Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа
Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Установление структуры интеллекта породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты. Так появились тесты логического, образного, творческого и технического мышления. Тесно связанные с уровнем интеллекта оказались и тесты профессиональной пригодности. (уровень IQ)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
Интеллект, как возможности человека………………………………… 4
Развитие интеллекта…………………………………………………….. 4
Основные теории развития интеллекта………………………………… 5
Составляющие интеллекта……………………………………………… 7
Виды интеллекта………………………………………………………… 7
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. …………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 14
Список литературы……………………………………………………… 16
Тема: Развитие и виды интеллекта
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Интеллект, как возможности человека………………………………… 4
Развитие интеллекта……………………………………………………
Основные теории развития интеллекта…………………………………
Составляющие интеллекта………………………………………………
Виды интеллекта……………………………………………………
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. …………………………… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Установление структуры интеллекта породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты. Так появились тесты логического, образного, творческого и технического мышления. Тесно связанные с уровнем интеллекта оказались и тесты профессиональной пригодности. (уровень IQ)
Интеллект, как возможности человека
Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.
Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией — это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.
Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.
Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи. Я не стану приводить их. Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.
С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.
Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.
Развитие интеллекта
С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.
Но не может быть интеллект таким клубочком из русских сказок, который бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему "приз", не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.
Скорее интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.
Если сравним с ЭВМ то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.
Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее пути, по которым проходят воздействия его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.
Теория стадий Пиаже
Основные теории развития интеллекта
Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.
Теория стадий ПИАЖЕ
Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.
Первая стадия — сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.
Вторая стадия — предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается интуитивное символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они уже могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.
Третья стадия — конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
Четвертая стадия — формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.
Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.
Теория Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях — это подход обработки информации.
Составляющие интеллекта
Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:
1. способность к обучению;
2. оперирование символами;
3. способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Виды интеллекта
По мнению выдающихся людей, самые важные качества для достижения успеха - это честолюбие, вера в себя и упорство. Интеллект человека не определяется наличием красного диплома. Наполеон Хилл, в своей книге «Думай и богатей» определяет интеллектуального человека, как человека, который научился получать от жизни все, не нарушая прав других людей. Как мы уже говорили, для достижения полного успеха в жизни необходимо обладать более широкими знаниями, чем может нам дать школа и институт, следовательно, интеллект, это нечто большее, чем набрать высокий бал по IQ-тестам. Существует множество примеров, когда люди, с высоким коэффициентом IQ, образованные, начитанные и эрудированные имеют низкий уровень жизни, и всю свою жизнь работают на низкооплачиваемой работе. Мир полон образованных изгоев. Последние исследования психологов показывают, что интеллект человека состоит из как минимум 12 составляющих:
1. Логический интеллект
Эта одна из основных составляющих интеллекта. Это ваша способность логически мыслить, правильно расставлять приоритеты, верно определять направление и последовательность действий, умение видеть причинно-следственные взаимосвязи между событиями. Умение просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Умение строить алгоритмы и разрабатывать стратегии и планы достижения ваших целей.
Эти способности позволяют вам составлять детальные продуманные планы, что является незаменимым качеством в достижении успеха. Это качество позволяет вам предугадать, как будут развиваться события, в зависимости от ваших действий. Наша жизнь чем-то похожа на розыгрыш шахматной партии. Поэтому стратегическое мышление, умение видеть взаимосвязи, строить планы и просчитывать свою жизнь на несколько шагов вперед играет очень важную роль в вашей жизни.
2. Вербальный интеллект
Это ваша способность разговаривать, ваше владение языком, ваш словарный запас, ваше красноречие. Умение хорошо понимать и использовать речь является важным компонентом успеха в любой области, где требуется контакт с людьми. Я уже говорил о том, что психологи выявили прямую взаимосвязь между красноречием человека и уровнем его жизни. Вы действительно можете увеличить число ваших потенциальных потребителей и скорость продвижения по служебной лестнице, просто выучив больше слов и используя их в общении.
Речь – это способ передачи своих мыслей другим людям. Чем больше вы знаете и понимаете слов, тем более сложные мысли вы можете сформулировать. Чем богаче ваш словарный запас и красивее ваша речь, тем с большим удовольствием вас будут слушать другие, поэтому языковые навыки являются основной составляющей интеллекта.
3. Математический интеллект
Эта форма интеллекта определяет вашу способность мастерски оперировать числами: складывать, вычитать, делить и умножать.
Практически в любой сфере деятельности нам приходится сталкиваться с числами, поэтому эта составляющая интеллекта так же играет очень важную роль. IQ-тесты тестируют лишь вербальную и математическую составляющую вашего интеллекта. Как видите, они охватывают лишь узкий спектр навыков, поэтому высокий коэффициент IQ еще не дает вам гарантии, что вы станете успешным в жизни.
4. Физический интеллект
Эта форма хорошо развита у выдающихся спортсменов, способных к необычайной синхронизации времени, координации движений и незаурядно владеющих своим телом. Они могут провалиться в школе на экзаменах по языку и математике, но при этом достичь невероятных успехов в спорте.