Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:39, контрольная работа
Проблема развития человека актуальна для исследования, так как в ходе общения и познания обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.
Цель данной работы – проанализировать роль общения и познавательной деятельности в развитии личности.
1. Введение 3
2. Общение 4
2.1 Понятие общения. 4
2.2 Роль общения в развитии личности 5
3. Познавательная деятельность человека. 8
3.1 Формы чувственного познания 8
3.2 Формы рационального познания 11
3.3 Социальные формы познавательной деятельности 14
4. Заключение 19
5. Список литературы 20
Известно,
что свидетели происшествия или
преступления могут очень сильно
расходиться в своих
По собственному опыту каждый знает, что какое-либо представление, возникающее в сознании, нередко вызывает появление других представлений, затем третьих и т. д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом. Такие комбинации называются ассоциациями.
Ассоциация — связь между образами, при которой возникновение одних из них влечет за собой появление других.
Существуют
психологические
Рациональное познание осуществляется с помощью логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискурсивным и т. п.). С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить.
Например, можно мыслить о бесконечности, многомерном пространстве, непрерывных функциях, не имеющих производной ни в одной точке и т. д., но нельзя наглядно представить, как «выглядят» эти предметы мысли: они по природе своей ненаглядны (являются «ненаглядными объектами»); их можно лишь обозначить условными символами.
Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.
Слово «понятие» происходит от глагола «понимать». В понятиях выражается понимание сущности предметов, достигнутое на определенном уровне их познания.
Понятие — это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки.
Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия — это признаки, которые в нем мыслятся. Давая определение понятия, необходимо указать существенные признаки предмета, необходимые и достаточные для отличия его от всех других. Объем понятия — это совокупность предметов, обладающих этими признаками. Различают понятия единичные, объем которых состоит из одного предмета («Африка», «первый космонавт», «Солнце»), и общие, объем которых может включать в себя множество предметов («город», «космонавт», «звезда»).
Понятие
— это элементарная «клеточка» логического
мышления. Но отдельными, изолированными
друг от друга понятиями люди никогда
не мыслят. В мыслительных процессах
понятия употребляются в
Суждение — это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается.
Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых). Структура простого суждения выражается формулой S — Р, где S есть субъект суждения — понятие о предмете, о котором идет речь; Р есть предикат суждения — понятие, выражающее то, что о предмете утверждается или отрицается; а символом «—» обозначена логическая связка, которая характеризует отношение между S и Р и может быть либо утвердительной (если предикат приписывается субъекту), либо отрицательной (в противоположном случае). Например, в суждении «Земля не является центром Солнечной системы» субъект — «Земля», предикат — «центр Солнечной системы», а «не является» — связка (отрицательная). В русском языке обычно утвердительная связка явно не формулируется, а лишь подразумевается (например, в суждении «собака — друг человека» подразумевается утвердительная связка).5
Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.
Умозаключение — это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения.
Рассмотрим логическую структуру умозаключений.
Ниже
в левом столбце приведены умозаключения
«а» и «b», а в правом изображены их логические
структуры, соответственно обозначенные
буквами «А» и «В».
(a) | Ртуть
– жидкость
Ртуть - металл |
(A) | M –
P
M - S |
Некоторые металлы - жидкость | Некоторые - S - P | ||
(b) | Железо
электропроводно.
Медь электропроводна. Золото электропроводно. Ртуть электропроводна. Железо, медь, золото, ртуть - металлы |
(B) | S1
- P
S2 – P …. Sn – P S1, S2, … Sn - S |
Все металлы электропроводны. | Все S - P |
Суждения над чертой называются посылками, а суждение под чертой — выводом или заключением.
В случае (а) вывод вытекает из посылок с логической необходимостью.
Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным.
Если
посылки истинны, логически правильное
дедуктивное умозаключение
В случае (b) умозаключение является не дедуктивным: в нем вывод следует из посылок не с необходимостью, а лишь с большей или меньший вероятностью. Вывод здесь не обязательно истинен, а лишь правдоподобен. Но зато он имеет более общий характер, чем посылки.
Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее, называется индуктивным.
Индукция позволяет обобщать имеющиеся знания. Однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными.
Кроме
приведенных выше форм умозаключений
существует множество других видов
дедуктивных и индуктивных
В мышлении дедукция и индукция взаимно дополняют друг друга.
Познавательная деятельность индивидов всегда опирается на сложившиеся в обществе нормы и традиции. Появляясь на свет, индивид застает их уже «готовыми» и в процессе социализации приобщается к ним. Поэтому развитие человеческих знаний протекает в исторически обусловленных социальных формах.
Система социальных форм познания начинает складываться с возникновением культуры. На ранних стадиях развития общества познавательная деятельность людей была «вплетена» в практическую деятельность и не отделялась от последней. Исторически первоначальными формами такого «вплетенного» в практику познания были:
обыденно-практическое познание, органически включенное в повседневные житейские дела;
игровое познание, т. е. познание, происходящее в ходе игр, как детских, так и взрослых;
мифологическое познание, выполнявшее важную роль в организации поведения людей.
Зародившись
в далеком прошлом, обыденно-практическое
познание продолжает существовать на
всех последующих стадиях развития
общества. Его наиболее важные разновидности
— познание вещей и явлений
в ходе трудовой деятельности и познание
людьми друг друга в процессах
повседневного общения. Важнейшими
особенностями обыденно-
Например, столяр приспосабливается держать особым образом свой любимый рубанок, кавалерист изучает до тонкостей нрав своего скакуна, внимательный секретарь улавливает мельчайшие нюансы поведения своего начальника.
Обыденные знания — это главным образом знания о способах и условиях деятельности. Основная часть их имеет рецептурный характер и выражается в практически полезных предписаниях и правилах действий. Набор таких правил позволяет действовать и достигать нужных результатов, имея весьма смутное представление (или даже не имея его вообще) о том, как и почему они получаются. Однако при всей своей ограниченности обыденно-практическое познание отвечает потребностям повседневной жизни и в этой сфере не может быть заменено никакими научными представлениями.
Например, чтобы засолить огурцы, важно знать рецептуру и правила действий; изучать же в данный момент сущность химических и микробиологических процессов, происходящих с огурцами, нет необходимости: качество их засолки от этого не улучшится, а дело затянется.
Познавательная сторона игр состоит в том, что они моделируют человеческие действия и отношения, и поэтому игровое поведение может дать знания о них, хотя бы такая цель в игре и не ставилась. В играх вырабатывается знание правил и условий человеческого взаимодействия — взаимопомощи и борьбы, сотрудничества и состязания; они способствуют пониманию психологии людей и самопознанию личности, постижению ею своих собственных способностей и возможностей.
Игра — не просто детская забава и форма отдыха взрослых. Элементы игры присутствуют в самых серьезных человеческих делах.
В настоящее время игра приобретает особое значение как специальный метод познания сложных проблемных ситуаций («деловые игры»). Современная наука использует игровые методы («игровые модели», «игровые сценарии») для исследования различного рода многофакторных систем и гюливариантных процессов — таких как взаимодействие организма и среды, человечества и природы, отношения между государствами, экономическая конъюнктура и др.
В мифологическом познании отражение действительности осуществлялось в художественно-образной форме. Мифы — это рассказы, сказания, легенды, повествующие о происхождении и устройстве мира, возникновении людей, об обычаях, обрядах, запретах («табу»), регулирующих их жизнь. Для мифологического сознания был характерен антропоморфизм: все в мире представлялось «по образу и подобию» человека. Вещи наделялись, как и он, «телом и душой», им приписывались такие же, как у него, чувства, желания, способы поведения. Отношение человека к вещам было отношением общения с ними как себе подобными.
В содержании мифов нерасторжимо соединялись рациональное и иррациональное, правда и вымысел. Однако мифы воспринимались людьми не как продукты художественного воображения, а как объективное знание о реальности.6
Человек
как существо социальное берёт вверх
над своим биологическим
Информация о работе Развитие и познавательная деятельность человека