Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:39, контрольная работа
Проблема развития человека актуальна для исследования, так как в ходе общения и познания обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.
Цель данной работы – проанализировать роль общения и познавательной деятельности в развитии личности.
1. Введение 3
2. Общение 4
2.1 Понятие общения. 4
2.2 Роль общения в развитии личности 5
3. Познавательная деятельность человека. 8
3.1 Формы чувственного познания 8
3.2 Формы рационального познания 11
3.3 Социальные формы познавательной деятельности 14
4. Заключение 19
5. Список литературы 20
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Сибирская
академия государственной службы»
Кафедра: психологии и педагогики
Факультет:
юридический
Контрольная работа
по дисциплине психология и педагогика
на тему
«Развитие
и познавательная деятельность
человека»
Выполнил: студент группы 10013
Кнутарев
К. С.
Проверил:
Ст. преподаватель
зам. зав. кафедры психологии
Кушнерова
Ю. Ю.
Новосибирск
2010
Оглавление
1. Введение 3
2. Общение 4
2.1 Понятие общения. 4
2.2 Роль общения в развитии личности 5
3. Познавательная деятельность человека. 8
3.1 Формы чувственного познания 8
3.2 Формы рационального познания 11
3.3 Социальные формы познавательной деятельности 14
4. Заключение 19
5. Список литературы 20
Человек – это биосоциальное существо. Прежде всего, он развивается в социуме. Основным средством для его развития служит общение и познавательная деятельность.
Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Свойства личности, которые со временем проявятся у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает взрослый человек, изначально присущи людям, с которыми этот ребенок или этот взрослый человек лично общаются.
Проблема развития человека актуальна для исследования, так как в ходе общения и познания обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.
Цель данной работы – проанализировать роль общения и познавательной деятельности в развитии личности.
Общение в разных науках определяется по-разному. В философии это специфический для субъектов взаимных отношений способ бытия человека, во взаимосвязях с другими людьми. В психологии это обмен мыслями, совершаемыми посредством языка. В обществознании это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, суждениями, оценками, чувствами. 1Я считаю, что общение следует понимать как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями, чувствами, действиями посредством языка и знаковых средств. Наиболее объемно понятие «общение» представила Л.П.Буева: «общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности». Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Не зря психологи советуют родителям общаться с детьми в раннем возрасте как можно больше.
Конечно, одной из важнейшей задач общения является развитие личности. Предлагаю рассмотреть данный аспект более подробно.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к «научению», человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. 2
Например, если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это в значительной степени задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Классический пример мы наблюдаем из литературы: Маугли, мальчик, лишенный общения с людьми, не может адаптироваться в социуме. Ребёнок приобретает свои человеческие, психические и поведенческие качества исключительно через общение, в большей степени с взрослыми людьми. Именно речевое общение отличает человека от животных.
Благодаря
невербальному общению человек
получает возможность психологически
развиваться еще до того, как он
усвоил и научился пользоваться речью
(около 2 – 3 лет). Кроме того, само по
себе невербальное общение способствует
развитию и совершенствованию
В
совместной деятельности с людьми,
то есть в общении с ними, вырабатывается
индивидуальный стиль деятельности
отдельного человека. Характер проявляется
в его поступках, рассчитанных на
определенное воздействие на людей.
Характер не только проявляется в
общении, но и формируется в нем.
Так в раннем детстве, черты характера
складываются под влиянием того, как
взрослые люди общаются с ребенком.
В подростковом возрасте на формирование
характера начинают оказывать влияние
общение ребенка со сверстниками.
В старших классах школы
Воля
также развивается под
Чувства, проявляемые в межличностном общении, формируются и развиваются под влиянием общения с людьми.. Так, например, эстетические чувства передаются человеку от людей, понимающих прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.
Мотивы и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения можно представить себе следующим образом.
Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете, мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения. 3
Анализируя познавательную деятельность человека, философы издавна стали различать две основные формы, в которых ее результаты выражаются в сознании: наглядные образы и абстрактные мысли.
Указанным двум формам выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:
чувственное
познание — процесс возникновения
наглядных образов и
рациональное познание — процесс формирования и развития абстрактных мыслей.
К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: ощущения, восприятия, представления.
Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.
Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое и гладкое. Это — осязательное ощущение. Психологи насчитывают около 20 различных видов ощущений, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм человека. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним — чувство голода, жажды, болевые ощущения от внутренних органов и пр.
Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. Конечно, человеческие органы чувств способны уловить далеко не все свойства действительности. Но с помощью приборов человек расширяет свои природные возможности и делает доступным для своих органов чувств то, что непосредственно он ощущать не может. Поэтому наличие границ чувствительности не является непреодолимой преградой для познания мира.
Восприятие — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.
Восприятие
является результатом сложной
Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.
Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых образов всегда служат чувственные данные, взятые из прошлых восприятий.4
Представление о крылатом коне Пегасе — продукт фантазии, ему не соответствует никакой объект действительности. Однако Пегас «сконструирован» из образов, источником которых являются восприятия реальных лошадей и крыльев.
Информация о работе Развитие и познавательная деятельность человека