Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:47, курсовая работа

Описание

В работе проведено исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка

Содержание

Глава 1. Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка
1.1. Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов
1.2. Проблема развития личности подростка с позиций социальной психологии
1.3. Понятия «СМИ» и «Культура»
1.4. Социализация личности подростка в условиях современности
1.5. Влияние СМИ и культуры на развитие личности подростка на примере телевидения и чтения литературы
Телевидение
Глава 2. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка
Постановка целей и задач исследования, описание работы
Заключение
СПисок литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, анализ литературы по проблеме влияния СМИ на подростков и эмпирическое исследование показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.

    Как показало исследование, телевидение  оказывает значительное влияние  на развитие личности. В ходе сравнения  было показано, что по всем показателям  на подростков СМИ влияет больше, чем культура. Следовательно, гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтверждается.

 

Заключение

 

    Подростковый возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости»25. При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества. Что касается

последующих эр развития, составляющих и завершающих  жизненный путь человека, то рассмотрение этих проблем выходит за рамки  нашей задачи.

    Целесообразность, а быть может, необходимость выделения  «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

    Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения  молодого поколения, можно отметить следующие тенденции26:

    1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.

    2. В ряд важнейших ценностей,  ориентиров в жизни выдвигается  образованность, способность к самообучению.

    3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.

    4. Большое воздействие на молодежь  отказывают средства массовой  информации, что ведет к пассивному  формированию мировоззрения, то  есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.

    5. Основное содержание культуры  – протест, выражение несогласия  с традиционным мировоззрением  общества. Молодежная культура намного  отличается от культуры предыдущего  поколения, и в дальнейшем это  приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.

    6. Во взаимоотношениях внутри собственного  круга молодежь становится все  более коммуникативной, почти  исчезает барьер в общении  между полами, интересы девушек  и юношей сближаются.

    Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.

 

Список  использованной литературы и источников:

 
  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998
  2. Б.З. Вульфов, «Интересы и потребности современных детей и подростков», СПб, 2007
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
  4. Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика, СПб: Питер, 2009,384с
  5. В.П.Чудинова «Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде», М.: Школьная библиотека, 2004.
  6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
  7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997
  8. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1992
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  10. Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.
  11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
  12. Милехин А. Папа, мама и я – телесемья//Российская газета – 1998-22 мая
  13. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 82 с.
  14. Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости. М., 1983,
  15. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // «Вопросы психологии», 1984, №4
  16. Петровский А.В., Петровский В.А. Л.С. Выготский и проблемы психологии личности. 1982, № 4,
  17. Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.
  18. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
  19. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника, Москва, 2004,
  20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. — Вопросы психологии, 1971, №4,
  21. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967
  22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  23. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=178
  24. http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=6489
  25. http://yarnauka.ru/article/read/rol_smi_v_vospitanii_rossiiskoi_molodezhi.html

 

Приложения

Приложение 1

 

Анкета 
 

  1. Сколько часов  в день ты смотришь телевизор?
  2. Ты смотришь сериалы? Какие сериалы ты смотришь?
  3. Какие передачи тебе наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напиши свою любимую передачу.
  4. Как ты думаешь, какой канал на телевидении сейчас самый интересный?
  5. У тебя есть кино-герой, на которого ты бы хотел (а) быть похож (а)? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?
  6. Ты любишь читать? Что ты сейчас читаешь?
  7. Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?
  8. Ты читаешь журналы? Напиши название журнала.
  9. У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?
  10. Как ты думаешь, зачем люди читают книги?

 

Приложение 2

 

Беседа 

Тема: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?»

План  беседы:

1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.

2. Вопросы. Получение ответов на них.

3. Высказывание  мнений.

4. Завершение  беседы. Подведение итогов. 

Вопросы:

1. Какие детские книги вы помните? Назовите их.

2. Читаете ли вы журналы? Газеты? Что полезного и нового вы из них узнаете?

3. Ходите ли вы в библиотеку? Какую литературу вы берете?

4. Какие художественные фильмы вы смотрите?

5. Есть у вас Интернет? Слушаете радио? 

Информация о работе Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры