Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:02, реферат
Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль.
Профессиональная психология является неотъемлемой частью социальной среды и постоянно развивается под воздействием комплекса общественных сил.
Всё сказанное и относится к психологии. Её явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки её успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физии, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путём самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надёжность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между химическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение её сделать настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в неё лабораторного эксперимента и измерения.
В таблице представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение
Опрос
Тесты
Эксперимент
Моделирование | Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее Устный Письменный Свободный Стандартизированный Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Естественный Лабораторный Математическое Логическое Техническое Кибернетическое |
Заключение
Таким образом, возникнув в древние времена, интерес к психологическим знаниям способствовал превращению философских мыслей в научное знание.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвлённую систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящие время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляются какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Благодаря применению естественных и точных наук выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путём самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей.
В последние годы в психотерапии началось движение в сторону интеграции различных психотерапевтических подходов, развивающееся в нескольких направлениях.
Второй тенденцией в развитии психологических знаний в современном мире является то, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний.
Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем.
Библиографический список
1. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995 – 576 с.
2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: медицина, 1970. – 215с.
3. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 367с.
4. Тодд Д., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии - Эксмо-пресс, 2001 – 761 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб.: Изд-во «Питер», 1999. – 656 с.