Развитие и познавательная деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:39, контрольная работа

Описание

Проблема развития человека актуальна для исследования, так как в ходе общения и познания обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.

Цель данной работы – проанализировать роль общения и познавательной деятельности в развитии личности.

Содержание

1. Введение 3

2. Общение 4

2.1 Понятие общения. 4

2.2 Роль общения в развитии личности 5

3. Познавательная деятельность человека. 8

3.1 Формы чувственного познания 8

3.2 Формы рационального познания 11

3.3 Социальные формы познавательной деятельности 14

4. Заключение 19

5. Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

ПиП Реферат.docx

— 45.52 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирская  академия государственной службы» 

Кафедра: психологии и педагогики

Факультет: юридический 

Контрольная работа

по  дисциплине психология и педагогика

на  тему

«Развитие и познавательная деятельность человека» 

                Выполнил: студент группы 10013

                Кнутарев  К. С. 

                Проверил:

                Ст. преподаватель

                зам. зав. кафедры психологии

                Кушнерова Ю. Ю. 

Новосибирск 2010 

Оглавление

1. Введение 3

2. Общение 4

2.1 Понятие общения. 4

2.2 Роль общения в развитии личности 5

3. Познавательная деятельность человека. 8

    3.1 Формы чувственного познания 8

    3.2 Формы рационального познания 11

    3.3 Социальные формы познавательной деятельности 14

4. Заключение 19

5. Список литературы 20

  1. Введение

     Человек – это биосоциальное существо. Прежде всего, он развивается в социуме. Основным средством для его развития служит общение и познавательная деятельность.

     Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи  развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Свойства личности, которые со временем проявятся у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает взрослый человек, изначально присущи людям, с которыми этот ребенок или этот взрослый человек лично общаются.

     Проблема  развития человека актуальна для исследования, так как в ходе общения и познания обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.

     Цель  данной работы – проанализировать роль общения и познавательной деятельности в развитии личности.

  1. Общение
  1. Понятие общения.

     Общение в разных науках определяется по-разному. В философии это специфический для субъектов взаимных отношений способ бытия человека, во взаимосвязях с другими людьми. В психологии это обмен мыслями, совершаемыми посредством языка. В обществознании это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, суждениями, оценками, чувствами. 1Я считаю, что общение следует понимать как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями, чувствами, действиями посредством языка и знаковых средств. Наиболее объемно понятие «общение» представила Л.П.Буева: «общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности». Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Не зря психологи советуют родителям общаться с детьми в раннем возрасте как можно больше.

     Конечно, одной из важнейшей задач общения  является развитие личности. Предлагаю рассмотреть данный аспект более подробно.

  1. Роль  общения в развитии личности
 

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к «научению», человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. 2

     Например, если маленького ребенка лишить возможности  общения с другими людьми, то это  в значительной степени задержит его психическое развитие, а в  случае очень больших ограничений  могут произойти необратимые  изменения. Классический пример мы наблюдаем  из литературы: Маугли, мальчик, лишенный общения с людьми, не может адаптироваться в социуме. Ребёнок приобретает  свои человеческие, психические и  поведенческие качества исключительно  через общение, в большей степени  с взрослыми людьми. Именно речевое  общение отличает человека от животных.

     Благодаря невербальному общению человек  получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 – 3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных  возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к  межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека.

     В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется  в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в  общении, но и формируется в нем. Так в раннем детстве, черты характера  складываются под влиянием того, как  взрослые люди общаются с ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние  общение ребенка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

     Воля  также развивается под воздействием общения с другими людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и  желанием добиться цели, которые сознательно  направляются взрослым человеком и  стимулируют ребенка на преодоление  препятствий. Для того, чтобы повторить  связанные с этими стимулами  приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом  организованное общение взрослых с  ребенком становится фактором, под  воздействием которого развивается  воля ребенка.

     Чувства, проявляемые в межличностном  общении, формируются и развиваются  под влиянием общения с людьми.. Так, например, эстетические чувства передаются человеку от людей, понимающих прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.

     Мотивы  и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении  с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения  можно представить себе следующим  образом.

     Стремясь  стать похожим на значимых для  него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек  принимает для себя наблюдаемое  поведение. В конечном счете, мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения. 3

  1. Познавательная  деятельность человека.

     Анализируя  познавательную деятельность человека, философы издавна стали различать  две основные формы, в которых  ее результаты выражаются в сознании: наглядные образы и абстрактные мысли.

     Указанным двум формам выражения знаний соответствуют  и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

     чувственное познание — процесс возникновения  наглядных образов и оперирования ими;

     рациональное  познание — процесс формирования и развития абстрактных мыслей.

  1. Формы чувственного познания
 

     К формам чувственного познания относят  три основных типа наглядных образов: ощущения, восприятия, представления.

     Ощущение  — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его  воздействии на органы чувств.

     Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое  и гладкое. Это — осязательное ощущение. Психологи насчитывают  около 20 различных видов ощущений, отражающих воздействия внешней  и внутренней среды на организм человека. К внешним ощущениям относятся  зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним — чувство голода, жажды, болевые  ощущения от внутренних органов и  пр.

     Вся исходная информация о мире поступает  в человеческое сознание через ощущения. Конечно, человеческие органы чувств способны уловить далеко не все свойства действительности. Но с помощью приборов человек  расширяет свои природные возможности  и делает доступным для своих  органов чувств то, что непосредственно  он ощущать не может. Поэтому наличие  границ чувствительности не является непреодолимой преградой для  познания мира.

     Восприятие  — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.

     Восприятие  является результатом сложной психической  деятельности, синтезирующей различные  ощущения в одно целое (правда, некоторые  психологи резонно отмечают, что между ощущением и восприятием не удается провести четкой границы). Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются наши интересы, чувства, настроения, желания, имеющийся опыт.

     Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

     Содержание  представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления  опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения  позволяет человеку создавать в  уме новые образы, способные значительно  отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых  образов всегда служат чувственные  данные, взятые из прошлых восприятий.4

     Представление о крылатом коне Пегасе — продукт  фантазии, ему не соответствует никакой  объект действительности. Однако Пегас  «сконструирован» из образов, источником которых являются восприятия реальных лошадей и крыльев.

Информация о работе Развитие и познавательная деятельность человека