Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:46, реферат

Описание

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков…………………………………………………………………………5
2 Особенности развития мышления подростков………………………………22
3 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте…………...32
Заключение……………………………………………………………………….35
Литература………

Работа состоит из  1 файл

Молостова.docx

— 64.09 Кб (Скачать документ)

Итак, в исследовании особенностей развития и диагностики мышления детей в подростковом возрасте следует  применять особый подход, особые методы и методики. Главным образом, это  объясняется тем, что уже не дети, но ещё не взрослые, и их психический  мир очень сложен.

 

 

 

Заключение

По мере формирования теоретического мышления подросток всё больше научается  осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает особенно переходить от единичного через особенное к  всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в  них, от одного определения сущности ко всё более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи её различных моментов, сторон её сущности. Точнее подросток не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Именно поэтому нам представилось особенно важным выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в этом возрасте.

При достижении поставленной цели мы использовали следующие теоретические  задачи, которые решались в первой главе: рассмотреть мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков, определить особенности развития и диагностики мышления у детей в подростковом возрасте. В подростковом возрасте усиливается независимость детей от взрослых людей. Подростки гораздо менее, чем младшие школьники податливы внешнему воздействию со стороны родителей и учителей.

 

В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации  обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т. п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий подростки должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения. Результаты исследования показывают, подростки успешнее выполняют задания, требующие пространственных умений, т. е. у них преобладает практически-действенное и образное мышление. Однако, установлено, что развитие мышления сопровождается умением соотношения его видов – от практически-действенного и образного к понятийному, теоретическому. В развитии мышления у подростков используют умение управлять определёнными этапами мышления.

 
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка – М. , 1994
  2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М. , 1979
  3. Гальперин П. Я. Введение в психологию - М. , 2000
  4. Крайг Г. Психология развития. – Питер, 2000
  5. Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М. , 1998
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. , 1999
  7. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. – Т. 3. – М. , 1991
  8. Подласый И. П. Педагогика. – М. , 1996
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М. , 1989
  10. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М. , 1984

 


Информация о работе Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте