Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе, провести сравнение психики животных и человека, найти отличия между ними, виды психических состояний в зависимости от их влияния на поведение и деятельность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть особенности психики, ее деятельность и поведение.
Изучить развитие психики в филогенезе и онтогенезе.
Дать общее понятие психики.
Рассмотреть развитие психики животных и человека, выявить отличия между ними.

Содержание

Введение 3
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза 5
2. Отличие психики животных от психики человека 11
3. Структура психики. 17
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_gotovaya.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Возрастные циклы жизни  человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания  периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления доверия к миру (Э. Эриксон), или период оральной стадии (З. Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж. Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека. Особое внимание также уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

 

 

 

 

 

 

2. Отличие психики животных от психики человека

 

История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом  отличается  от   предшествующего   пути биологического развития животных.

В настоящее время  можно  считать  установленным,  что  род  человеческий зародился  в  восточной  Африке.  В  результате  геологического   катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое  высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.

Члены  группы,  которые  остались  на  возвышенности,  продолжали   вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе  и гориллы. Таким образом,  мутанты,  способные  передвигаться  в  вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.

Вертикальное   положение   тела   оказалось   существенной   предпосылкой возникновения  человека,  так  как   приводило   к   расширению   кругозора, усложнению функций  передних и задних  конечностей  -   это  в  свою  очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление  новых  потребностей.  Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность  в  ориентировочно- поисковой  деятельности.  Эта   потребность   знаменует   собой   зарождение познавательного отношения к    действительности, которое характерно только  для человека.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой  человека  и психикой животного. Сознание, как и психика в целом, является процессом  отражения,  но  этот процесс на уровне сознания совершается  значительно  сложнее.  Для  сознания характерен ряд специфических  свойств,  которые  не  наблюдаются  в  психике животных : у человека отражение окружающего мира различно на  разных  этапах исторического развития.  Процесс отражения  окружающего  мира  не  остается неизменным. Меняется возраст,  приобретается  опыт,  изменяются  взгляды  на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются  одной особи,  а  человек  может  присвоить  общественно-исторический  опыт   всего человечества. У людей так же отличаются  разные  этапы  познания,  к   этому относится процесс  перехода  от  незнания  к  знанию,  от  чувственного   познания   к логическому. Единство  исторического  и   онтогенетического   в   отражении   человеком окружающего  мира  являются  одной  из  главных  черт,  отличающей  сознание человека от психики животных.

Психическое отражение  обеспечивает  животным  приспособление  к   внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа.  Еще одна отличительная черта  психической деятельности человека  – передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем  арсенале  известный опыт  поколений  в  виде  инстинктивных  действий  на   определенного   типа раздражитель. И  тот  и  другой  приобретают  личный  опыт  во  всевозможных ситуациях, которые  предлагает  им  жизнь.  Но  только человек присваивает общественный  опыт.  Общественный  опыт  занимает   доминирующее   место   в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере  развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента  рождения  ребенок  овладевает способами  употребления  орудий,  способами  общения.  Психические   функции человека  качественно  меняются  благодаря  овладению  отдельным   субъектом орудиями культурного  развития  человека.  У  человека  развиваются  высшие, собственно  человеческие,   функции   (произвольная   память,   произвольное внимание, абстрактное мышление).

Отражение  действительности  присуще  и  животным,  и   человеку.  Но  оно обеспечивает  животным лишь регуляцию  поведения  с  целью  приспособления  к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные,  которые успешно приспособились к внешним условиям. А  для  человека  отражение  мира является процессом познания мира в его  существенных  связях  и  отношениях.

Обобщение накапливаемого опыта  в  слове,  сравнивая  прошлое  и  настоящее, человек устанавливает  причинно-следственные  связи,  а  зная  их  он  может предвидеть будущее,  прогнозировать  его  –  в  этом  проявляется  еще  одно отличие психики животного от сознания человека.

Важное отличие сознания человека от  психики  животных  заключается  и  в наличии самосознания, то есть способности познавать не только  внешний  мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это  открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития  психики  позволяет  нам  говорить  о  биологических   предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал  способностью  к предметно-действенному  мышлению,  мог  образовывать  множество  ассоциаций7.

Однако  нельзя вывести сознание непосредственно   из  эволюции  животных  :человек  -  продукт  общественных  отношений.   Биологической   предпосылкой общественных  отношений  было  стадо.  Предки  человека  жили  стадами,  что позволяло всем особям наилучшим  образом  защищаться  от  врагов,  оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором,  влияющим  на  превращении  обезьяны  в человека,  стада -  в общество, была трудовая  деятельность  т.  е.  такая  деятельность,  которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий. Отличие человека от животного  заключается в его способности   создавать  и сохранять  орудия.  Энгельс отмечал,  что нашим отдаленным  предком была высокоразвитая древняя порода  обезьян.  Изменившийся  образ  жизни  обезьян обусловил новый способ их передвижения – по поверхности земли,  при  которой они  постепенно  перестали  пользоваться  для  этой  цели  руками  и   стали усваивать  прямую  походку.  Руки,  освободившись  от  передвижения,   стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука  человека  мало чем отличалась  от  руки  обезьяны  и  могла  выполнять  только  примитивные действия  –  орудовать  палкой,  камнем.  В   дальнейшем   рука   постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более  сложным  функциям,  к  трудовому процессу. “ Труд создал самого человека ” – говорил Энгельс - …  но  процесс труда начинается только при изготовлении  орудий.”  Некоторые  предпосылки этого процесса уже имеются  у  высших  животных.  Например,  обезьяна  может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон  отламывает  ветку  и сгоняет ею насекомых с тела.  Но  животные  используют  палку случайно  и эпизодически, поэтому они  не изготовляют своих орудий и  не  хранят  их  на будущее. Животное создает  орудие  в  конкретной  ситуации.  Вне  конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как  орудие,  не  сохраняет  его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной  ситуации,  оно  тут  же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом  животные  не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная  деятельность  животных никогда  не  совершается  коллективно  -  в  лучшем  случае  обезьяны  могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек  создает  орудие  по  заранее   продуманному плану, использует его по  назначению  и  сохраняет  его.  Он  живет  в  мире относительно постоянных вещей. Человек , используя орудия труда, осознает  и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении,  обдумывают  из  какого материала и какой формы оно  должно  быть  изготовлено.  Человек  пользуется орудием сообща с другими людьми. Он заимствует опыт использования  орудия  у одних и передает его другим людям.

Именно  изготовление  орудий  труда   и  является  показателем   появления человека. С  момента  изготовления  орудий  труда  стали  складываться  иные отношения между  людьми.  Каждое  новое  поколение  людей  получает  готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому  люди  наследуют  не  только биологические признаки, но и социально-исторический  опыт,  накапливаемый  и сохраняемый прежде всего в орудиях  и  средствах  производства  материальных благ.

Что  бы передавать опыт из поколения  в поколения, нужно общаться,  поэтому в    результате    эволюции    неразвитая    гортань    обезьяны    медленно преобразовывалась  для  произнесения  членораздельных  звуков.  У   человека появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения  между людьми. У животных нет языка  и  членораздельной  обобщенной  речи.  Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на  других  с помощью звуков голоса.  Внешнее  сходство  с  человеческой  речью,  конечно, можно увидеть, но если посмотреть  на  эту  проблему  изнутри  ,  то  увидим принципиальные  различия.  Человек  выражает  в   своей   речи   объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь.  А  животные,  реагируя  на голосовой сигнал  другого  животного  отвечают  не  на  то,  что  объективно означает данный голосовой сигнал, а  отвечают на сам  этот  сигнал,  который приобрел для них определенный биологический смысл.

Различные  звуки,  испускаемые   дельфином,  представляют  собой   систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих  о  пище, бедствии, поисках особей противоположного пола.  Попугай  благодаря  особому устройству ротовой полости способен подражать звукам, но  он  в  отличие  от человека не  понимает  то  о  чем  говорит.  Тревожный  крик  птицы   -  это инстинктивная реакция на опасность.

Ни в какое сравнение не  идет "язык" животных и язык  человека. В то  время как животное может лишь подать сигнал своим  собратьям  по  поводу  явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек  может   с  помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем,  передавать им социальный опыт.

Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в  многовековой  практике  общества.  Он   может  получить  знания  о  таких явлениях, с которыми  лично никогда не встречался.  Кроме  того,  язык  дает возможность  человеку  отдавать  себе   отчет   в   содержании   большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных  и  языке  человека  определяет  различие  и  в мышлении. Это объясняется тем,  что каждая  отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим  животным свойственно лишь практическое мышление. Только в  процессе  ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную  задачу. Абстрактные способы мышления  еще не   наблюдал   у   обезьян   ни   один исследователь.

Животное может действовать  только в  пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не  может  выйти  за  ее  пределы,  абстрагироваться  от  нее. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение  человека характеризуется  способностью абстрагироваться   от данной  конкретной  ситуации  и  предвосхищать  последствия,  которые  могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким  образом, конкретное, практическое мышление  животных  подчиняет  их непосредственному  впечатлению от данной ситуации,  способность  человека  к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость  от  данной ситуации. Человек способен отражать не только  непосредственные  воздействия среды,  но  и  те,  которые  его   ожидают.   Человек   способен   поступать соответственно познанной  необходимости  -  сознательно.  Это   существенное отличие психики человека от психики животного.

 

 

 

 

 

 

3. Структура психики

 

Психика – функция  мозга, заключающаяся в отражении  объективной действительности в  идеальных образах, на основе которых  регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом  отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Информация о работе Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики