Развитие науки психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:02, реферат

Описание

Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль.
Профессиональная психология является неотъемлемой частью социальной среды и постоянно развивается под воздействием комплекса общественных сил.

Работа состоит из  1 файл

Развитие науки психологии.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)


14

 

Развитие науки психологии

 

Введение

Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль.

Профессиональная психология является неотъемлемой частью социальной среды и постоянно развивается под воздействием комплекса общественных сил.

По мере того, как профессиональная психология растет и все более вовлекается в решение важных для общества вопросов, она обнаруживает себя одновременно в клубке общественных проблем, что ведет за собой дальнейшее ее развитие как науки.

В то время, когда происходит разветвление различных психологических теорий и методик, начинает расти движение к интеграции психотерапии, то есть к синтезу психологического знания, а не к его специализации.

Современному состоянию психологии как науки посвящена данная работа.

 

Психология как наука

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая практические и научные задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно мы можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

    В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает  в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

   В ХХ столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых на протяжении веков  концентрировались. В этой связи название ''психология'' отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется её прежнее название.

  С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающие в себя многие субъективные явления. С помощью одних таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познаёт мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают  в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

    Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живёт и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определённые поступки. Для того, что бы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию как личность.

   В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий в жизни человека, от того, как организовано  его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность,  поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

  Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны  друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

   Изучая психологию и поведение людей, учёные ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в  его индивидуальном опыте, с третьей – в  законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

   Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных психологических явлениях – больших и малых группах, коллективах.

  Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.

  На рис.1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируется название двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии.

  Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний.

 

Основные отрасли психологии

«В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящие время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляются какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

  Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином ''общая психология''.

  Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие собой интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

  Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии.

   Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нём познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

 

Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

  Специальные отрасли психологии (рис.3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

    Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

    Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

    Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

    Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить  причины возможных психических нарушений  и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации»[1, с. 11 – 15].

 

Рис. 2 . Структура общей психологии

 



14

 

Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

 

 



14

 

Все перечисленные выше отрасли психологии используют различные теоретические  подходы и направления, используют на практике методы и концепции различных психологических школ. Это и бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, понимающая психология, психоанализ и другие.

«Недавние исследования показали, что большинство практикующих психологов считают себя эклектиками, то есть они пользуются методами и концепциями различных теоретических источников. Одной из причин этого может быть то, что согласно экспериментальным оценкам, эффективность любого крупного направления приблизительно одинакова и практические психологи предпочитают заимствовать из каждого то, что они считают наиболее полезным.

Наряду с тенденцией к эклектизму, на практике наблюдается и возрастающий интерес к поиску общего в разных подходах и способам их объединения»[4, с. 589].

В последние годы в психотерапии началось движение в сторону интеграции различных психотерапевтических подходов, развивающееся в нескольких направлениях.

Среди них можно выделить три основных.

Методический эклектизм. Это понятие подразумевает, что психолог должен быть эклектиком, то есть заимствовать методы и процедуры из разных подходов и прежде всего руководствоваться практикой, а не теоретическими воззрениями. Сторонники методического эклектизма утверждают, что психотерапевт должен оценить, в чем состоит проблема клиента, и выбрать тот способ вмешательства или подход, который будет наилучшим для работы с ней.

Поиск общих факторов. Сторонники данного подхода считают, что в различных видах терапии присутствуют некие общие факторы. Предполагается, например, что все виды терапии внушают надежду, передают информацию и формируют навыки межличностного общения, а все хорошие терапевты обладают такими чертами, как теплота и эмпатия.

Теоретическая интеграция заключается в комбинировании теорий. Некоторые теоретики интеграции пытаются решить трудную задачу по разработке новой, всеобъемлющей теории, которая смогла бы объединить и заменить все другие психотерапевтические теории. Это направление является особо сложным и противоречивым, одновременно новаторским подходом к психотерапевтической интеграции. Это сложно потому, что исходные положения основных подходов очень различаются.

Второй тенденцией в развитии психологических знаний в современном мире  является то, что психология постепенно выходит за рамки  академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных  для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике.

Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой. 

 

Методы исследования в психологии

Методы научных исследований – это  те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там где это удаётся сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперёд в познании мира.

Информация о работе Развитие науки психологии