Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:47, курсовая работа
В работе проведено исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка
Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка
1.1. Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов
1.2. Проблема развития личности подростка с позиций социальной психологии
1.3. Понятия «СМИ» и «Культура»
1.4. Социализация личности подростка в условиях современности
1.5. Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы
Телевидение
Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка
Постановка целей и задач исследования, описание работы
Заключение
СПисок литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации (Рособразование)
Министерство образования и науки РФ
Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского
Институт педагогики и психологии
Кафедра
педагогической психологии
Курсовая
работа
Развитие
личности подростка
под влиянием СМИ и культуры
Исполнитель:
Сидельникова Анастасия Игоревна, студентка 4 курса
Научный руководитель:
Журавлев
Дмитрий Николаевич, кандидат педагогических
наук
Ростов,
2009
Содержание
Сегодня
актуальность проблем воспитания молодого
поколения обусловлена
Диагностика
и анализ характера и направленности
трансформации, происходящей с ценностями
современной российской молодежи, приобретает
особую актуальность в свете последствий
воздействия современных
Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывают обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа особенностей и закономерностей изменений социальных и духовных ценностей молодежи, а также, исследование развития личности под влиянием СМИ и культуры.
Исследования нравственных ценностей молодежи создают проблемное поле, образуемое комплексом научных дисциплин: социологии, социологии молодежи, культурологи, психологии, философии, этики. Проблемы социального взаимодействия и социализации членов общества разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.
В
Советском Союзе и в
В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологические основы науки о человеке, стала социальная ситуация, условия развития. Эта идея была заимствована из философии К. Маркса1, который показал, что человек как личность формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям. Л.С. Выготский2, следуя идеям социализации К. Маркса, отмечал основные особенности подросткового возраста: на этом этапе подросток открывает свое Я, оформляет мировоззрение. Л.С. Выготский выделил важное новообразование — рефлексию, которая определяет развитие личности подростка.
Необходимость изучения марксистского представления о человеке как совокупности производственных отношений, о бытии человека в мире была обоснована в 1934 году С.Л. Рубинштейном3. С.Л. Рубинштейн отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию», С.Л. Рубинштейн в то же время придавал определяющее значение внутренней позиции самого человека.
Проблема развития личности в рамках подходов Л.С. Выготского в дальнейшем разрабатывалась А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Элькониным и другими. А.Н. Леонтьев4 стремился отдифференцировать понятия индивид и личность: первое отражает генотипическое образование, второе — социально-историческую сущность человека. А.Н Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При этом А.Н. Леонтьев обсуждал еще одно принципиальное положение о том, что внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.
Направление
исследования личности, разрабатываемое
Л.С. Выготским и его
В контексте возрастной психологии, рассматривая развитие личности в общественных условиях, социальной ситуации развития, отечественные психологи выделяют потребность подростка в общении со сверстниками. В качестве ведущей деятельности для подросткового возраста называется интимно-личностное общение. Д.Б. Эльконин5, М.Ю. Кондратьев6, В.А. Аверин7 выделяют такие «ядерные» компоненты, как интимно-личностное общение со значимыми другими.
Е.А. Леванова8, рассматривая особенности развития личности подростков, заключает, что важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношений, расположение товарищей, их оценка.
Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова9 в свое время выделили особую характеристику подросткового возраста — «чувство взрослости». Это чувство выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться к ними. «Чувство взрослости» выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм. Этот феномен утвердился в возрастной психологии и психологии личности.
Давая характеристику подросткового возраста, психологи выделяют социальные потребности этого возраста: потребность в общении и обособлении.
Наиболее фундаментальным трудом по психологии личности и ее формированию остается монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в, детском возрасте», вышедшая 15 лет назад10. В ней был обобщен богатый опыт исследований по развитию личности в детском возрасте и дан превосходный критический анализ воззрений на психологию личности в зарубежной и отечественной науке. Отдавая должное трудам советских психологов, характеризующим условия и процесс развития различных сторон и качеств личности ребенка, Л.И. Божович приходила к неутешительному выводу:
«Однако личность ребенка как некоторое единое целое (выше она справедливо критиковала смешение личности с индивидуальными особенностями человека. — А.П.), ребенок, как субъект психической деятельности, оказывается до сих пор еще очень мало изученным. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в советской психологии до сих пор нет достаточно разработанной, единой концепции личности и ее формирования. Общие для всей советской психологии марксистские положения о личности разными советскими авторами по-разному интерпретируются, систематизируются и обобщаются. Понятие личности, хотя и постоянно употребляется, но недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще». Приведенное утверждение Л.И. Божович11 перекликается с мыслью Л.С. Выготского о том, что для детской психологии «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ее развития». К сожалению, и в последующие после появления книги Л.И. Божович годы положение не изменилось сколько-нибудь существенно.
Справедливо отмеченный Л.И. Божович факт, что «понятие личности… часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще», послужил, очевидно, одной из причин того, что понятие «развитие личности» и понятие «развитие психики» (или, «развитие психики личности», «психическое развитие личности») оказывались поставленными в один синонимический ряд. Вопрос о несовпадении и вообще соотношении понятий «развитие личности» и «развитие психики» в онтогенезе, насколько нам известно, до последнего времени в психологической литературе даже не был поставлен12. Многие психологи (в их числе и автор настоящей статьи в ряде книг, написанных им или выходивших под его редакцией) использовали эти понятия как синонимы в одном и том же контексте, не учитывая, что за подстановкой одного понятия вместо другого скрываются изменения его значения и смысла. Так, например, в книге В.Ф. Моргуна, Н.Ю. Ткачевой «Проблема периодизации развития личности в психологии»13 в едином контексте без дифференциации предметов анализа рассматриваются эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона14 и концепция развития психики ребенка Д.Б. Эльконина. Следует отметить, что Д.Б. Эльконин в статье 1971 г.15 характеризует главным образом психическое развитие и не говорит о периодизации развития личности и не формулирует теорию развития личности.
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации16.
В современной социологии по отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», более точно отражающий характер масс-медиа. С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».
Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
Массовость
(Применительно к
Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
Принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
СМИ — это совокупность таких субъектов журналисткой деятельности, как:
Печать: газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени;
Телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы, видеопрограммы;
Цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске;
Информационные агентства.
Массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки).
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.
Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.
Культура17 – (лат. Cultura) вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" - словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному".
Информация о работе Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры