Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:20, курсовая работа
Главная цель образования на современном этапе развития нашего общества - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности каждого ребенка, всемерно раскрыть его творческие возможности. Учитывая, что все дети разные по своим индивидуальным особенностям, очень важно создать все условия для максимально возможного уровня развития способностей каждого воспитанника, для удовлетворения его интересов и склонностей. Особенную роль в интеллектуальном развитии школьников играет мышление.
Глава 1. Развитие детей дошкольного возраста.
1.1. Характеристика познавательных процессов дошкольного возраста.
1.2. Развитие мышления дошкольников.
Глава 2. Методики исследования развития мышления дошкольников.
2.1. Методики исследования развития мышления дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При исследовании мышления, как правило, рекомендуют сначала давать тесты на продуктивность мышления ребенка, уровень его интеллектуального развития, а затем уже тесты для выявления причин его ошибок, анализа процесса мыслительной деятельности ребенка.
Тесты направлены как на диагностику разных сторон мыслительной деятельности (продукта процесса этой деятельности), так и на исследование разных видов мышления. Дело в том, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием — таким образом определяется вид мышления. В психологии известно четыре основных вида мышления: наглядно —действенное (формируется в 2,5—3 года, является ведущим до 4—5 лет), наглядно — образное (с 3,5—4 лет, ведущее до 6—6,5 лет), наглядно — схематическое (с 5—5,5 лет, ведущее до 6—7 лет) и словесно — логическое (формируется в 5,5— 6 лет, становится ведущим с 7—8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей). Если образное мышление позволяет детям при обобщении или классификации предметов опираться не только на существенные, но и на второстепенные их качества, то схематическое мышление делает возможным выделение основных параметров ситуации, качеств предметов, на основании которых проводится их классификация и обобщение. Однако такая возможность существует у детей только в том случае, если предметы присутствуют во внешнем плане, в виде схем или моделей, которые и помогают детям отделить главные признаки от второстепенных. Если же дети могут вывести понятие на основании описания предмета или ситуации, если процесс мышления проходит во внутреннем плане и дети даже без опоры на внешнюю схему правильно систематизируют предметы, тогда может идти речь о наличии словесно — логического мышления.
У детей старшего
дошкольного возраста более или
менее развиты все виды мышления,
что делает особенно сложным их диагностику. В этот период
наиболее значимую роль играют образное
и схематическое мышление, поэтому их
необходимо исследовать в первую очередь.
Нужно провести хотя бы один тест и на
словесно —логическое мышление, так как
важно знать, насколько интериоризован
(то есть перешел во внутренний план) процесс
мыслительной деятельности. Возможно,
ошибки возникают у ребенка именно при
переходе мыслительной деятельности из
внешнего плана (при образном и схематическом
мышлении) во внутренний (при словесном
мышлении), когда ему надо опираться только
на словесно оформленные логические операции
без опоры на внешний образ предмета или
его схему. В младшем школьном возрасте
в первую очередь необходимо исследовать
уровень развития словесно — логического
мышления, степень интериоризованности
мыслительных операций, однако должны
быть использованы и тесты, позволяющие
анализировать уровень схематического
мышления, так как они показывают особенности
развития логических операций (обобщения,
классификации и т.д.), вскрывая недостатки
или ошибки мышления, свойственные данному
ребенку.
Для исследования уровня развития образного мышления у детей 4—7 лет можно использовать тест «Нахождение недостающих деталей» (одно из заданий достаточно известного, но громоздкого и плохо применимого при обычной диагностике теста Векслера).
Стимульный материал. Рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие —то части — иногда достаточно важные и хорошо видные (например, лицо без рта, расческа без зубцов), а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета (винтик в ножницах, петли в пиджаке). При проведении данного теста ребенку можно давать не все фигуры, но не менее десяти изображений предметов и так, чтобы среди них присутствовали как изображения с деталями, отсутствие которых хорошо видно, так и такие, для нахождения которых надо затратить определенное время.
Инструкция. Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает.
Проведение теста. Детям дают картинки и достаточное время (не более 5—7 минут) для того, чтобы каждый ребенок мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку; если ответ неправильный, взрослый просит внимательно посмотреть на картинку еще раз. Если по истечении отведенного на данную картинку времени ответ не найден, переходят к следующему заданию.
Анализ результатов. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа — О баллов. В норме при предъявлении 14 картинок ребенок должен набрать 10—11 баллов. Если вы даете не все картинки, норма, естественно, снижается и при 10 картинках составляет 7—8 баллов. При оценке уровня мышления не имеет значения, какие именно картинки вызвали затруднения у ребенка, не подсчитывается и время, затраченное им на это задание. Однако для анализа некоторых характеристик мыслительного процесса эти параметры также важно учитывать. Так, время, затраченное ребенком на ответ, характеризует уровень его импульсивности. Как правило, импульсивные дети (то есть дети, стремящиеся к быстрым, часто необдуманным действиям, подвижные, иногда даже расторможенные) затрачивают на данное задание не больше 10 минут. Как правило, они стремятся побыстрее закончить работу, избавиться от нее, поэтому набирают небольшое количество баллов (но, тем не менее, не меньше 9 баллов в норме). Такие дети плохо ориентируются в задании, им не хватает терпения и усидчивости для того, чтобы внимательно рассмотреть предложенные рисунки. Неправильные ответы у этих детей в основном относятся к тем рисункам, на которых недостающая деталь не бросается в глаза, в то время как у отсталых детей ошибки возникают при анализе любых картинок. У астеничных детей (особенно к концу работы), а также у детей с низкой концентрацией внимания ошибки возникают преимущественно при рассмотрении сложных, требующих внимательного анализа картинок. Эти дети, в отличие от импульсивных, затрачивают на выполнение задания много времени (15—17 минут). Таким детям рекомендуется давать меньшее количество картинок.
Второй тест, направленный на исследование образного и схематического мышления, называется «Перцептивнче моделирование». Он разработан в лаборатории Л.А.Венгера и используется при работе с детьми 5—7 лет. Этот тест дает возможность рассмотреть не только результат мыслительной деятельности ребенка, но и процесс решения задачи.
Стимульный материал. Нарисованные круги и квадраты, а также отдельные части этих фигур, из которых надо составить либо круг, либо квадрат. На первые три фигуры нанесены линии, делящие их на части, соответствующие тем, из которых предлагается их составить. Детям надо соотнести выделенные части с тем набором деталей, который приведен ниже, и выбрать из него нужные. В последующих заданиях фигуры не расчленены, детям необходимо самим искать варианты членения круга или квадрата, соответствующие тем деталям, которые им даны.
Кроме того, для нескольких заданий рекомендуется заготовить наборы деталей, вырезанных из бумаги. Как правило, наборы для двух —трех заданий просто переводят под копирку (или делают копию), а затем вырезают. Важно, чтобы среди этих заготовок были детали, необходимые для построения и круга, и квадрата.
Инструкция. Посмотри внимательно на данную фигуру. Внизу нарисованы отдельные детали этой и других фигур. Как ты думаешь, из каких частей можно ее собрать? Не важно, какие детали и сколько ты будешь использовать, главное, чтобы в результате получилась цельная фигура, такая, как нарисована наверху.
Проведение теста. Задания дают ребенку по одному. Время решения не ограничивают. Если ребенку трудно ответить, можно уменьшить количество предлагаемых частей (например, прикрыв рукой или листочком бумаги одну—две части). Если дети, выполнив три первых задания, затрудняются при работе с нечлененными фигурами, можно им помочь, частично (для одной из частей) расчленив фигуру — образец карандашом. Это сначала может сделать взрослый, а затем нужно предложить ребенку самому помочь себе таким образом.
Анализ результатов. Прежде всего подсчитывают количество баллов, набранное ребенком при выполнении данного задания. За верный ответ (то есть за правильно найденные детали, из которых можно составить данную фигуру) ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие — 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое могут набрать дети, — 10 (с учетом как члененных, так и нечлененных образцов). Для детей, которые набрали 9—10 баллов, характерен не только высокий уровень образного мышления, но и высокий уровень восприятия, у них сформировано умение находить эталоны, из которых состоит тот или иной предмет, (то есть моделирование).
Не меньшее значение, чем набранное количество баллов, имеет сам характер деятельности ребенка при выполнении этого задания, в частности характер допущенных им ошибок. Особенно важны различия между решением задания при наличии члененных образцов (первые три задания) и нечлененных (последующие задания). Если дети легко справляются с первыми тремя заданиями, допуская ошибки в последующих, можно сделать вывод о том, что у них плохо развито восприятие, то есть эти дети не владеют в полной мере операциями с сенсорными эталонами, у них не сформировано действие моделирования. Таких детей необходимо обучать этим операциям, и даже небольшая подсказка (например, частичное членение образца при проведении теста) способна им помочь. Постепенно при обучении необходимо отказаться от карандаша, заставляя детей проговаривать вслух и показывать пальчиком, как они будут расчленять образец на части, а в дальнейшем — только проговаривать схему членения.
В том случае, если ребенок не может правильно определить нужные части фигуры, необходимо проверить, что ему мешает — неумение соотнести части фигуры с образцом или импульсивность и недостаточная концентрация внимания. Если ребенок лучше решает предложенные задания при уменьшении количества деталей, то можно говорить о том, что причина отставания — неумение сосредоточиться, сориентироваться в задании, а не низкий уровень мышления данного ребенка. Нужно иметь в виду и то, что закрывать бумагой нужно не только лишние части фигуры, но и те, которые необходимы для ее построения. В этом случае ребенок должен показать те нужные части, которые ему видны, отметив, что их не хватает для построения целой фигуры.
Причиной неуспеха
может быть и недостаточная
Если ребенок 5—6 лет не понимает цели данного задания и не может его выполнить даже при наличии вырезанных частей (то есть в наглядно—действенном плане), то можно говорить о наличии отклонений в уровне его интеллектуального развития и о необходимости специальных методов обучения.
Для исследования схематического мышления у детей 4—6 лет применяется и «Тест Когана» .
Стимульный материал. Матрица (таблица) с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра и отдельные карточки с теми же фигурами разного цвета. (В приложении фигурки различаются штриховкой). Карточек должно быть всего 25 (5 кругов разного цвета, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов и 5 трапеций).
Тест проводят в несколько этапов, на каждом из которых детям дают свою инструкцию.
Инструкция. 1. Разложи карточки по цвету. 2. Разложи карточки по форме. 3. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.
Проведение теста. На первых этапах детям дают все 25 карточек, но не показывают большую таблицу. Отмечают время, за которое они разложат карточки на группы по цвету. В процессе выполнения задания ошибки не исправляют, а только отмечают правильность ответа. На втором этапе дети должны разложить карточки на группы по форме. Необходимые исправления и объяснения даются только после проведения классификации. Затем детям показывают большую таблицу, дают новую инструкцию и отмечают время, за которое дети систематизируют карточки по форме и цвету одновременно. Помощь взрослого при этом исключается, объяснение способа решения задания, так же как и исправление ошибок, возможно только после окончания работы или отказа ребенка ее делать.
Анализ результатов. С помощью этого теста можно определить уровень схематического мышления ребенка, поэтому анализируют, главным образом, результаты, а не процесс решения задачи. Вначале исследуют временные показатели. Время, за которое была прове — дена классификация по цвету (tl), складывают с временем, затраченным на классификацию по форме (t2). Эта сумма должна быть меньше или равна времени, затраченному ребенком при систематизации по цвету и форме одновременно , то есть времени, за которое он раскладывает карточки в большой таблице. Таким образом, в норме у детей 5—6 лет И + 12 < ( = ) 13.
Исследуют также и характер ошибок, допущенных детьми при выполнении задания. В норме дети этого возраста должны безошибочно разделять фигурки по цвету и форме, то есть выполнять первые два задания этого теста. Если допускаются ошибки, их надо объяснить детям после окончания диагностики, но сам тест больше не повторяют. Ошибки, допущенные ребенком при выполнении этого задания, могут указывать на наличие отклонений в его интеллектуальном развитии. Особенно важно провести диагностику интеллекта таких детей по другим тестам (матрицы Равена, перцептивное моделирование), с помощью которых можно определить причины допущенных ребенком ошибок.
Информация о работе Развитие мышления детей дошкольного возраста