы произошло после  полномасштабных акций по эвтаназии  неполноценных. В Германии, где евгеника стала частью официальной идеологии правящего национал-социалистского режима, были приняты законы, по которым в 1939-1942 годах проводилась такая эвтаназия - практика прекращения (или сокращения) жизни человека (уместно не продолжила дальнейшее цитирование определения термина, так как в данном случае лишали жизни даже представителей «неугодной» нации – в первую очередь евреев и цыган).

     Нацистская  расовая политика, были основана на сложной евгенической программе, препятствующей вырождению высшей арийской нации, которая  включала пять пунктов:

     1. Программа эвтаназии «Т-4» —  уничтожение психических больных,  и вообще больных более 5 лет,  как нетрудоспособных, а, соответственно, не способных помочь становлению Третьего Рейха.

     2. Уничтожение гомосексуалистов, как  недееспособных лиц и лиц, не  способных к размножению. 

Информация о работе Развитие евгеники и создание евгенестических программ