Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, дипломная работа
Цель дипломной работы изучить, и рассмотреть этапы развития мышления детей дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие мышления детей дошкольного возраста дошкольного возраста.
Предмет исследования – этапы развития детского мышления в исследованиях известных психологов
Гипотеза – интеллектуальное развитие детей можно разделить на этапы, имеющие определенные схожие признаки, и проявления
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
Если смотреть на это понятие с точки зрения психологии, то могут появиться и другие определения данного термина:
Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет
Процесс развития детского мышления можно условно разделить на этапы, имеющие определенные схожие черты, и схоже проявляющиеся в определенном возрасте.
Это обусловлено
не только физиологическими. или социальными
особенностями организма ребенка на начальном
периоде жизни, но и его взаимодействием
с окружающим миром, которое меняется
переломным образом на разных этапах жизни.
Цель дипломной работы изучить, и рассмотреть этапы развития мышления детей дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие мышления детей дошкольного возраста дошкольного возраста.
Предмет исследования – этапы развития детского мышления в исследованиях известных психологов
Гипотеза – интеллектуальное развитие детей можно разделить на этапы, имеющие определенные схожие признаки, и проявления
Мышление
— процесс моделирования
Если смотреть на это понятие с точки зрения психологии, то могут появиться и другие определения данного термина:
Например
— высший этап обработки информации
человеком или животным, процесс
установления связей между объектами
или явлениями окружающего
В
патопсихологии и нейропсихологии
мышление относят к одной из высших
психических функций. Оно рассматривается
как деятельность имеющая мотив,
цель, систему действий и операций,
результат и контроль.
По
С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный
процесс является актом, направленным
на разрешение определенной задачи, постановка
которой включает в себя цель и
условия. Мышление начинается с проблемной
ситуации, потребности понять. При
этом решение задачи является естественным
завершением мыслительного процесса,
а прекращение его при недостигнутой цели
будет воспринято субъектом как срыв или
неудача. С динамикой мыслительного процесса
связано эмоциональное самочувствие субъекта,
напряженное в начале и удовлетворенное
в конце.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — именно это определение вернее)
Следовательно,
развитие мышления – это необратимый
закономерный процесс, направленный на
изменение сознания, и совершенствование
процесса мышления.
В процессе развития принято выделять определенные этапы, которые имеют характерные черты, или особые свойства.
Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами.
На
протяжении раннего детства происходит
постепенный переход от наглядно-действенного
к наглядно-образному мышлению, которое
отличается тем, что действия с материальными
предметами здесь заменяются действиями
с их образами. Внутреннее развитие
мышления в свою очередь идет по двум основным
направлениям: развитие интеллектуальных
операций и формирование понятий. К концу
дошкольного периода у ребенка хорошо
развита речь, он уже владеет абстрактными
понятиями и может самостоятельно обобщать.
Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит
переход на следующую ступеньку развития
мышления – оно становится словесно-логическим.
Речь позволяет мыслить не образами,
а понятиями, структурировать и обозначать
информацию, полученную с помощью органов
чувств.
Уже
в 3-4 года ребенок пытается классифицировать
известные предметы, например: и
яблоко, и груша – фрукты, и
стул, и стол – мебель. Он часто
сопровождает свои действия комментариями,
задает бесконечное множество
Дети
способны оценить настоящую величину
объекта (десятиэтажный дом на горизонте
не кажется им крошечным). У них формируются
причинно-следственные связи, общие характеристики
явлений и предметов. Они способны производить
действия без опоры на образы. Но, как
бы нам, взрослым – родителям и педагогам
– не казалось совершенным словесно-логическое
мышление, не стоит торопиться и формировать
его у дошкольника искусственно. Если
ребенку не дать полностью насладиться
игрой с образами, учить его мыслить логически
в период, когда он еще не готов к этому,
результат получается прямо противоположный.
Предельно схематическое, слабое мышление,
формализм и безынициативность встречаются
как раз у тех детей, которые прошли серьезную
школу "раннего развития", как теперь
модно называть механическое обучение
малышей. В том возрасте, когда мозг готов
оперировать яркими образами, ему подносили
сухие схемы, не давая насладиться
всем богатством красок, вкусов и запахов
этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок
обязательно пройдет все стадии развития
мышления, пусть же каждая из них даст
ему все, что возможно только в определенный
период.
Становление
мышления можно разделить на две
стадии: допонятийную, и понятийную.
Дети
дошкольного возраста способны обладать
только допонятийной стадией мышления.
При объяснении каких –либо явлений,
или событий при понятийном образе
мышлений ребенок оперирует только знакомыми
терминами. и словами, и стремится свести
всё к абсолютным, знакомым ему вещам.
Основную роль в допонятийной стадии мышления играет память ребенка.
Изучая допонятийное
мышление невозможно не выделить, что
основной его особенностью является эгоцентризм,
так как именно он обуславливает многие
особенности детского мышления.
Вследствие
эгоцентризма ребенок до 5 лет не
может посмотреть на себя со стороны,
не может правильно понять ситуации,
требующие некоторого отрешения от собственной
точки зрения и принятия чужой позиции.
Эгоцентризм обусловливает такие особенности
детской логики, как:
1) нечувствительность к противоречиям,
2) синкретизм (тенденция связывать все со всем),
3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее)
4)
отсутствие представления
о сохранении количества.
При
нормальном развитии наблюдается закономерная
замена мышления допонятийного, где
компонентами служат конкретные образы,
мышлением понятийным (абстрактным),
где компонентами служат понятия и применяются
формальные операции. Понятийное же мышление
приходит не сразу, а постепенно, через
ряд промежуточных этапов, и формируются
лишь в юношеском возрасте.
Этапы
развития стадий мышления
детей дошкольного возраста
1. Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года)
Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.
В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.
На
начальной стадии развития ребенка
такое манипулирование
2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
дети в период раннего дошкольного возраста 3-4 (года)
Следующий вид
мышления, появляющийся в онтогенезе,
– наглядно-образное мышление. Для
этого вида характерна уже опора на
образы предметов, на представления об
их свойствах. Человек представляет себе
ситуацию, представляет изменения, которые
хочет получить, и те свойства объектов,
которые позволят ему в ходе деятельности
прийти к желаемому результату. В этом
виде мышления действие с образом предметов
и ситуаций предшествует реальным действиям
в предметном плане. Человек, решая задачу,
анализирует, сравнивает, обобщает различные
образы. Образ может заключать в себе разностороннее
видение предмета. Поэтому данный вид
мышления дает более полное представление
о свойствах предмета, чем наглядно-действенное
мышление.
Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются у детей в дошкольном возрасте – от 4 до 7 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.
3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Дети в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
Переход на понятийную
стадию сопряжен с формированием следующего
вида мышления – словесно-логического.
Оно представляет собой наиболее поздний
этап развития мышления в фило-и онтогенезе.
Словесно-логическое мышление – вид мышления,
осуществляемый при помощи логических
операций с понятиями. Понятия же формируются
на основе языковых средств. Предтечей
словесно-логического мышления является
внутренняя речь. Дети примерно до 5 лет,
даже когда играют в одиночестве, проговаривают
вслух все свои действия, описывают манипуляции.
Ближе к школьному возрасту у них формируется
способность к внутренней речи – они уже
не проговаривают вслух, а продумывают
последовательность своих действий, т.
е. они начинают мыслить не при помощи
наглядных образов, а при помощи слов,
что является основой для формирования
понятий. Однако развитие словесно-логического
вида мышления вовсе не означает, что предшествующие
виды перестают развиваться или даже совсем
исчезают. Они продолжают развиваться
и совершенствоваться под влиянием словесно-логического
мышления. И во взрослом возрасте присутствуют
все три вида. Существуют многие сферы
деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное
или наглядно-образное мышление. Например,
в работе конструктора не обойтись без
развитого наглядно-действенного вида
мышления, а в творчестве художника или
писателя – без наглядно-образного.
Наглядно
– действенное
мышление ребенка
Мышление
в раннем детстве принято называть
наглядно-действенным. Примерно в двухлетнем
возрасте у ребенка проявляется
внутренний план действий, но на протяжении
всего раннего детства важной основой
и источником интеллектуального развития
остается предметная деятельность,так
как зрительное восприятие ребенка еще
не совершенно, его возможности, по сравнению
со зрением взрослого человека, несколько
ограничены. Ребенок не понимает перспективы
– ему кажется, что если высотный дом еле
виден на горизонте, то он очень маленький.
Он еще не всегда может понять трехмерность
вещей. Ребенок не понимает зрительных
иллюзий – например, хочет дойти до горизонта
или потрогать радугу. Изображение
для него – особое состояние предмета,
он не верит, что изображенное не существует
на самом деле. В этом детское восприятие
напоминает первобытного человека. Увидев
злого персонажа в книге сказок, ребенок
закрывает от него руками «доброго молодца»,
и так далее. Все, что ребенок видит, он
хочет потрогать, подействовать с этим
предметом, испытать его. И чем больше
действий он совершает с вещью, тем лучше
воспринимает ее свойства. Тем лучше работает
у него не только двигательный и осязательный,
но и зрительный канал восприятия.
Информация о работе Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет