Развитие личности ребёнка в творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 06:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить особенности развития детской личности, посредством формирования творческих возможностей.
Объект исследования – процесс развития детской личности в творческой деятельности.
Предмет исследования – формирование творческих возможностей, как основа развития личности детей.
Гипотеза исследования – личность ребёнка полноценно развивается в творческой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Особенности развития личности ребёнка в современной
психологии и педагогике.
1.1. Понятие личности…………………………………………………………….5
1.2. Основные факторы развития личности ребёнка……………………………7
Глава 2. Развитие личности ребёнка в творческой деятельности.
2.1. Понятие «творчество», «творческие возможности» и
«воображение», как основы творческой деятельности………………………..10
2.2. Условия успешного развития творческих возможностей
ребёнка……………………………………………………………………………12
2.3. Влияние творческой деятельности на развитие личности ребёнка……...14
Заключение……………………………………………………………………….17
Литература…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа формирование творческих возможностей-осонва развития детской личности.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3   

Глава 1. Особенности  развития личности ребёнка в современной

психологии и  педагогике.

1.1. Понятие личности…………………………………………………………….5

1.2. Основные  факторы развития личности ребёнка……………………………7   

Глава 2. Развитие личности ребёнка в творческой деятельности.

2.1. Понятие «творчество», «творческие возможности» и

«воображение», как основы творческой деятельности………………………..10

2.2. Условия успешного  развития творческих возможностей

ребёнка……………………………………………………………………………12

2.3. Влияние творческой деятельности на развитие личности ребёнка……...14  

Заключение……………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………….18   
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ   

Среди проблем  психологии, педагогики, практики образования  и воспитания одной из ведущих и интенсивно исследуемых является проблема становления и развития личности ребёнка. Эта проблема не является новой. Однако переориентация образования и воспитания с авторитарно-догматической на личностно ориентированную модель приводит к необходимости создания образовательных и воспитательных технологий, обеспечивающих реализацию личностных потенциалов ребёнка.

Личность ребёнка  формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это творческая деятельность. Именно творческая деятельность является уникальным средством развития личности ребёнка.

Приоритетной  задачей образования и воспитания является становление творческой личности и создание условий для её развития, а именно формирование творческих возможностей ребёнка.

Цель  исследования – определить особенности развития детской личности, посредством формирования творческих возможностей.

Объект  исследования – процесс развития детской личности в творческой деятельности.

Предмет исследования – формирование творческих возможностей, как основа развития личности детей.

Гипотеза  исследования – личность ребёнка полноценно развивается в творческой деятельности.

Для решения  поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать  психологическую и педагогическую  литературу по вопросу развития  личности.

2. Изучить условия  формирования творческих возможностей  детей.

3. Выявить особенности  творческой деятельности, как средства развития личности ребёнка.

Методы исследования: для достижения цели и решения  поставленных задач использовались методы аналитического исследования психолого-педагогической литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА  В СОВРЕМЕННОЙ  ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ   

1.1. Понятие личности.

Что такое личность? На этот вопрос психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении  мнений на этот счёт проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

По мнению Немова Р.С. личность – это человек, взятый в системе таких его психологических  характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение. (7)

Подход Мясищева В.В. Ядро личности, как система её отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. (5)

Подход Ананьева Б.Г., рассматривает личность в единстве четырёх сторон:

- первое: человека как биологического вида;

- второе: онтогенезе  и жизненном пути человека  и индивида;

- третье: человека  как личности;

- четвёртое:  человека как части человечества.(5)

В.С. Мухина считает, что личность по своей феноменологии  предполагает развитие человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познаёт себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой, как и он является носителем общественных отношений. Развитие личности идёт через присвоение материальной и духовной культуры человечества. (6)

Так что же такое  «личность»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий  «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчёркивает наличие в мире  такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняя определённый онтологический статус.

Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребёнка и взрослого человека; человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека.

Личность –  итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Как происходит становление личности? Как она  развивается, как из «не личности»  или «ещё не личности» рождается  личность?  

1.2. Основные факторы  развития личности  ребёнка

Личность является одним из тех феноменов, которые  редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обуславливаются двумя противоположными взглядами на её развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врождёнными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врождённые внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своём анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и её социальный опыт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.

Человеку присуща  потребность быть личностью, т.е. быть в максимальной степени представленным в жизнедеятельности других людей, и способность быть личностью – наличие индивидуальных способностей, позволяющих удовлетворить эту потребность. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих способностей выступает как персонализация индивида. Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью человека в персонализации и заинтересованностью его окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют его интересам.

В психологии существует множество теорий развития личности ребёнка. Рассмотрим некоторые из них:

Психоаналитическая  теория. Данную теорию выдвигали такие виднейшие психологи, как З. Фрейд и Э. Эриксон.

З. Фрейд объяснял развитие личности ребёнка действием  биологических факторов и опытом раннего семейного общения, а Э. Эриксон в своих взглядах на развитие личности придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределённости стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Когнитивная теория. Основоположником этого подхода является американский психолог Д. Келли. Согласно данной теории главный источник развития личности ребёнка – среда, социальное окружение. Эта теория личности подчёркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.

Бихевиористическая  или поведенческая  теория. Представлена работами американских бихевиористов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Данные психологи в своей теории подчёркивают влияние среды на поведение и развитие детей, пытаются объяснить, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе.

Гуманистическая теория. Основоположниками этой теории являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу, считавшие главным фактором развития личности устремлённость к будущему, к максимальной самореализации. Характерная черта данной теории – рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию.

И так: все рассмотренные  теории взаимодополнительны, так как  их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития детей.

Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное детство. Происходит формирование всех компонентов личности, а особенно самооценки. Именно в этом возрасте у ребёнка формируется представление о себе, которое включает в себя эмоциональный, когнитивный, волевой компоненты.

Основой для  развития личности должна стать свобода  самореализации ребёнка, которая связана с потребностями и возможностями дошкольников. Под потребностью в свободе самореализации своих сущностных сил понимается – свобода выбора формы жизнедеятельности, цели и способов её достижения, направлений и сфер существования. Значительно больше возможностей самореализации представляет творческая деятельность.                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие «творчество», «творческие возможности»  и «воображение»,  как основы творческой деятельности

Очень часто  в обыденном сознании творческие возможности отождествляются со способностями к различным видам  художественной деятельности, с умением  красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие возможности на самом деле?

Информация о работе Развитие личности ребёнка в творческой деятельности